Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система Занкова)
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literat_chteniyu_1_klass_sistema_zankova.doc | 198.5 КБ |
ktp_literaturnoe_chtenie_1kl_sistema_zankova.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе
- Закона РФ «Об образовании»;
- Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку научившиеся читать дети в короткий послебукварный период должны открыть для себя художественный текст как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях и в конечном итоге о себе. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя идею. Главное направление в развитии навыка чтения в этом учебном году состоит в формировании таких качеств чтения, как правильность и осознанность, понимание детьми при чтении фактического содержания текста. Дети учатся ориентироваться в речевом потоке, выделять события, видеть их последовательность, пересказывать сюжеты небольших по объему текстов.
Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоение этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.
Изучение предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе в системе образования младших школьников;
- -Формирования читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- Развития художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- -Воспитания: интереса к чтению и книги, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Основные задачи учебного предмета:
- - Расширить представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
- - Способствовать воспитанию культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащению мира чувств, эмоций детей, развитию их интереса к чтению и потребности в нем.
- - Развивать разнообразные речевые навыки школьников, связанных с процессами: восприятия художественных произведений (навыков осмысленного слушания и чтения); интерпретации художественных произведений (навыков письменного и устного высказывания при анализе); собственного творчества.
Реализация программы «Литературное чтение» на ступени начального образования в гимназии имеет следующие особенности: при выборе форм работы и контроля используются творческие задания, позволяющие развивать социокультурную, коммуникативную и информационную компетентности гимназистов (проведение устных журналов по творчеству писателей, составление кроссвордов, ребусов и.т.д.)
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой). В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками - читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.
В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и искусства в целом.
Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями в этом разделе позволяют не только отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории Родины.
В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.
На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.
3. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Предметная область - Филология
На предмет «Литературное чтение» в 1 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 недель).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Чтение про себя. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и с разным настроением, различной громкостью. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Освоение норм речевого этикета.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Умение работать с разными видами информации.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста от фольклорного. Фольклор разных народов. Анализ поступков персонажей (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений пообщности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрациям, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Практическое ознакомление с рифмой. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица). Понятие о монологе и диалоге в литературе.
Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия.
Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.
Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виды сказок (о животных, волшебные). Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.
Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение за изменением смысла высказывания. Использование в устной речи образных выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок.
Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий произведения. Эмоциональная передача событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.
Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания. Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.
Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и внеязыковых средств (мимики, движений, жестов).
Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного (юмористического), торжественного (героического) характера произведения, задумчивый (лирический) тон произведения.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).
Круг чтения первого года обучения
Малые жанры фольклора
Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.
Русские народные сказки
«Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка_сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*,«Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*.
Зарубежные народные и авторские сказки
«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»*, Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»*
Русские писатели и поэты
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун»,
«Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*; К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова*, Е. Благинина*, Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; Г. Виеру, З. Зелк*, Дж. Чиарди*, Ян Бжехва*.
М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия.
Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*; Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова «Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства»,«Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»; Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски»,«Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*.Дж. Родари «Приключения Чиполлино»(отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все_все_все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*,«Блэки и Реджи»*.
* Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии.
7. Тематическое планирование
Глава 1. «Книги – твои друзья» (6 часов).
Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения. «Что ты любишь делать с книгами?» (авт. текст).
Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя.
«Под ковром» (по Д. Биссету).
Особенности поэтического текста. Работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза» без введения определений.
Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). «Когда ты берешь книгу…» (авт. текст).
Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. Лента времени.
Ориентация в структуре книги. Понятие о библиотеке.
«Как устроена книга…» (авт. текст), В. Берестов «Читалочка», «Я купил билет в библиотеку…» (авт. текст).
Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах.
«Твой день. Здоровье в порядке спасибо зарядке!». В. Лунин «Я видела чудо».
Проверь себя.
Глава 2. “Путешествие в мир Литературы” (5 часов).
Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы.
Задачи Г. Остера. Г. Остер «Это я ползу».
Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка.
Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе…», скороговорки, загадки народные и авторские.
