Урок обучения грамоте "Звук "о", буква "о" (предметно-тематическая карта).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предметно-тематическая карта 1-б класс МБОУ «СОШ № 176» Учитель: Косарева И.Г. | |||
Предмет | Обучение грамоте (литературное чтение) | ||
Тема | Звук «о», буква «о». | ||
Цель изучения темы | 1. Познакомить с буквами, обозначающими гласный звук «о». 2. Продолжить формирование умения определять место звука в слове. 3.Продолжить учить различать гласные/согласные звуки. 4.Формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза. 5. Способствовать развитию логического мышления. 6. Развивать фонематический слух. 7. Развивать внимание. 8. Воспитывать любознательность. 9. Воспитывать умение общаться. 10. Воспитывать стремление сознательно соблюдать дисциплину. Коррекционное развитие: 1.Формирование кинестетической основы артикуляторных движений. 2.Развитие мимической мускулатуры. 3.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени.) 4.Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. 5.Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки…) | ||
Количество учебных часов 71 час (1-ый урок по теме) |
| ||
Планируемые результаты | |||
Метапредметные | Предметные | Личностные | |
Познавательные: 1.Уметь классифицировать предметы. 2.Уметь сравнивать предметы. 3.Уметь выделять общий признак в группе. 4.Уметь строить правильно простые предложения. 5.Строить простейшие рассуждения. 6.Уметь искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий. 7.Развивать умение слушания и говорения. 8.Оформлять свою мысль в устной речи. 9.Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. 10.Рассширять активный, пассивный и потенциальный словарь. 11.Обучать умению пользоваться учебными пособиями. Регулятивные: 1.Принимать учебную задачу. 2.Учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. 3.Высказывать свое предположение (версию). 4.Отличать верно выполненное задание от неверного. 5.Оценивать правильность результата действия. 6.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. 7.Адекватно принимать предложения и оценку учителя, товарищей. Коммуникативные: 1.Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной деятельности. 2.Ориентироваться на партнера по общению в выполнении учебных заданий. 3.Принимать цель учебного сотрудничества. 4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5.Планировать последовательность действий при решении учебных задач. 6.Учиться работать цепочкой, в паре, в группе-четверке и в группе - ряд. | Уметь: 1.Узнавать буквы по тактильным ощущениям, образам. 2.Артикуляционно правильно произносить изучаемые звуки. 3.Характеризовать гласные и согласные звуки, сопоставлять их. 4.Познакомиться с новыми звуком, буквой, с печатным образом буквы, различать звук/букву, обозначать букву соответствующей схемой. 5.Находить слова с заданным звуком. 6.Делить слова на слоги. 7.Выделять звуки в слове. 8.Соотносить звук /букву. 9.Различать заглавную и строчную буквы. 10.Читать слоги с изучаемыми буквами. 11.Составлять слова с изучаемыми буквами, находить среди них слова с новой буквой.
| 1.Уметь устанавливать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. 2.Эмоционально «проживать» учебные, игровые ситуации по теме урока. 3.Высказывать (устно, с помощью раздаточного материала) свое отношение к действиям товарищей. 4.Строить простейшие рассуждения. 5.Быть готовым к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. 6.Оценивать правильность результата деятельности. 7.Начинать формировать самооценку. 8.В предложенных ситуациях делать выбор. | |
Основной тезаурус урока Звук; звук гласный/согласный; звук/буква «о»; слоги с изучаемыми звуком/буквой; логические упражнения с новыми звуком/буквой. | |||
Организация пространства | |||
Метапредметные связи | Ресурсы, оборудование | Формы работы | |
Русский язык (ударение, слоги, звук гласный/согласный звук/буква, место звука/буквы в слове, начертание букв). Окружающий мир (животный/растительный мир, охрана фауны/флоры, остров/страна/континент). Математика (классификация/выделение, счет звуков/букв, слогов, работа с геометрическими фигурами, упражнения в счете). | 1.Р. Бунеев, Е. Бунеева, О. Пронина. Букварь - М. БАЛАСС, 2012 2.«Черный» ящик с набором букв. 3.Предметные картинки. 4.Карточки-схемы. 5.Магниты-гласные/согласные. 6.Сигналы «светофор». 7.Индивидуальные ленты букв (кассы). 8.«Остров» букв. 9.Карточки слияний. 10.Ребусы. 11.Дневники. | 1.Фронтальная. 2.Групповая: а) пары б) четверки в) по рядам | |
Последовательность изучения темы | |||
Задачи этапов | Обучающие и развивающие задания | Результаты деятельности обучающихся | |
1 этап. Мотивация к деятельности | |||
1.Организационный. (цель: собранность, воспитание навыков правильной организации своих действий на уроке, обеспечение быстрого включения в урок, и предпосылки к продуктивной работе, введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, коррекция психофизических функций)
2.Пропедевтика. Переход к теме урока. (цель: (предварительно изучаю)- введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета)
3. Психогимнастика. (цель: релаксация, раскрепощение детей, проявление своего «я», развитие воображения, преодоление двигательной неловкости, мимические и имитирующие упражнения – улучшение работы лицевых мышц, способствование развитию подвижности артикуляционного аппарата)
4.Сообщение темы урока. (цель: переход к теме занятия)
| 1. Проверка готовности к уроку. - Хлопните, если на партах у вас есть: дневник, Букварь, пенал, папка по обучению грамоте.
2. Правила посадки. - Сели - ножка стула к ножке стола. Помним о положении спины, рук.
3. Сообщение вида занятия. - Урок Обучения грамоте.
4. Девиз урока. Хочу Буду Верю Могу Умею - Вывод: я верю, что все у нас получится!
