рабочая прогармма
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
рабочая программа по литературному чтению джля 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_sdat.doc | 700.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по литературному чтению, созданной на основе ФГОС (2009 г.) начальной школы.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературы — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литература»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Этот предмет знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность.
Объем программы:
На изучение литературного чтения в1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю),
из них 64 часа на I полугодие (48 ч литературного чтения + 16 ч литературного слушания);
68 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 17 ч литературное слушание)
Тематическое планирование курса «Литература» 1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю литературное слушание проводится на уроке пятого часа письма (интегрированный урок письмо и литературное слушание) в 1 полугодии, а затем во 2 полугодии 4 ч в неделю литература, из них 1 час – литературное слушание.
Как предмет вводится со 2 полугодия.
3 четверть – 35 ч
4 четверть – 30 ч
Итого: 65 ч
Содержание курса
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. Работа с текстом научно-популярного произведения Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Библиографическая культура Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. Говорение (культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения). Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать свое суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений. |
Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать художественные произведения с научно-популярными. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
Чтение: работа с информацией | Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
Содержание курса в 1 классе.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные действия | Предметные знания
| ||||
1 | Добукварный период | 13 | Личностные: • внутренняя позиция школьника; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • оценивать правильность выполнения действия; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: • использовать знаково-симво-лические средства, в том числе модели • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • устанавливать аналогии; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия. | Звуки: гласные и согласные, их характеристику. Понятия: слово, предложение, текст. Русский алфавит. | Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. |
2 | Букварный период | 51 | Личностные: • внутренняя позиция школьника; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • оценивать правильность выполнения действия; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: • использовать знаково -символические средства, в том числе модели • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • устанавливать аналогии; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия. | ||
3 | Послебуквар ный период. Литературные произведения | 38 | Личностные: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: • планировать свои действия; • оценивать правильность выполнения действия; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • устанавливать аналогии; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентировка в литературоведческих понятиях Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац. Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация. | Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. |
4 | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 3 | Личностные: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные: • планировать свои действия; • оценивать правильность выполнения действия; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • устанавливать аналогии; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; •использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентировка в литературоведческих понятиях Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение. | Проявлять интерес к словесному творчеству, принимать участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй. Разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, участвовать в театральных играх. |
5 | Учимся уму – разуму | 3 | Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. Умение узнавать произведения разных жанров. | ||
6 | Читаем о родной природе | 8 | - слушать сказки, рассказы, стихотворения; -читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану; - знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения; - самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе) работать с доступными книгами – справочниками и словарями. | ||
7 | Читаем сказки, пословицы, считалки | 6 | |||
8 | Читаем о родной природе | 7 | |||
9 | Повторение | 2 | |||
10 | Резервное время | 1 |
Календарно - тематическое планирование 1 класс (4 часа в неделю-132 часа).
№ п/п | Название темы урока | Дата | Кол.ч | Характеристика деятельности обучающихся | Использо вание ИКТ, проект |
1 | Введение понятия «Предложение» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу,ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. | ||
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Обработка понятия «Предложение» | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. | ||
3 | Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
4 | Рассказ по сюжетной картинке. Диагностическое тестирование | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу,КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
5-6 | Интонационное выделение первого звука в словах | 2 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать .КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
7 | Развитие восприятия художественного произведения Е. Серова «Мой дом» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
8 | Звуковой анализ Слова «мак» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу,КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
9 | Звуковой анализ слов «сыр», «нос» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. | ||
10 | Рассказ по сюжетной картинке | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
11 | Развитие восприятия художественного произведения Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
12 | Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета. | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
13 | Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать.КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
14 | Знакомство с буквой «А, а» | 1 | РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
15 | Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
16 | Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а)) | 1 | П КУУД слушать и дополнять ответы товарищей, КУУД отражать главную мысль, рассуждать. | ||
17 | Знакомство с буквой «О, о» | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
18 | Знакомство с буквой «Ё, ё» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
19 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная песня «Березонька» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
20 | Знакомство с буквой «У, у» | 1 | КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
21 | Знакомство с буквой «Ю, ю» | 1 | РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
22 | Буква»Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у)) | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
23 | Развитие восприятия художественного произведения И. Сокол-Микитов «Русский лес» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