Литературный герой, его имя, характер.
А. Милн «Винни Пух и все-все-все», К. Чуковский «Барабек».
Различение научного и художественного текстов.
Художественное и научное описание.
Угадайте-ка, Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели», М. Яснов «Радость».
Проверь себя.
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)
Формирование первичных представлений о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой.
Л. Толстой «Косточка».
Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой.
Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался».
Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие авторской позиции от позиции героя.
Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко».
Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому.
Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики».
Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя.
А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».
Проверь себя.
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов).
Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая.
И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…».
Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства».
Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы.
М. Яснов «Горестипечалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…».
Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный прием.
В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Деревожираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…».
Прием олицетворения в сказке.
Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Загадки.
Прием олицетворения в авторской поэзии.
А. Пушкин «Унылая пора!..», К. Бальмонт «Осень».
Прием сравнения в загадке.
Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…».
Характер литературного героя.
Трудности существовании. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты).
Проверь себя.
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов).
Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок.
Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!». М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». Авторские задания.
Сказки о животных.
«Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса» (русские народные сказки).
Сказки о животных. Обобщение читательского опыта.
Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг.
Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и авторское стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы.
Сказочная область на карте Литературы.
Э. Успенский «Про Веру и Анфису» (отрывок).
Поэтические приемы в стихотворении.
И. Бунин «Листопад».
Законы волшебной сказки.
«Гуси-лебеди» (русская народная сказка).
Народные и авторские сказки. Сказки разных народов.
«Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро.
Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка.
С. Михалков «Прививка». Частушки.
«Твой день».
Проверь себя.
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)
Характер героя в фольклоре и авторской литературе.
В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь».
Автор – герой – читатель.
Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература.
К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…».
Поэзия в рассказе и стихотворениях.
М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А.К. Толстой «Колокольчики мои…».
Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия.
В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л. Толстого.
Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении.
В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…».
Фантазия в авторском произведении.
Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка».
Изобразительные возможности поэтического произведения.
Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…»
Проверь себя. Что читать летом.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.
На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.
Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).
В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры.
Критерии оценки
В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.
Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.
Каждый педагог должен отчетливо себе представлять основные цели свой педагогической работы в рамках контрольно-оценочной деятельности:
- способствовать формированию у детей действий самоконтроля и самооценки;
- отслеживать процессуальную сторону учения;
- определять «точечно» проблемы учащихся с последующей дифференцированной коррекцией действий и знаний учащихся;
- определять динамику изменений, происходящих у учащихся в предметных знаниях, метапредметных умениях, в формировании механизмов учебной деятельности, качеств личности.
Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:
- критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.
- приоритет самооценки
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).
- гибкость и вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
- естественность процесса контроля и оценки
Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.
В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: количественна (описательная).
Качественная составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.
Количественная - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Формы контроля
Формы реализации программы
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- наблюдение;
- информативный;
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактические материалы;
Технологии:
- информационно-коммуникативная;
- здоровьесберегающая;
- деятельностный подход.
Контроль уровня обученности.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение » отводят 40 часов в учебный год (4 часа в неделю), в том числе:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
Техника чтения | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Понимание прочитанного | 0 | 0 | 1 | 1 | |
Стихи наизусть | 1 | 4 | 5 |
Требования к концу 1 класса
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (темп чтения ориентировочно 25-30 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- понимать фактическое содержание текста;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
- пользоваться словарями учебника;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
- овладеть следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество;
иметь начальное представление:
- об изобразительной природе художественного текста, «рисующих» словах, «картинном» плане;
- о смысловых частях текста;
- о некоторых способах создания характера героя в сказке;
- об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
- об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
иметь нравственное представление:
- о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.
