конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

литературное чтение "Образы старика и старухи из сказки А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rybake_i_ryb._moy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образы старика и старухи из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели и задачи урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  • формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  • работать над техникой чтения;
  • расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать речь, память.
  • воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина, нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.

Оборудование: 

  • портрет А.С.Пушкина,
  • карточки с заданиями для групповой работы,
  • детские рисунки,
  • учебник для 2 класса В.А.Лазаревой «Литературное чтение»

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный момент

  •  Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата и дикции:

  1. Произнесите звуки:

- дует ветер,

- жужжат пчелы,

- сдувается  шарик,

- рычит собака.

-  Изобразите на лице грусть, улыбку, злость, удивление, задумчивость.

  1. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

 - Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.

 - О чем стихотворение?

 - Какие слова надо выделять?

 - Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.

 - Чтение в темпе скороговорки.

  • Прочитайте стихотворение весело, грустно, серьезно, со злостью.

Формулировка темы и целей урока:

 - Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю?

(Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение)

 -Посмотрите на слайд и определите, какое произведение мы сегодня будем исследовать?

  • Сегодня мы продолжим работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Посмотрите на обложку. Что из неё можно узнать? (название и автора)
  • Посмотрите на портрет Александра Сергеевича Пушкина. Что вам о нём известно?

Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве хорошо знал французский язык, но больше всего любил русский язык. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими для него людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русскими народными сказками, пела ему русские народные песни. Он их запомнил на всю жизнь. Когда Александр Сергеевич вырос и стал поэтом, он вспомнил русские народные сказки. А потом написал свои сказки. 

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.

-Ребята, но мы не первый урок работаем над этим произведением? Как вы думаете, все ли секреты разгадали и исследовали? (Нет)

- Чтобы узнать конкретнее, что мы сегодня будем исследовать, я предлагаю вам собрать пазлы. Работаем в группе. (старик и старуха)

-Определите тему урока. Вам поможет ещё одно слово, которое вы получите, разгадав ребус (образ)

- Как вы понимаете значение слова «образ»? (чтение словарной статьи)

- А что значит «художественный образ»? (составление кластера)

Внешность, характер, отношение автора.

-Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться?

- изучить…

- проанализировать…

- определить…

(Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что-то новое и т.д.)

Работа по учебнику (с. 25-34)

Выборочное чтение

  • Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
  • Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
  •  Почему удивился старик? (Рыбка говорила) 
  • Прочитайте в тексте, что сказала рыбка? 
  • Что ответил старик?
  • Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
  • Какая была первая просьба?
  • Как к ней отнеслась рыбка?
  • Что еще хотела старуха?

Физкультминутка

(шум моря)

Игра «Море волнуется раз…

Чтение по ролям

  • Прочитайте на с.35 9 вопрос. Какие герои участвуют в диалоге? (Старик, рыбка и старуха, а еще здесь есть слова автора.)

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

- Как называется сказка, которую мы сегодня исследуем?
- Почему “Сказка о рыбаке и рыбке”, а нет старухи?

- У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

- Можно ли старика полностью считать положительным героем? (Нет. Старик выполняет все приказы старухи, провоцирует большее зло, не имеет своего мнения и твердого характера, хотя прост и добр.)

- Какую ошибку допустил старик? (Не надо было рассказывать о рыбке и покорно выполнять все прихоти старухи)

- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановить ее жадность. Он слепо подчинялся старухе.

- В сказке есть всегда добро и зло.

Что воплощает старуха?  А старик? Кого еще можно отнести к добру?

- Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки. (с.36, задание 14)

 Составление словесного портрета литературного героя.

 (Работа в паре)

Алгоритм составления словесного портрета литературного героя.

Для того чтобы представить героя литературного произведения надо:

1) назвать, кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

2) описать внешность

3) назвать (перечислить) самые яркие черты характера

4) кратко рассказать о главных поступках героя

- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.

Чтение окончания сказки учителем

Страницы 33-34

Анализ прочитанного

  • Чем закончилась сказка?
  • Почему старуха осталась у разбитого корыта?

- Почему же так грустно закончилась сказка? Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?  (остаться ни с чем)    

- Добро всегда побеждает зло!

                                                                            

-Прочитайте слова А.С. Пушкина « Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам - урок»

-Какой же урок преподнес нам великий поэт?

Рефлексия

-А вы бы, если бы поймали золотую рыбку, как поступили? Выпустили рыбку или все же загадали желание?

Дома вы рисовали золотую, волшебную рыбку. Покажите ее нам.

Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Кто хочет, может загадать желание, а кто хочет, выпустите  ее в наше воображаемое море.

-Ученики пишут под музыку. Чтение желаний.

Итог урока

-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?                        

-Удалось нам их реализовать?

-Есть ли над чем еще работать?

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Кто из героев сказки вам нравится? Почему?

Сказки Пушкина в сердце живут,

 Свет и радость всем детям несут!

 Вновь помогут и мне, и тебе

 Оказаться опять в той волшебной стране!

Домашнее задание по выбору: 

Придумать викторину по сказке. 

Придумать кроссворд по сказке. 

Составить картинный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...