Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального образования, к учебной программе развивающего поколения Л.В Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lit.chtenie_2011-2012_uch.god_.doc | 206 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_literaturnoe_tenie_2_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального образования, к учебной программе развивающего поколения Л.В Занкова.
«Литературное чтение» – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения,
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.
Основное содержание программы представлено следующими разделами:
- Раздел «Литературоведческая пропедевтика»* содержит круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми;
- Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»;
- Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы отбора содержания чтения младшего школьника;
- Раздел «Творческая деятельность учащихся» описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения.
Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, "вычитыванием" авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся (визируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, олицетворения, гиперболы, ритма. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания у школьников складывается убеждение, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.
Раздел: Виды речевой и читательской деятельности
Цель: развитие аудирования, говорения чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного), формировании е аналитических умений.
Фундаментальное ядро | Требования | Измерители | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные (социальный опыт) | ||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Аудирование (слушание) Чтение вслух. Чтение про себя. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Работа с разными видами текстов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Работа с текстом художественного произведения. Библиографическая культура. | Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе; Читать наизусть стихотворения разных авторов; Читать тексты вслух и про себя, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; Называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любого автора; Выделять главную мысль прочитанного произведения; Отвечать на вопросы по содержанию текста; Пересказывать текст, формулировать несложные выводы; Строить высказывания по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица; Соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста; Находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; Понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя); Оценивать литературного героя произведения по его поступкам; Составлять описание природы, предметов | Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; Сравнивать художественный и научно-популярный текст; Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; Находить в тексте ответ на заданный вопрос; Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии | Реализовать потребность в общении со сверстниками; Проявлять интерес к общению в групповой работе; Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; Понимать контекстную речь взрослых | Принимать алгоритм выполнения учебной задачи; Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время | Прививать положительное отношение к школе; Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений; Уметь выделять поступок как проявление характера героя; Эмоционально относиться к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; Воспитывать чувства доброжелательности, доверия, внимательности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; Развивать интерес к слову, родному языку |
Раздел: Круг детского чтения
Цель: Обеспечение мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Фундаментальное ядро | Требования | Измерители | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные (социальный опыт) | ||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки. Классики русской литературы. Современные русские и зарубежные писатели и поэты | Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника; Выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция» и т.д Ориентироваться в заданиях учебника по значкам; Пользоваться словарем учебника и справочной литературой; Дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии; Представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов; | Сравнивать художественный и научно-популярный текст; Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии | Проявлять интерес к общению в групповой работе; Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; Действовать в соответствии с коммуникативной ситуации | Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время | Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений; Уметь выделять поступок как проявление характера героя; | Выразительное чтение Пересказ Выучить наизусть |
Раздел: Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Цель:
Фундаментальное ядро | Требования | Измерители | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные (социальный опыт) | ||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Устное народное творчество. Былина. Волшебная сказка. Социально-бытовая сказка. Пословица. Басня. Авторская литература. Проза. Сказочная повесть. Рассказ. Поэзия. Драма | Различать диалогический и монологический характер произведения; Различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, и т.д) Узнавать особенности народной сказки; Понимать особенности жанра рассказа; Различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть; Пересказывать сюжет, находить элементы сюжеты; Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка; Различать виды рифмовки, придумывать точную рифмовку | Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; Видеть отличия народного и авторского текста; | Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; Действовать в соответствии с коммуникативной ситуации Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания | Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Принимать алгоритм выполнения учебной задачи; Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи | Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений; Уметь сопоставлять поступки людей, в т.ч свои с поступками героев литературных произведений; Уметь выделять поступок как проявление характера героя; | Проверка техники чтения Пересказ Выразительное чтение |
Раздел: Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных произведений)
Цель: формирование умений работать с текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.