Использование ИКТ
№ п/п | Тематический блок | Количество часов | Количество часов | |
Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | |||
1. | «Книги – твои друзья» | 6 | 2 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | Мини-проект «Я видела чудо!» |
2. | “Путешествие в мир Литературы” | 5 | 2 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | «В мире загадок» |
3 | «Долина рассказов: тайна за тайной» | 5 | 3 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | Учебное исследование «Рассказ – это стихи или проза?» |
4 | «Сады поэзии: из чего растут стихи» | 8 | 4 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | Мини-проект «Книжечка моих стихов» |
5 | Сказочные дорожки: твой путеводитель | 8 | 4 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | Проект «Сочиняем сказки» |
6 | Открытия в литературе и фантазии в науке | 8 | 4 Презентации, Диски обучающие «Кирилла и Мифодия» | |
7 | Итого | 40 | 19 (52%) | 5 (13%) |
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
для обучающихся:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2012г.
для учителя:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2012г.
- Свиридова В.Ю. Программа. Литературное чтение 1-4 кл.
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
- Березина Э.В. Поурочно-тематическое планирование к учебникам В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение». 1–2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
■ иллюстрации к литературным произведениям;
■ портреты писателей;
■ репродукции произведений живописи;
■ интерактивная доска;
■ набор приспособлений для крепления таблиц, постеров и т.д. на классную доску;
■ телевизор;
■ мультимедийный проектор;
■ компьютер;
■ принтер;
■ фото-, видеокамера цифровая;
■ классная доска
3. Экранно - звуковые пособия
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературе (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературе (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературе.
4. Оборудование класса
- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Список образовательных интернет - ресурсов
для учителей начальных классов
Рассмотрен на заседании ПЦК от 30.08.2014 г., протокол № 1
Утвержден на заседании МС от 19.09.2014г. протокол №1
|
Литературное чтение | |
1 2 3 4 5 | Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение ( В. Ю. Свиридова)
40 часов ( 4 часа в неделю).
№ | Тема урока | Названия произведений | Планируемые результаты | Кол-во часов | Виды деятельности | Стр. | Дата проведения | ||||||||||
Предметные | Метапредметные, личностные | ||||||||||||||||
Глава 1. Книги – твои друзья (6 час.) | |||||||||||||||||
1 | Книга в нашей жизни. С. Морозов, С.Я. Маршак. Стихотворения | Морозов, С.Я. Маршак. Стихотворения | Иметь представление о новом учебном предмете – литературном чтении. Знать о роли книги в жизни человека; стихи С. Я. Маршака. Уметь выразительно читать стихотворения. | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение. | 1 | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. | 3 – 5 | ||||||||||
2 | Герои, созданные воображением писателя. «Под ковром» (По Д.Биссету) | «Под ковром» (По Д.Биссету) | Знать о творчестве Дональда Биссета; о том, что в художественной литературе возможно описывать вымышленных героев произведения. Уметь пересказывать прочитанное; составить свой рассказ. | 1 | 6 -7 | ||||||||||||
3 | Знакомимся с поэтическим произведением. | Д.Хармс «Я проснусь…» К.Чуковский «Мойдодыр» | Знать об особенностях поэтического произведения; о творчестве Даниила Хармса и Корнея Чуковского. Уметь выразительно читать стихотворения. | 1 | 8-9
| ||||||||||||
4 | История рождения книги. Лента времени. | Знать об истории появления первых книг. Уметь отличать литературные произведения от бытовых. | 1 | 10-11 | |||||||||||||
5 | Ориентация в структуре книги. В.Берестов «Читалочка» наизусть. | В.Берестов «Читалочка» | Знать понятия «содержание», «абзац» Уметь определять примерное содержание книги по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. | 1 | 12-14 | ||||||||||||
6 | Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. ПРОВЕРЬ СЕБЯ | В.Лунин «Я видела чудо» | Иметь общее представление о фольклоре. Уметь читать поэтическое произведение. | 1 | 15 - 17 | ||||||||||||
Глава 2. «Путешествие в мир литературы» ( 5 часов) | |||||||||||||||||
