Конспект урока Ю.И. Ермолаев "Два пирожных"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Воронина Галина Михайловна

 

Методическая цель: создать комплекс условий для развития личностных качеств и предметных результатов в процессе формирования УУД через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docxdva_pirozhnyh.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

учителя начальных классов МБОУ СОШ №8

Ворониной Г.М.

Предметная область. Урок литературного чтения.

                                        Программа "Школа России".

Название раздела. Я и мои друзья.

Тип урока. Изучение нового материала.

Тема.  Ю.И. Ермолаев "Два  пирожных" (2-й класс)

Цели урока:  познакомить с творчеством Ю.И. Ермолаева; с рассказом "Два  пирожных"; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа.

Задачи урока:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
  • формировать умения, логично и аргументировано излагать

свои мысли  во время устной речи;

  • способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.

Методическая цель: создать комплекс условий для развития личностных качеств и предметных результатов в процессе формирования УУД через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: презентация учителя,  мультфильм « О, Африка!»,  детские рисунки,  буклет «Родителям о воспитании».

Планируемые результаты:

Предметные

Ученики научатся:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественное произведение;
  • соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;
  • читать по ролям.

Формирование УУД

Личностные УУД

•целостное восприятие окружающего мира;

•развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;

•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

•навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);

•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;

•добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях;

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

•донести свою позицию до других;

•слушать и понимать речь других;

•вступать в беседу на уроке и в жизни;

•совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

План урока:

I.    Организационный  момент.  (1мин)

II.  Проверка домашнего задания. (5 мин)

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

    Работа с пословицами. (2 мин)

IV. Изучение нового материала:

     1.Подготовительная работа

     а) Речевая разминка. (1мин)

     б) Техника чтения. (1мин)

     2.Знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева:

    а) Рассказ о творчестве Ю.И. Ермолаева. (2мин)

    б) Первичное знакомство с текстом.(2мин)

    в) Словарная работа. (2мин)

    г) Проверка первичного восприятия текста. (1мин)    

    д) Просмотр мультфильма « О, Африка!» (2мин)

    е) Чтение и анализ произведения. (6 мин)    

     V.   Физкультминутка.  (1мин) 

     VI.  Закрепление:  (15мин) 

        а) Игра « Дочки –матери»  

     б) Составьте характеристику главных героев рассказа «Два пирожных»

     в) Работа по учебнику.

     г) Творческая работа.

     VII.  Рефлексия. ( 2 мин)

   VIII.  Подведение итогов урока. (2мин)

            Домашнее задание.

Ход урока

I.  Организационный  момент (Слайд 2)

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II.  Проверка домашнего задания (Слайд 3)

-Найдите иллюстрации к рассказу Н. Булгакова « Анна, не грусти!»

3 группа – выразительно прочитать отрывок из рассказа (стр. 80)

2 группа  и 1 группа  – пересказ от лица «я», от Ани (2 человека)

Фронтальный опрос:

 - Почему Кате стало хорошо и радостно?

- А почему Аня грустила и была печальная?

- Что значит сопереживать? (жалость, сострадание, понимание, сочувствие)

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока (Слайд 4)

Работа с пословицами (в группах)

-Составьте из слов предложения – пословицы.

-Выберите пословицы о  дружбе, о семье.

1. согласно, семье, в, так, прекрасно, дело, идет.

( В семье согласно, так идет дело прекрасно)

2.без, в,   жизни,   друга,  худо

(Без друга в жизни  худо)

3.уважай , не только, родителей, а, помогай, и, им.

(Родителей не только уважай, а и помогай им).

4.сила, дружба, великая

(Дружба –   великая  сила.)

5.да, лад, клад, согласие, в, семье

(Согласие да лад — в семье клад.)

Проверка выполненной работы.

- Как вы думаете, какая группа пословиц имеет отношение к рассказу «Два пирожных»? О чём расскажет автор? Какие иллюстрации подойдут к этому рассказу? (рисунки детей) Прочитав рассказ, мы и ответим на вопросы.

IV. Изучение нового материала:

1. Подготовительная работа

а) Речевая разминка. Прочитайте скороговорку 3 раза (Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки). (Слайд 5)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

б) Техника чтения (Слайд 6)

- Прочитайте слова по слогам, затем плавно, целыми словами.