Фундаментальное ядро | Требования | Измерители | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные (социальный опыт) | ||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Чтение по ролям, инсценирование; Устное словесное рисование; Работа с деформированным текстом; Изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналои) или на основе личного опыта. | Воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; Выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения; Придумывать точную рифму; Сочинять устное рассуждение на свободную тему; Подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению; Озаглавливать произведение и его части. | Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; Сочинять небольшие тексты на заданную тему | Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; Проявлять интерес к общению в групповой работе; Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | Соотносить внешнюю оценку и самооценку; Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время; Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи | Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; Уметь передавать свое эмоциональное отношение к произведению; Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений; Иметь начальные представления о культурных традициях своего народа ; | Проверка техники чтения Пересказ Составить рассказ Выразительное чтение |
Тематическое планирование
Литературное чтение
(102 часа)
№ | Тема урока | Творческие задания | Кол-во часов | Дата |
Глава I. Вступление, или Детективное начало… | ||||
1 | Герой прозаического и поэтического текста В. Драгунского «Что я люблю» и И. Токмаковой «Мне грустно» | Дополнить или изменить рассказ, составить свой. | 1 | 5.09 |
2 | Герой прозаического Произведения В. Драгунского «Что любит Мишка». | 1 | 6.09 | |
3 | Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста» | Игра «Контрасты» | 1 | 7.09 |
4 | Годовой круг. Взгляд поэта и исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» | Рисунок. | 1 | 12.09 |
5 | Лирический герой в произведениях различных видах искусства: литературы, живописи, музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л. Бетховен «Лунная соната»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | 1 | 13.09 | |
6 | Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М. Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман» | 1 | 14.09 | |
Глава II. Завязка, тайны искусства… | ||||
7 | Художественный образ в поэзии и живописи. | 1 | 19.09 | |
8 | Олицетворение как поэтический прием. Д.Кедрин «Осенняя песня» | 1 | 20.09 | |
9 | Приемы олицетворения в поэзии и живописи. М. Лермонтов «Утес», Н. Мушкудиани «Что его беспокоит», М. Чюрленис «День», Н. Рерих «Стражи ночи» | 1 | 21.09 | |
10 | Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества. И Пивоварова «Как я считал», Г.Корнилова «про бабочку». | Придумай сравнения | 1 | 26.09 |
11 | Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих разным жанрам. Г. Карнилова «Вертолет», Н. Орлова «Самолет, К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь». | Составить загадки, рисунок. | 1 | 27.09 |
12 | Художественный образ в литературе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение. | 1 | 3.10 | |
13 | Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», М. Чюрленис «Соната звезд» | 1 | 4.10 | |
14 | Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; М. Цветаева «Одна половинка окна» | Образ птицы счастья | 1 | 5.10 |
15 | Обобщающий урок. Тест | 1 | 10.10 | |
Глава III. Погоня за секретами литературы… | ||||
16 | Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия, хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел» | Рисунок. | 1 | 11.10 |
17 | Иронические отношения автора к герою. К. Чуковский «Федотка»; У. Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола. | 1 | 12.10 | |
18 | Нравственная коллизия в рассказе. | 1 | 17.10 | |
19 | Эмоциональная окраска в тексте. | 1 | 18.10 | |
20 | Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «приключения дядюшки Тик-Так». | 1 | 19.10 | |
21 | Как смотрит на мир поэт и художник. И. Суриков « Все темней, темней и тише»; М.Врубель «К ночи» | 1 | 24.10 | |
22 | Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | 25.10 | |
23 | Авторская сказка Ш.Перро «Кот в сапогах» | Рисунок | 1 | 26.10 |
24 | Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой. | 1 | 31.10 | |
25 | Герой волшебной сказки и сказки о животных | 1 | 1.11 | |
26 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 2.11 | |
27 | Красота и выразительность Пушкинского стиха «Опрятней медного паркета» | 1 | 14.11 | |
28 | Авторская сказка о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 1 | 15.11 | |
29 | Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «броненосцы». | Нарисовать чудовище | 1 | 16.11 |
30 | Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | 1 | 21.11 | |
31 | Шуточный или юмористический художественный образ. | 1 | 22.11 | |
32 | Разная природа вымысла. | 1 | 23.11 | |
33 | Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К. Бальмонт «У чудищ». Загадки. | 1 | 28.11 | |
34 | Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки. | 1 | 29.11 | |
35 | Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь» | 1 | 30.11 | |
36 | Обобщающий урок по сказкам. | 1 | 5.12 | |