7 (1) | Чтение и литература. Задачи Г.Остера. Г.Остер «Я ползу» | Задачи Г.Остера. Г.Остер «Я ползу» | Знать понятия «жанр», «научная литература», «художественная литература»; о творчестве Григория Остера. Уметь пересказать произведение Григория Остера. | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение. | 1 | Выполнение индивидуальных заданий, работа в парах и группах. | 18 -21 | ||||||||||
8 (2) | Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора. | Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские. | Знать малые фольклорные жанры: загадки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки. Уметь загадать 2-3 загадки | 1 | 22-24 | ||||||||||||
9 (3) | Литературный герой, его имя, характер. | К.Чуковский «Барабек», А.Милн «Винни Пух …», | Иметь понятие «литературный герой». Уметь определять главного литературного героя произведения; понимать, какова основная идея произведения, почему дано определенное имя; давать характеристику главному герою. | 1 | 25-27 | ||||||||||||
10 (4) | Различение научного и художественного текстов. | Угадайте-ка. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». | Иметь представление о научной и художественной литературе. Уметь различать научный и художественный текст | 1 | 28-31 | ||||||||||||
11 (5) | М.Яснов «Радость» ПРОВЕРЬ СЕБЯ | М.Яснов «Радость» | Иметь представление о научной и художественной литературе. Уметь различать научный и художественный текст | 32-33 | |||||||||||||
Глава 3 Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов) | |||||||||||||||||
12 (1) | Персонажи рассказа и главный герой. Л.Н. Толстой «Косточка». | Л.Н. Толстой «Косточка». | Иметь представление о рассказе как о литературном жанре Знать о творчестве Л. Н. Толстого Уметь понимать основную идею произведения; бегло читать; пересказывать прочитанное. | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Регулятивные: способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: формулировать познавательную цель; поиск и выделение полученной информации; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; нахождение главной мысли прочитанного; дополнение к прочитанному; сравнение. | 1 | Выполнение индивидуальных заданий, работа в парах и группах. Пересказ. | 34-35 | ||||||||||
13 (2) | Понятие о сюжете рассказа. Автор и его герой. | У.Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета». Е.Чарушин «Томка испугался» | Иметь представление о сюжете рассказа. Уметь понимать, как относится автор к своему герою на материале произведения «Томка». | 1 | 36-40 | ||||||||||||
14 (3) | Русский народный фольклор: потешки, прибаутки, побасенки. | Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». | Знать о народном фольклоре. Уметь читать потешки, прибаутки, побасенки. | 1 | 41-44 | ||||||||||||
15 (4) | Художественное описание. Авторское отношение к герою. | Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». | Знать понятие «художественное описание». Уметь чувствовать и понимать, как автор относится к своему герою, какие средства описания он применяет для показа его характера. | 1 | 44-47 | ||||||||||||
16 (5) | Средства выражения авторского отношения к герою. ПРОВЕРЬ СЕБЯ | А.Барто «Я одна ничья сестра…», В.Орлов «Кто кого обидел первый…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять» | Уметь давать оценку поступкам персонажей, читать выразительно | 1 | 48-51 | ||||||||||||
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов) | |||||||||||||||||
17 (1) | Поэзия. Поэтические тайны. И.Пивоварова «Тайна» наизусть. | И.Пивоварова «Тайна», Л.Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…» | Знать о творчестве Ирины Пивоваровой, Льва Друскина. Уметь понимать, какой смысл вкладывает поэт в свое произведение на примерах шуточного стихотворения «Тайна» и взрослого отношения в стихотворении «Беру я вещи в руки осторожно»; бегло и выразительно читать. | Личностные: проявление любознательности, интереса к изучаемому материалу, пробуждение интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь. Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; преодолению препятствий; сотрудничать с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. Познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературные понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; выдвигать гипотезу и ее обосновывать; формулировать проблемы и самостоятельно искать способы решения (творческие проблемы). | 1 | Дидактические игры; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в паре и группе; конкурс чтецов; выставка рисунков. | 52-54 | ||||||||||