24 | Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова в начале слова (обозначение звуков (й) и (э)) | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
25 | Знакомство с буквой «ы» | 1 | РУУД определяет этапы решения учебной задачи КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
26 | Развитие восприятия художественного произведения Мусса Гали «Зеленые краски» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
27 | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
28 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
29 | Знакомство с буквой «М, м» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
30 | Развитие восприятия художественного произведения М. Михайлов «Лесные хоромы» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
31 | Знакомство с буквой «Р, р» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей . РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
32 | Знакомство с буквой «Л, л» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
33 | Знакомство с буквой «Й, й» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
34 | Развитие восприятия художественного произведения А.Барто «В школу» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
35 | Знакомство с буквой «Г, г» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
36 | Знакомство с буквой «К, к» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
37 | Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
38 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
39 -40 | Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с» | 2 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
41 | Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
42 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
43 | Знакомство с буквой «Д, д» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
44 | Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости. | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
45 | Знакомство с буквой «Б, б» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, | ||
46 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
47 | Знакомство с буквой «П, п» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей. РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
48 | Знакомство с буквой «Ф, ф» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать.КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
49 | Знакомство с буквой «Ж, ж» | 1 | РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
50 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
51 | Знакомство с буквой «Ш, ш». Знакомство с буквой «Щ, щ» | 1 | КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
52 | Знакомство с буквой «Х, х» | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать.РУУД определяет этапы решения учебной задачи | ||
53 | Знакомство с буквой «Ц, ц» | 1 | КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
54 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
55 | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Тестирование. | 1 | РУУД определяет этапы решения учебной задачи. КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
56 | Знакомство с особенностями «Ъ» | 1 | КУУД сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
57 | Проверка навыка чтения вслух | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу | ||
58 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
59 | Диагностическое тестирование | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, | ||
60 | Работа с детскими книгами | 1 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
61 | Развитие восприятия художественного произведения | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | |||
62-63 | Резервные уроки | 2 | ПУУД отражать главную мысль, рассуждать. КУУД слушать и дополнять ответы товарищей | ||
64 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. |
III четверть
65/1 | Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался». | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. КУУД формулировать своё мнение | ||
66/2 | В.Сутеев «три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседи». | 1 | РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
67/3 | Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома». | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль | ||
68/4 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Привередница». | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
69/5 | А. Шибаев «На зарядку становись». «Познакомились». | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
70/6 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. | ||
71/7 | А.Шибаев «Всегда вместе» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
72/8 | Развитие восприятия художественного произведения. В. Биенки «Лесной колобок – колючий бок» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
73/9 | Г.Цыферов «маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
74/10 | Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
75/11 | Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Украинская народная сказка «Рукавичка» | 1 | РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. КУУД формулировать своё мнение | ||
76/12 | Развитие восприятия художественного произведения. | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
77/13 | Г.Остер «Спускаться легче» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. КУУД формулировать своё мнение | ||
78/14 | В.Сутеев «Под грибом» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. КУУД формулировать своё мнение | ||
79/15 | А.Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
80/16 | Развитие восприятия художественного произведения Ш. Перро «Красная шапочка» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
81/17 | Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
82/18 | Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
83/19 | Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
84/20 | Развитие восприятия художественного произведения | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
85/21 | Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
86/22 | М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. КУУД формулировать своё мнение | ||
87/23 | Н.Носов «Ступеньки» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
88/24 | Развитие восприятия художественного произведения А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
89/25 | О.Дриз «Горячий привет» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
90/26 | Е.Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
91/27 | Н.Носов «Затейники» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
92/28 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
93/29 | Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
94/30 | Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
95/31 | А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
96/32 | Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Кораблик», Кир Булычев «Скороговорка» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
97/33 | В.Драгунский «Он живой и светится» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
98/34 | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
99/35 | Г. Сапгир «Лошарик». В. Берестов «Картинки в лужах» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции | ||
100/36 | Для тех, кто любит читать. | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. КУУД формулировать своё мнение |
IV четверть - 32ч
101/1 | А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок ) | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, КУУД отвечать на вопросы к тексту | ||
102/2 | Р.н.с. Пузырь, Соломинка и Лапоть В.Сутеев. Кораблик В.Бианки. Лис и Мышонок | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, описывать героев, КУУД отвечать на вопросы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