37 | Происхождение примет и праздничных традиций. И. Пивоварова «Вкусные ботинки». | 1 | 6.12 | |
Глава IV. Новые загадки следствия… | ||||
38 | Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии. | 1 | 7.12 | |
39 | В. Даль «Старик-годовик» | 1 | 12.12 | |
40 | Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т.Белозеров «Подснежники» | Рисунок. Придумай легенду о происхождении цветка | 1 | 13.12 |
41 | Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство», Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел» | 1 | 14.12 | |
42 | Специфика авторской сказки. Л. Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | 19.12 | |
43 | Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький Водяной» | 1 | 20.12 | |
44 | Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга» | 1 | 21.12 | |
45 | Обобщающий урок. Л. Друскин «Я сплю» | 1 | 26.12 | |
46 | Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста» | 1 | 27.12 | |
Глава V. Кульминация! Вершина воображения… | ||||
47 | Поэтические текст: авторские и народные. | Использовать приёмы сравнения при составлении загадок. | 1 | 11.01 |
48 | Авторский поэтический текст. С. Есенин «Зима» | 1 | 16.01 | |
49-50 | Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишина каша» | Расследование с. 17. | 2 | 17.01 18.01 |
51 | Продолжение работы с жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка» | 1 | 23.01 | |
52-53 | Поэзия как особое выражение мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи» | 2 | 24.01 25.01 | |
53 | Поэзия как особое переживание мира. Ф. Тютчев «Весна» | 1 | 30.01 | |
54 | Поэзия как особое переживание мира. Н. Рыленков «После дождя»; Р. Сеф «Странное дело» | 1 | 31.01 | |
Глава VI. Вперёд по дороге открытий… | ||||
55 | Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи» | 1 | 1.02 | |
56 | Рассказ Л. Толстого «Акула» | 1 | 6.02 | |
57 | Авторская сказка и ее связь с сюжетом и структурой народной сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий нос» | 1 | 7.02 | |
58 | Авторская поэзии: обращении е к фольклору. С. Черный «Колыбельная»; А. Барто «Старший брат сестру баюкал» | Придумать свою игру. | 1 | 8.02 |
59 | Шуточный рассказ: серьезная проблема. О. Кургузов «День рождения вверх ногами» | 1 | 13.02 | |
60 | Шуточный рассказ Д. Родари «Сакала-пакала» | 1 | 14.02 | |
61-62 | Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки. | 1 | 15.02 | |
63-63 | Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С. Козлов «Черный омут» | 2 | 20.02 21.02 | |
64 | Образ в поэтическом стихотворении. С. Казаков «В небе туча хмурится» | 1 | 22.02 | |
65 | Мир глазами сказочного героя или животного | 1 | 27.02 | |
66 | Специфика авторской сказки в ее отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» | 1 | 28.02 | |
67 | Авторская сказка и черты народной в ней. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» | Рисунок. | 1 | 29.02 |
68 | Авторская сказка и черты народной в ней. Л. Толстой «Липунюшка» | 1 | 5.03 | |
69 | Нравственные проблемы в сказке. Л. Мурр «Крошка Енот» | 1 | 6.03 | |
70 | Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка «Айога» | 1 | 7.03 | |
Глава VII. Развязка. Распутанные тайны… | ||||
71-72 | Сходство мировосприятия и поэта ребенка. | 2 | 12.03 13.03 | |
73-74 | Законы смешного в поэзии и прозе. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Г. Сапгир «Чудак математик» | 2 | 14.03 19.03 | |
75-76 | Различие научного и художественного текста | 2 | 20.03 21.03 | |
IV четверть | ||||
77-78 | Природа «Необычного» в литературе. Д. Родари «Вопросы наизнанку» | 2 | 27.03 28.03 | |
79 | Законы фольклорных жанров: докучной сказки и загадки. | Придумай свою докучную сказку. | 1 | 2.04 |
80-81 | Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки. | 2 | 3.04 4.04 | |
82 | Поэтический образ и средства его создания. Р. Сеф «Слезы»; С. Черный «Плакса» | 1 | 9.04 | |
83 | Сравнение поэтического и живописного образа. | 1 | 10.04 | |
84-85 | Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. | 2 | 11.04 16.04 | |
86-87 | Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников. А. Гайдар «Чук и Гек» | 2 | 17.04 18.04 | |
88 | Викторина | 1 | 23.04 | |
89-90 | Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. Ш. Перро «Спящая красавица» | 2 | 24.04 25.04 | |
91-92 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина. | 2 | 30.04 2.05 | |
93 | Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер «Что такое стихи». | 1 | 3.05 | |
94 | Обобщающий урок | 1 | 4.05 | |
95 | Контрольная работа. | 1 | 7.05 | |
96 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 8.05 | |
97 | Урок-путешествие «Истоки русской литературы» | 1 | 14.05 | |
98 | Праздник «По тропе сказок» | 1 | 15.05 | |
99 | Игра-путешествие «Вдоль по улице» | 1 | 16.05 | |
100-102 | Резерв | 3 | 21.05 22.05 23.05 |
Литература
Для учителя:
- Система обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова – Самара: « Федоров. Учебная литература», 2008
- Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
- Н.А. Чуракова. Литературное чтение 2-й класс.. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2009г
- Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
5..В. В Захарова, М.В Серова Поурочные разработки по литературному чтению к уч. В. Ю. Свиридовой, Н.А Чураковой. Москва «Вако» 2008
Для учащихся:
Литературное чтение. 2 класс Свиридова В.Ю .2009, 2010г.