18 (2) | Выявление характера героя рассказа. Виктор Драгунский «Друг детства». | Виктор Драгунский «Друг детства». | Знать о творчестве Драгунского. Уметь выразительно, плавно, осознанно читать; понимать характер героя; сострадать. | 1 | 55-59 | ||||||||||||
19 (3) | Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. | М.Яснов «Горести-печалести», А.Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б.Заходер «Я, на всё махнув рукой…», Е.Серова «Надо к пятнице Егорке…» | Знать о творчестве Агнии Львовны Барто. Уметь бережно относиться к своим игрушкам, видеть в них своих друзей. | 1 | 59- 62 | ||||||||||||
20 (4) | Признаки художественного текста. Олицетворение. | В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…».. | Знать об олицетворении Уметь рассказать, каким видят окружающий мир поэты; выразительно читать. | 1 | 63-65 | ||||||||||||
21 (5) | Приём олицетворения в сказке. Джанни Родари «Приключения Чиполлино». | Джанни Родари «Приключения Чиполлино». | Знать о Дж.Родари, об олицетворении в сказке, о роли описания предмета в загадке. Уметь читать и пересказывать прочитанное. | 1 | 66-69 | ||||||||||||
22 (6) | Олицетворение. А.Пушкин «Унылая пора!..» К.Бальмонт «Осень» наизусть | А.Пушкин «Унылая пора!..» К.Бальмонт «Осень» | Знать о творчестве А. С. Пушкина, К. Бальмонта; о признаках осени. Уметь видеть прекрасное глазами поэтов; нарисовать осень и составить рассказ по своему рисунку, бегло и выразительно читать. | 1 | 70-71 | ||||||||||||
23 (7) | Прием сравнения в загадке. | Е.Серова «Если мы растём на ели…», Р.Сеф «На свете всё на всё похоже…» | Знать приемы сравнения Уметь понимать смысл загадки по описанию предмета. | 1 | 72-74 | ||||||||||||
24 (8) | В.Панова «Кто такой Серёжа…» ПРОВЕРЬ СЕБЯ | В.Панова «Кто такой Серёжа…» | Знать о творчестве Веры Пановой. Уметь давать характеристику литературному герою на примере произведения «Сережа»; бегло читать и пересказывать прочитанное. | 1 | 75 - 79 | ||||||||||||
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов) | |||||||||||||||||
25 (1) | Сказки народные и авторские. Законы сказок. | Л.Друскин «Какие незнакомые предметы», М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» | Иметь общее представление о сказке Уметь отличать сказку от др. жанров худ. произведения; пересказать любимую сказку. | Личностные: - положительное отношение к уроку литературного чтения; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах. Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные: – понимать фактическое содержание текста; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; | 1 | Выполнение индивидуальных заданий, работа в парах и группах. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Устное словесное рисование с опорой на произведение. | 80-83 | ||||||||||
26 (2) | Русские народные сказки о животных «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса» | «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса» | Знать сказки о животных. Уметь показать, какими человеческими качествами наделяют животных в сказках. | 1 | 84 - 87 | ||||||||||||
27 (3) | Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. В.Берестов «Петушки». Скороговорка. Пословицы. | В.Берестов «Петушки» Скороговорка. Пословицы. | Иметь представление о малом фольклорном жанре – потешке Уметь отличать потешки от авторских стихов | 90-92 | |||||||||||||
28 (4) | Эдуард Успенский «Про Веру и Анфису» (отрывок) | Эдуард Успенский «Про Веру и Анфису» (отрывок) | Знать о творчестве Успенского Э. Уметь проявлять читательские навыки, работать с книгой. | 1 | 93 | ||||||||||||
29 (5) | Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад» наизусть. | И.Бунин «Листопад» | Знать о творчестве Бунина; понятие «эпитет». Уметь выразительно читать стихи. | 1 | 94-95 | ||||||||||||
30 (6) | Законы волшебной сказки. «Гуси-лебеди», русская народная сказка | «Гуси-лебеди». | Иметь представление о том, как отличить волшебную сказку от других видов сказок; показать, какие свои мечты воплощал народ в сказках и какие из них сбывались (ковер-самолет и т. д.). Уметь сочинить и рассказать свою волшебную сказку. | 1 | 96 - 99 | ||||||||||||
31 (7) | Сказки разных народов. Ш.Перро «Красная Шапочка» | Ш.Перро «Красная Шапочка» | Знать о том, что есть авторские сказки. Уметь пересказать прочитанное. | – выделять в тексте основные части; – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); – работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков; – пользоваться словарными пояснениями учебника | 1 | 100 - 103 | |||||||||||
