конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
литературное чтение "Образы старика и старухи из сказки А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rybake_i_ryb._moy.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образы старика и старухи из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели и задачи урока:
- познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- работать над техникой чтения;
- расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать речь, память.
- воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина, нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина,
- карточки с заданиями для групповой работы,
- детские рисунки,
- учебник для 2 класса В.А.Лазаревой «Литературное чтение»
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент
- Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата и дикции:
- Произнесите звуки:
- дует ветер,
- жужжат пчелы,
- сдувается шарик,
- рычит собака.
- Изобразите на лице грусть, улыбку, злость, удивление, задумчивость.
- Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.
- О чем стихотворение?
- Какие слова надо выделять?
- Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Прочитайте стихотворение весело, грустно, серьезно, со злостью.
Формулировка темы и целей урока:
- Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю?
(Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение)
-Посмотрите на слайд и определите, какое произведение мы сегодня будем исследовать?
- Сегодня мы продолжим работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Посмотрите на обложку. Что из неё можно узнать? (название и автора)
- Посмотрите на портрет Александра Сергеевича Пушкина. Что вам о нём известно?
Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве хорошо знал французский язык, но больше всего любил русский язык. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими для него людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русскими народными сказками, пела ему русские народные песни. Он их запомнил на всю жизнь. Когда Александр Сергеевич вырос и стал поэтом, он вспомнил русские народные сказки. А потом написал свои сказки.
“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.
-Ребята, но мы не первый урок работаем над этим произведением? Как вы думаете, все ли секреты разгадали и исследовали? (Нет)
- Чтобы узнать конкретнее, что мы сегодня будем исследовать, я предлагаю вам собрать пазлы. Работаем в группе. (старик и старуха)
-Определите тему урока. Вам поможет ещё одно слово, которое вы получите, разгадав ребус (образ)
- Как вы понимаете значение слова «образ»? (чтение словарной статьи)
- А что значит «художественный образ»? (составление кластера)
Внешность, характер, отношение автора.
-Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться?
- изучить…
- проанализировать…
- определить…
(Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что-то новое и т.д.)
Работа по учебнику (с. 25-34)
Выборочное чтение
- Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
- Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
- Почему удивился старик? (Рыбка говорила)
- Прочитайте в тексте, что сказала рыбка?
- Что ответил старик?
- Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
- Какая была первая просьба?
- Как к ней отнеслась рыбка?
- Что еще хотела старуха?
Физкультминутка
(шум моря)
Игра «Море волнуется раз…
Чтение по ролям
- Прочитайте на с.35 9 вопрос. Какие герои участвуют в диалоге? (Старик, рыбка и старуха, а еще здесь есть слова автора.)
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?
- Как называется сказка, которую мы сегодня исследуем?
- Почему “Сказка о рыбаке и рыбке”, а нет старухи?
- У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
- Можно ли старика полностью считать положительным героем? (Нет. Старик выполняет все приказы старухи, провоцирует большее зло, не имеет своего мнения и твердого характера, хотя прост и добр.)
- Какую ошибку допустил старик? (Не надо было рассказывать о рыбке и покорно выполнять все прихоти старухи)
- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановить ее жадность. Он слепо подчинялся старухе.
- В сказке есть всегда добро и зло.
Что воплощает старуха? А старик? Кого еще можно отнести к добру?
- Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки. (с.36, задание 14)
Составление словесного портрета литературного героя.
(Работа в паре)
Алгоритм составления словесного портрета литературного героя.
Для того чтобы представить героя литературного произведения надо:
1) назвать, кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
2) описать внешность
3) назвать (перечислить) самые яркие черты характера
4) кратко рассказать о главных поступках героя
- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.
Чтение окончания сказки учителем
Страницы 33-34
Анализ прочитанного
- Чем закончилась сказка?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта?
- Почему же так грустно закончилась сказка? Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»? (остаться ни с чем)
- Добро всегда побеждает зло!
-Прочитайте слова А.С. Пушкина « Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам - урок»
-Какой же урок преподнес нам великий поэт?
Рефлексия
-А вы бы, если бы поймали золотую рыбку, как поступили? Выпустили рыбку или все же загадали желание?
Дома вы рисовали золотую, волшебную рыбку. Покажите ее нам.
Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Кто хочет, может загадать желание, а кто хочет, выпустите ее в наше воображаемое море.
-Ученики пишут под музыку. Чтение желаний.
Итог урока
-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?
-Удалось нам их реализовать?
-Есть ли над чем еще работать?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто из героев сказки вам нравится? Почему?
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Домашнее задание по выбору:
Придумать викторину по сказке.
Придумать кроссворд по сказке.
Составить картинный план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...