- Христоматия. Свиридова В.Ю, Чуракова Н.А. 2010г, 2011г
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Литературное чтение
(102 часа)
№ | Тема урока | Творческие задания | Кол-во часов | Дата |
Глава I. Вступление, или Детективное начало… | ||||
1 | Герой прозаического и поэтического текста В. Драгунского «Что я люблю» и И. Токмаковой «Мне грустно» | Дополнить или изменить рассказ, составить свой. | 1 | 5.09 |
2 | Герой прозаического Произведения В. Драгунского «Что любит Мишка». | 1 | 6.09 | |
3 | Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста» | Игра «Контрасты» | 1 | 7.09 |
4 | Годовой круг. Взгляд поэта и исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» | Рисунок. | 1 | 12.09 |
5 | Лирический герой в произведениях различных видах искусства: литературы, живописи, музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л. Бетховен «Лунная соната»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | 1 | 13.09 | |
6 | Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М. Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман» | 1 | 14.09 | |
Глава II. Завязка, тайны искусства… | ||||
7 | Художественный образ в поэзии и живописи. | 1 | 19.09 | |
8 | Олицетворение как поэтический прием. Д.Кедрин «Осенняя песня» | 1 | 20.09 | |
9 | Приемы олицетворения в поэзии и живописи. М. Лермонтов «Утес», Н. Мушкудиани «Что его беспокоит», М. Чюрленис «День», Н. Рерих «Стражи ночи» | 1 | 21.09 | |
10 | Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества. И Пивоварова «Как я считал», Г.Корнилова «про бабочку». | Придумай сравнения | 1 | 26.09 |
11 | Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих разным жанрам. Г. Карнилова «Вертолет», Н. Орлова «Самолет, К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь». | Составить загадки, рисунок. | 1 | 27.09 |
12 | Художественный образ в литературе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение. | 1 | 28.09 | |
13 | Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», М. Чюрленис «Соната звезд» | 1 | 3.10 | |
14 | Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; М. Цветаева «Одна половинка окна» | Образ птицы счастья | 1 | 4.10 |
15 | Обобщающий урок. Тест | 1 | 5.10 | |
Глава III. Погоня за секретами литературы… | ||||
16 | Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия, хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел» | Рисунок. | 1 | 10.10 |
17 | Иронические отношения автора к герою. К. Чуковский «Федотка»; У. Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола. | 1 | 11.10 | |
18 | Нравственная коллизия в рассказе. | 1 | 12.10 | |
19 | Эмоциональная окраска в тексте. | 1 | 17.10 | |
20 | Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «приключения дядюшки Тик-Так». | 1 | 18.10 | |
21 | Как смотрит на мир поэт и художник. И. Суриков « Все темней, темней и тише»; М.Врубель «К ночи» | 1 | 19.10 | |
22 | Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | 24.10 | |
23 | Авторская сказка Ш.Перро «Кот в сапогах» | Рисунок | 1 | 25.10 |
24 | Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой. | 1 | 26.10 | |
25 | Герой волшебной сказки и сказки о животных | 1 | 31.11 | |
26 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 1.11 | |
27-28 | Красота и выразительность Пушкинского стиха «Опрятней медного паркета» | 2 | 2.11 14.11 | |
29 | Авторская сказка о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 1 | 15.11 | |
30 | Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «броненосцы». | Нарисовать чудовище | 1 | 16.11 |
31 | Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | 1 | 21.11 | |
32 | Шуточный или юмористический художественный образ. | 1 | 22.11 | |
33 | Разная природа вымысла. | 1 | 23.11 | |
34 | Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К. Бальмонт «У чудищ». Загадки. | 1 | 28.11 | |
35 | Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки. | 1 | 29.11 | |
36 | Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь» | 1 | 30.11 | |
37 | Обобщающий урок по сказкам. | 1 | 5.12 | |
Глава IV. Новые загадки следствия… | Происхождение примет и праздничных традиций. И. Пивоварова «Вкусные ботинки». | 1 | 6.12 | |
38 | ||||
39 | Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии. | 1 | 7.12 | |
40 | В. Даль «Старик-годовик» | 1 | 12.12 | |
41 | Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т.Белозеров «Подснежники» | Рисунок. Придумай легенду о происхождении цветка | 1 | 13.12 |
42 | Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство», Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел» | 1 | 14.12 | |