32 (8) | Авторское стихотворение и частушка. С. Михалков «Прививка» ПРОВЕРЬ СЕБЯ | С. Михалков «Прививка» | Знать о творчестве Михалкова. Уметь понимать, какую эмоциональную окраску несет в себе поэтическое произведение. | 1 | 104 - 107 | ||||||||||||
Глава 6. Открытия в литературе и фантазии в науке (8 часов) | |||||||||||||||||
33 (1) | Характер героя в поэзии и фольклоре. | В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». | Знать о творчестве Николая Ламма. Уметь давать характеристику персонажу, выявлять качества характера, присущие только ему. | Личностные: - положительное отношение к уроку литературного чтения; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – чувство любви к природе родного края. Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные: – понимать фактическое содержание текста; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); – работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков; – пользоваться словарными пояснениями учебника Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество. | 1 | Выполнение индивидуальных заданий, работа в парах и группах. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Устное словесное рисование с опорой на произведение. | 108 - 109 | ||||||||||
34 (2) | Автор-герой-читатель | Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | Уметь понимать, как автор относится к своему герою; высказывать свое мнение к описываемому действию. | 1 | 110 - 113 | ||||||||||||
35 (3) | Различение художественного (сказочного) и научного текста. | К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». | Иметь общее представление о разных видах текста. Уметь определять цели создания этих видов текста | 1 | 114 - 117 | ||||||||||||
36 (4) | Проверка техники чтения. Поэзия в рассказе и стихотворениях. | М. Пришвин «Золотой луг», В.Торчинский «Непослушный одуванчик», А.Пушкин «Цветок», А.Толстой «Колокольчики мои…» | Знать о творчестве писателей и поэтов, различные виды литературного жанра, которые раскрывают перед читателем удивительный мир природы. Уметь видеть прекрасное в природе, бережно к ней относиться; выразительно читать | 1 | 118- 121 | ||||||||||||
37 (5) | Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. | В.Берестов «Весенняя сказка», С.Пшеничных «И летом и зимою», П.Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Толстого | Уметь отличать ложь от фантазии; показать нравственные последствия лжи, бегло и осознанно читать; пересказывать. | 3 | 122 - 125 | ||||||||||||
38 (6) | Понимание прочитанного. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. | В.Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р.Сеф «Если ты ужасно гордый…» | Знать о творчестве Драгунского, Сефа. Уметь определять юмористический характер произведения, находить в тексте необходимую информацию, читать по ролям | 1 | 126 - 129 | ||||||||||||
39 (7) | Фантазия в авторском произведении. Н.Носов «Затейники», Н.Друк «Сказка» | Н.Носов «Затейники», Н.Друк «Сказка» | Знать о творчестве Носова. Уметь определять юмористический характер произведения, находить в тексте необходимую информацию, читать по ролям | 1 1 | 130-133 | ||||||||||||
40 (8) | Изобразительные возможности поэтического произведения. ПРОВЕРЬ СЕБЯ | Ю.Мориц «Это-да! Это-нет!» Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа…» | Знать о творчестве Мориц. Уметь определять юмористический характер произведения, находить в тексте необходимую информацию, читать по ролям | 134-137 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соотве...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Занкова
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 2 класс, а...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс система Занкова
Программа составлена к учебнику Свиридовой В.Ю. 4 часа в неделю, соответствует требованиям ФГОС, содержит УУД....
рабочая программа по Литературному чтению 2 класс система Занкова
поянительная записка и тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику В.Ю.Сверидовой. программа Л.В.Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс система Занкова
В рабочей программе следующие разделы: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО. Программа включа...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, система Занкова учителя Аксюк Г.М.
Литературное чтение ( для УМК системы Л.В. Занкова) Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государстве...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника СвиридоваВ.Ю.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального...