Конспект урока Ю.И. Ермолаев "Два пирожных"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Методическая цель: создать комплекс условий для развития личностных качеств и предметных результатов в процессе формирования УУД через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docxdva_pirozhnyh.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
учителя начальных классов МБОУ СОШ №8
Ворониной Г.М.
Предметная область. Урок литературного чтения.
Программа "Школа России".
Название раздела. Я и мои друзья.
Тип урока. Изучение нового материала.
Тема. Ю.И. Ермолаев "Два пирожных" (2-й класс)
Цели урока: познакомить с творчеством Ю.И. Ермолаева; с рассказом "Два пирожных"; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа.
Задачи урока:
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
- формировать умения, логично и аргументировано излагать
свои мысли во время устной речи;
- способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
- воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.
Методическая цель: создать комплекс условий для развития личностных качеств и предметных результатов в процессе формирования УУД через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: презентация учителя, мультфильм « О, Африка!», детские рисунки, буклет «Родителям о воспитании».
Планируемые результаты:
Предметные
Ученики научатся:
- прогнозировать содержание произведения;
- воспринимать на слух художественное произведение;
- соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;
- читать по ролям.
Формирование УУД
Личностные УУД
•целостное восприятие окружающего мира;
•развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;
•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
•навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные УУД:
•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);
•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
•добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
•донести свою позицию до других;
•слушать и понимать речь других;
•вступать в беседу на уроке и в жизни;
•совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
План урока:
I. Организационный момент. (1мин)
II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Работа с пословицами. (2 мин)
IV. Изучение нового материала:
1.Подготовительная работа
а) Речевая разминка. (1мин)
б) Техника чтения. (1мин)
2.Знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева:
а) Рассказ о творчестве Ю.И. Ермолаева. (2мин)
б) Первичное знакомство с текстом.(2мин)
в) Словарная работа. (2мин)
г) Проверка первичного восприятия текста. (1мин)
д) Просмотр мультфильма « О, Африка!» (2мин)
е) Чтение и анализ произведения. (6 мин)
V. Физкультминутка. (1мин)
VI. Закрепление: (15мин)
а) Игра « Дочки –матери»
б) Составьте характеристику главных героев рассказа «Два пирожных»
в) Работа по учебнику.
г) Творческая работа.
VII. Рефлексия. ( 2 мин)
VIII. Подведение итогов урока. (2мин)
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 2)
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Проверка домашнего задания (Слайд 3)
-Найдите иллюстрации к рассказу Н. Булгакова « Анна, не грусти!»
3 группа – выразительно прочитать отрывок из рассказа (стр. 80)
2 группа и 1 группа – пересказ от лица «я», от Ани (2 человека)
Фронтальный опрос:
- Почему Кате стало хорошо и радостно?
- А почему Аня грустила и была печальная?
- Что значит сопереживать? (жалость, сострадание, понимание, сочувствие)
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока (Слайд 4)
Работа с пословицами (в группах)
-Составьте из слов предложения – пословицы.
-Выберите пословицы о дружбе, о семье.
1. согласно, семье, в, так, прекрасно, дело, идет.
( В семье согласно, так идет дело прекрасно)
2.без, в, жизни, друга, худо
(Без друга в жизни худо)
3.уважай , не только, родителей, а, помогай, и, им.
(Родителей не только уважай, а и помогай им).
4.сила, дружба, великая
(Дружба – великая сила.)
5.да, лад, клад, согласие, в, семье
(Согласие да лад — в семье клад.)
Проверка выполненной работы.
- Как вы думаете, какая группа пословиц имеет отношение к рассказу «Два пирожных»? О чём расскажет автор? Какие иллюстрации подойдут к этому рассказу? (рисунки детей) Прочитав рассказ, мы и ответим на вопросы.
IV. Изучение нового материала:
1. Подготовительная работа
а) Речевая разминка. Прочитайте скороговорку 3 раза (Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки). (Слайд 5)
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
б) Техника чтения (Слайд 6)
- Прочитайте слова по слогам, затем плавно, целыми словами.