103/3 | К.И Чуковский «Муха-Цокотуха» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
104/4 | Учимся уму-разуму (6ч) К.Ушинский. Играющие собаки Л.Толстой. Косточка | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, заучивать наизусть, передавать содержание. | ||
105/5 | В.Осеева. Кто назвал его? И.Северянин. Ее питомцы. | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
106/6 | Е.Пермяк. Торопливый ножик В.Осеева. Потерянный день | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, осуществлять поиск информации(в учебнике) на определённую тему. | ||
107/7 | В.Осеева «Три товарища», «Печенье» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, описывать героев, КУУД отвечать на вопросы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | ||
108/8 | А.Барто «Я-лишний», Я.Аким «Мама», Э.Успенский «Всё в порядке» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, КУУД отвечать на вопросы к тексту | ||
109/9 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка?» | 1 | РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
110/ 10 | Читаем о родной природе (4ч) Л.Толстой. Солнце и ветер В.Бианки. Синичкин календарь, Э.Мошковская «Лёд тронулся» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, заучивать наизусть, передавать содержание. КУУД формулировать своё мнение | ||
110/ 11 | И.Соколов-Микитов. Русский лес Р.н.песня. Березонька | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать | ||
112/ 12 | Стихи о природе. Е,Ф. Трутнева « Когда это бывает?» | 1 | главную мысль. ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать. | ||
113/ 13 | М.Пришвин. «Лесная капель», С.Маршак «Апрель» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, передавать содержание. | ||
114/ 14 | О наших друзьях - животных (5ч) И.Мазнин. « Давайте дружить» Ю.Коваль. «Бабочка» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль. РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
115/ 15 | С.Михалков. «Аисты и лягушки»,Е.Чарушин «Томкины сны» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, передавать содержание, КУУД отвечать на вопросы к тексту. | ||
116/ 16 | Е.Пришвин. «Ежик», Ю.Могутин «Убежал», Б.Заходер «Ёжик» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, передавать содержание. | ||
117/ 17 | В.В. Чаплина «Мушка» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать. | ||
118/ 18 | Э Шим «Глухарь», Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья» | 1 | ПУУД выразительно читать, передавать содержание, КУУД отвечать на вопросы к тексту, читать по ролям | ||
119/19 | Учимся уму-разуму (4ч) В.Осеева. «Кто хозяин ?» В.Осеева «На катке», М.Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | ПУУД характеризовать особенности произведения, определять жанр, выражать главную мысль, составлять план текста КУУД формулировать своё мнение | ||
120/ 20 | Е.Пермяк. Самое страшное. И.Бутмин. «Клоун» В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» | 1 | ПУУД определять жанр, выражать главную мысль, КУУД участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | ||
121/ 21 | Е.Пермяк. «Бумажный змей», В.Берестов «Серёжа и гвозди» | 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту. ПУУД учить выразительному чтению, рассуждать | ||
122/ 22 | Е. Ильина Чик-чик ножницами» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать | ||
123/ 23 | Читаем сказки, пословицы, считалки (3ч) М.Пляцковский. «Урок дружбы». В.Орлов. « Как Малышу нашли маму» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, передавать содержание, рассуждать. | ||
124/ 24 | А.Усачев. Грамотная мышка М.Яснов. В лесной библиотеке, В.Сутеев. «Цыпленок и Утенок» | 1 | ПУУД объяснять смысл заглавия, сравнивать произведения разных жанров, составлять план текста. КУУД слушать ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать, оценивать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы | ||
125/ 25 | С.Прокофьева «Сказка о том, как надо дарить», Д. Биссет «Дракон Комодо»
| 1 | КУУД отвечать на вопросы к тексту. ПУУД учить выразительному чтению, рассуждать | ||
126/ 26 | О наших друзьях-животных (3ч) Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать. КУУД формулировать собственное мнение, Слушать и дополнять ответы товарищей. | ||
127/ 27 | А.Барто. «Жук», Н.Сладков. «На одном бревне» В.Орлов «Большие уши» | 1 | ПУУД учить выразительному чтению, рассуждать, РУУД оценивать свои эмоциональные реакции. | ||
128/ 28 | Е. Чарушин «Томка и корова», В.Берестов. «Выводок» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД учить выразительному чтению, рассуждать РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | ||
129/ 29
| Читаем о родной природе (4ч) И.Соколов-Микитов. «Радуга» Е.Трутнева. «Эхо»И.Шевчук. «Ленивое эхо»К.Чуковский.Загадка. | 2 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД выразительно читать, передавать содержание, КУУД отвечать на вопросы к тексту, читать по ролям | ||
130/ 30 | Рус. нар. сказка «Терешечка» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать. КУУД формулировать собственное мнение,слушать и дополнять ответы товарищей. | ||
131/ 31 | И.Соколов-Микитов. « Май» А.Плещеев. « Травка зеленеет» Я.Тайц. « Всё здесь»; «По ягоды», Ю.Коринец. «Волшебное письмо», Р.Валеева. « Здравствуй, лето!» | 1 | РУУД учится принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД учить выразительному чтению, учить наизусть. РУУД учатся оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. КУУД слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. | ||
132/ 32 | А. Барто «Весенняя гроза» | 1 | ПУУД воспринимать на слух произведение, отражать главную мысль, рассуждать. |
Планируемые результаты обучения
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
- находить в тексте произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- придумывать истории с героями изученных произведений;
- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- получать информацию о героях, произведении или книге;
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
- дополнять таблицы, схемы, модели;
- сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
- находить в тексте информацию о героях произведений.
Оценка достижений учащихся.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК "Начальная школа ХХI века" Авторы:Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
-определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
-установить уровень овладения учебной деятельностью;
-оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
-деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);-статистические данные;
-работы учащихся; -результаты тестирования.
Методы оценивания:
-наблюдение, -открытый ответ, -краткий ответ,-выбор ответа,-самооценка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2010.
- Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей». М.: «Вентана-Граф», 2011 г.
Список литературы
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е.Журовой.- 2-е изд., перераб.и доп.- М., Вентана-Граф, 2007.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение.1 класс. Методическое пособие.- М., Вентана-Граф, 2009
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс. Методическое пособие.- М., Вентана-Граф, 2009
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе Контрольные работы, тесты, диагностические задания.- М., Вентана-Граф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая прогармма
Рабочая программа...
Рабочая прогармма по русскому языку
В ней есть содержание программы и календарно-тематикческое планирование...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...