пу-те-ше-стви-е - путешествие

крен-дель-ки– крендельки

рас-сме-я-лась - рассмеялись

по-хва-ста- лась - похвасталась

2. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева (Слайд 7)

 а) Сведения об авторе (Слайд 8)

- Прочитайте, название произведения.

- Кто написал этот рассказ?

- Читали ли вы его произведения?

Юрий Иванович Ермолаев родился в Москве. Окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Но прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное. Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки.

б) Первичное знакомство с текстом

- Чтение рассказа учителем. Учебник с.85-86.

в) Словарная работа (Слайд 9)

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Река Конго- название реки.

Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

Пальмы- деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными перистыми и веерообразными листьями.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

г) Проверка первичного восприятия текста

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?

- Почему Оля съела два пирожных?  Что так увлекло Наташу?

д) Просмотр мультфильма « О, Африка!» (Слайд 10)

е) Чтение и анализ произведения.

-Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети  читают по смысловым частям и « цепочкой»).

Анализ произведения.

- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?

- Что делала Оля?

- Хотелось ли им мыть посуду?

- Кто из сестёр пошёл помогать маме?

- Что заметила Наташа у Оли?

- Чем были вымазаны губы?

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама?

- Правильно ли поступила  Оля, что съела два пирожных?  А разве Наташа не занималась интересным делом?

  -Можно ли сказать, что мама и Оля  поступили справедливо?

- Как бы вы поступили на месте мамы?

 - Какая из девочек вам больше нравится и почему?(назвать качество характера)

-Определите главную мысль рассказа.

- А теперь пришло время вспомнить пословицы.

 - Какие из них подходят к рассказу?

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

V.   Физкультминутка (Слайд 14)

 VI.  Закрепление.

а) Игра « Дочки –матери»  (Слайд 11)

Найдите своё решение данной  ситуации.

б)Составьте характеристику главных героев рассказа «Два пирожных» (Слайд 12-13)

в) Работа по учебнику (Слайд 15)

- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.

- Какое выражение лица у Наташи?  А у Оли?

- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.

д) Творческая работа. Пожелание своей семье (на листках).(Слайд 16)

Буклеты.

     VII.  Рефлексия (Слайд 17)

Зелёный листик - мне было интересно

Жёлтый листик - мне было всё равно

Коричневый листик - мне было неинтересно

VIII.  Подведение итогов урока.

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?

Домашнее задание. Стр.85-86. Выставление оценок (Слайд 18-19)

1.Подготовьте  чтение рассказа по ролям.

2.Дайте советы главным героям, используя пословицы.

Источники (Слайд 20)

Портрет Ю. И. Ермолаева[Электронный ресурс]- www.deti.spb.ru

Обложки книг «Секрет на весь свет», «Тайные шефы», «Чемпион наоборот» [Электронный ресурс]- www.libex.ru

Долина[Электронный ресурс]- www.skitalets.ru

Африка [Электронный ресурс]- http://enc-dic.com/efremova/

Фото пирожное [Электронный ресурс]-http://moikompas.ru/tags/

Иллюстрация к рассказу[Электронный ресурс]-http://yandex.ru/

Картинки про Африку [Электронный ресурс]-http://yandex.ru/

Толкование слов [Электронный ресурс]- hhttp://www.ozhegov.org/

Мультфильм « О, Африка!» [Электронный ресурс]- http://www.youtube.com/

Супер физкульминутка [Электронный ресурс]

http://www.zavuch.info/methodlib/

Смайлы [Электронный ресурс]- http://yandex.ru/

 Рисунки детей к рассказам Н. Булгакова « Анна, не грусти!», Ю. Ермолаева «Два пирожных».

Литература

1)Климанова, Л.  Ф.Литературное чтение, 2 кл. [Текст]/ Л.  Ф.Климанова/ Под ред.    Л. А.Виноградской , М.В. Бойкиной.- М.: Просвещение, 2012.  

2)Климанова,  Л.Ф. Методические рекомендации к учебникам по литературному чтению [Текст]/ Л.  Ф.Климанова,  М.В.  Голованова,  В.Г.   Горецкий - М.: Просвещение,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...