пу-те-ше-стви-е - путешествие
крен-дель-ки– крендельки
рас-сме-я-лась - рассмеялись
по-хва-ста- лась - похвасталась
2. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева (Слайд 7)
а) Сведения об авторе (Слайд 8)
- Прочитайте, название произведения.
- Кто написал этот рассказ?
- Читали ли вы его произведения?
Юрий Иванович Ермолаев родился в Москве. Окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Но прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное. Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки.
б) Первичное знакомство с текстом
- Чтение рассказа учителем. Учебник с.85-86.
в) Словарная работа (Слайд 9)
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Река Конго- название реки.
Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.
Пальмы- деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными перистыми и веерообразными листьями.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
г) Проверка первичного восприятия текста
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?
- Почему Оля съела два пирожных? Что так увлекло Наташу?
д) Просмотр мультфильма « О, Африка!» (Слайд 10)
е) Чтение и анализ произведения.
-Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети читают по смысловым частям и « цепочкой»).
Анализ произведения.
- О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа?
- Что делала Оля?
- Хотелось ли им мыть посуду?
- Кто из сестёр пошёл помогать маме?
- Что заметила Наташа у Оли?
- Чем были вымазаны губы?
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама?
- Правильно ли поступила Оля, что съела два пирожных? А разве Наташа не занималась интересным делом?
-Можно ли сказать, что мама и Оля поступили справедливо?
- Как бы вы поступили на месте мамы?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?(назвать качество характера)
-Определите главную мысль рассказа.
- А теперь пришло время вспомнить пословицы.
- Какие из них подходят к рассказу?
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
V. Физкультминутка (Слайд 14)
VI. Закрепление.
а) Игра « Дочки –матери» (Слайд 11)
Найдите своё решение данной ситуации.
б)Составьте характеристику главных героев рассказа «Два пирожных» (Слайд 12-13)
в) Работа по учебнику (Слайд 15)
- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.
- Какое выражение лица у Наташи? А у Оли?
- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.
Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.
д) Творческая работа. Пожелание своей семье (на листках).(Слайд 16)
Буклеты.
VII. Рефлексия (Слайд 17)
Зелёный листик - мне было интересно
Жёлтый листик - мне было всё равно
Коричневый листик - мне было неинтересно
VIII. Подведение итогов урока.
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Кто вам больше понравился? Почему?
- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?
- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?
Домашнее задание. Стр.85-86. Выставление оценок (Слайд 18-19)
1.Подготовьте чтение рассказа по ролям.
2.Дайте советы главным героям, используя пословицы.
Источники (Слайд 20)
Портрет Ю. И. Ермолаева[Электронный ресурс]- www.deti.spb.ru
Обложки книг «Секрет на весь свет», «Тайные шефы», «Чемпион наоборот» [Электронный ресурс]- www.libex.ru
Долина[Электронный ресурс]- www.skitalets.ru
Африка [Электронный ресурс]- http://enc-dic.com/efremova/
Фото пирожное [Электронный ресурс]-http://moikompas.ru/tags/
Иллюстрация к рассказу[Электронный ресурс]-http://yandex.ru/
Картинки про Африку [Электронный ресурс]-http://yandex.ru/
Толкование слов [Электронный ресурс]- hhttp://www.ozhegov.org/
Мультфильм « О, Африка!» [Электронный ресурс]- http://www.youtube.com/
Супер физкульминутка [Электронный ресурс]
http://www.zavuch.info/methodlib/
Смайлы [Электронный ресурс]- http://yandex.ru/
Рисунки детей к рассказам Н. Булгакова « Анна, не грусти!», Ю. Ермолаева «Два пирожных».
Литература
1)Климанова, Л. Ф.Литературное чтение, 2 кл. [Текст]/ Л. Ф.Климанова/ Под ред. Л. А.Виноградской , М.В. Бойкиной.- М.: Просвещение, 2012.
2)Климанова, Л.Ф. Методические рекомендации к учебникам по литературному чтению [Текст]/ Л. Ф.Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...