43 | Специфика авторской сказки. Л. Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | 19.12 | |
44 | Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький Водяной» | 1 | 20.12 | |
45 | Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга» | 1 | 21.12 | |
46 | Обобщающий урок. Л. Друскин «Я сплю» | 1 | 26.12 | |
47 | Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста» | 1 | 27.12 | |
48 | Поэтические текст: авторские и народные. | . | 28.12 | |
Глава V. Кульминация! Вершина воображения… | ||||
49 | Авторский поэтический текст. С. Есенин «Зима» | 1 | 11.01 | |
50-51 | Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишина каша» | Расследование с. 17. | 2 | 16.01 17.01 |
52 | Продолжение работы с жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка» | 1 | 18.01 | |
53-54 | Поэзия как особое выражение мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи» | 1 | 23.01 | |
55 | Поэзия как особое переживание мира. Ф. Тютчев «Весна» | 1 | 24.01 | |
56 | Поэзия как особое переживание мира. Н. Рыленков «После дождя»; Р. Сеф «Странное дело» | 1 | 25.01 30.01 | |
Глава VI. Вперёд по дороге открытий… | ||||
55 | Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи» | 1 | 31.01 | |
56 | Рассказ Л. Толстого «Акула» | 1 | 7.02 | |
57 | Авторская сказка и ее связь с сюжетом и структурой народной сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий нос» | 1 | 8.02 | |
58 | Авторская поэзии: обращении е к фольклору. С. Черный «Колыбельная»; А. Барто «Старший брат сестру баюкал» | Придумать свою игру. | 1 | 13.02 |
59 | Шуточный рассказ: серьезная проблема. О. Кургузов «День рождения вверх ногами» | 1 | 14.02 | |
60 | Шуточный рассказ Д. Родари «Сакала-пакала» | 1 | 15.02 | |
61-62 | Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки. | 1 | 20.02 | |
63-63 | Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С. Козлов «Черный омут» | 2 | 21.02 22.02 | |
64 | Образ в поэтическом стихотворении. С. Казаков «В небе туча хмурится» | 1 | 27.02 | |
65 | Мир глазами сказочного героя или животного | 1 | 28.02 | |
66 | Специфика авторской сказки в ее отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» | 1 | 29.02 | |
67 | Авторская сказка и черты народной в ней. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» | Рисунок. | 1 | 5.03 |
68 | Авторская сказка и черты народной в ней. Л. Толстой «Липунюшка» | 1 | 6.03 | |
69 | Нравственные проблемы в сказке. Л. Мурр «Крошка Енот» | 1 | 7.03 | |
70 | Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка «Айога» | 1 | 12.03 | |
Глава VII. Развязка. Распутанные тайны… | ||||
71-72 | Сходство мировосприятия и поэта ребенка. | 2 | 13.03 14.03 | |
73-74 | Законы смешного в поэзии и прозе. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Г. Сапгир «Чудак математик» | 2 | 19.03 20.03 | |
75-76 | Различие научного и художественного текста | 2 | 21.03 26.03 | |
77-78 | Природа «Необычного» в литературе. Д. Родари «Вопросы наизнанку» | 2 | 27.03 28.03 | |
79 | Законы фольклорных жанров: докучной сказки и загадки. | Придумай свою докучную сказку. | 1 | 2.04 |
80-81 | Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки. | 2 | 3.04 4.04 | |
82 | Поэтический образ и средства его создания. Р. Сеф «Слезы»; С. Черный «Плакса» | 1 | 9.04 | |
83 | Сравнение поэтического и живописного образа. | 1 | 10.04 | |
84-85 | Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. | 2 | 11.04 16.04 | |
86-87 | Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников. А. Гайдар «Чук и Гек» | 2 | 17.04 18.04 | |
88 | Викторина | 1 | 23.04 | |
89-90 | Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. Ш. Перро «Спящая красавица» | 2 | 24.04 25.04 | |
91-92 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина. | 2 | 30.04 2.05 | |
93 | Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер «Что такое стихи». | 1 | 3.05 | |
94 | Обобщающий урок | 1 | 4.05 | |
95 | Контрольная работа. | 1 | 7.05 | |
96 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 8.05 | |
97 | Урок-путешествие «Истоки русской литературы» | 1 | 14.05 | |
98 | Праздник «По тропе сказок» | 1 | 15.05 | |
99 | Игра-путешествие «Вдоль по улице» | 1 | 16.05 | |
100-102 | Резерв | 3 | 21.05 22.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...
Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...
Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)
Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....
рабочая программа по математике 4 класс система Занкова
рабочая программа по математике 4 класс система Занкова с ОУД...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)
В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...