1.Рассказ «Находка». -«Два человека на улице нашли книгу и стали спорить, кому ее взять. Третий шел мимо и спросил: «Кто из вас умеет читать?» «Никто» - ответили оба. «Так зачем вам книга?» - удивился третий»
Вопросы по тексту: - Смогли бы двое воспользоваться находкой? - Почему? - Покажите, как вы хорошо знаете буквы.
2. «Черный ящик» - игра «Узнай букву». С закрытыми глазами достать из ящика пластмассовую букву, узнать ее по тактильным ощущениям.
1. «Остров Букв» - введение в тему урока. - Поднялся сильный ветер и нас, и наши буквы унесло на необитаемый остров. - Представьте, как мы удивились: - О! Потом огорчились: - О – о – о…! Потом увидели корабль и радостно воскликнули: - О – о – о!!!
- Откуда мы только что вернулись? - Прислушайтесь к слову « остров » - какой первый звук услышали? - Сегодня на уроке мы будем слушать и произносить слова со звуком «о», познакомимся с буквой «о». | Обучающиеся проверяют готовность к уроку.
Ученики вспоминают правила посадки.
Прогнозирование содержания вида деятельности.
Чтение хором вслух с доски. Положительный настрой на учение.
Восприятие текста на слух. Анализ содержания. Заинтересованность в получении новых знаний.
Узнавание букв по тактильным ощущениям.
Развитие воображения. Раскрепощение. Введение в тему урока.
Знакомство с темой урока. Конкретизация целей. | |
2 этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
5.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. (цель: уточнение артикуляции, уточнение акустических признаков звуков, нахождение образного сравнения, обозначение звуков цветовыми символами, определение места звука в Звуко - буквенном городе) | 1.Характеристика звука по артикуляционным признакам. · Работа в паре – произнесите звук, посмотрите, что происходит с губами (вытягиваются в трубочку, округляются)
· Показ предметной картинки «Дупло» - в нашем дереве дупло, ну совсем, как буква «о»!
2.Характеристика звука по акустическим признакам. - Споем звук «о» - намотайте ниточку на клубок (имитирование наматывания пряжи на клубок) - Сделайте вывод – гласный этот звук или согласный, покажите это карточкой (показ детьми карточки «Открытые губки») - Почему так решили? - Так как отличить согласный от гласного?
3.Отработка, проверка умения отличать гласные/согласные звуки. Вызванный к доске ученик, показывает (крепит к доске) магнитом – сигналом названный звук (красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Остальные дети сигнализируют о правильности ответа индивидуальными сигналами – светофорами. |
Работа в паре (развитие коммуникативных навыков). Уточнение артикуляции при произношении изучаемого звука.
Рассматривание иллюстрации. Закрепление артикуляционной характеристики звука.
Рассмотрение акустических признаков звука (поется/не поется звук – т.е. гласный или согласный). Выявление отличительных признаков гласных/согласных звуков.
Закрепление предыдущего этапа – работа отдельных учеников у доски, контроль со стороны класса с помощью карточек – сигналов. | |
6.Физминутка. (цель: создание установки на отдых для последующего восприятия и осознанного усвоения учебной задачи) | 1.Физминутка с учетом темы урока. - Выйдут к доске те, в чьем имени есть звук «о». - Покажите хлопком, верно ли вышел данный ученик. -Вышедшие к доске учащиеся показывают по одному упражнению. |
Развитие умения находить звук в словах. Контроль за выполнением задания с помощью хлопка. Выполнение физических упражнений. | |
7.Произношение изучаемого звука в словах, определение места звука в слове. (цель: развитие слухо - речевой памяти и фонематического восприятия) | 1.Работа по звуковым линейкам в группах –четверках. - Остров, на котором мы с вами побывали, необычный – на него попали семена растений со всех континентов, собрались животные со всех стран. В названии растений и животных есть изучаемый нами звук. Подумайте, какие это могут быть растения и животные. (Дети называют растения, животных – показывают по звуковой линейке место звука в слове. Контроль задания по звуковой линейке учителя)
2.Воспитание бережного отношения к флоре и фауне. - Дети, помните о том, что все растения и животные нужно беречь, иначе исчезнет жизнь на нашей планете. | Работа в группах – четверках (развитие коммуникативных и регулятивных навыков).
Выявление накопленного жизненного опыта. Выделение звука, определение его места в словах (работа по звуковой линейке).
Напоминание о бережном отношении к природе.
| |
8.Обучение элементам грамоты. (цель: знакомство с буквой) | 1.Знакомство с образом буквы. · - Что же я вижу, что некоторые буквы мы забыли на необитаемом острове! Есть ли среди них та, которой мы обозначим звук «о» (ученик показывает данную букву на Острове букв). · - На что похожа буква «о»? (наблюдения детей). · - Предметная картинка с изображением буквы – игрушки. · Чтение стихотворения: Наша буква так кругла, покатиться бы смогла … · Лента букв (касса) – найдите в кассе и покажите букву «о».
2.Знакомство/повторение с первыми правилами синтаксиса (пропедевтика курса «Русский язык»). Показ карточки с изображением двух букв – строчной и заглавной «о» - почему на карточке две буквы? - Приведите свои примеры написания слов с маленькой, заглавной буквой «о». |
Выделение изучаемой буквы среди других.
Выявление жизненного опыта, развитие наблюдательности.
Рассматривание иллюстрации.
Прослушивание стихотворения, его анализ.
Развитие умения ориентироваться в ленте букв, в нахождении требуемой буквы, в узнавании буквы по начертаниям.
Знакомство с правилами русского языка.
Выявление и анализ жизненного опыта детей. | |
9.Произношение звука и чтение буквы в слоговых сочетаниях. (цель: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, уточнение и расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти, овладение звуко - слоговым анализом и синтезом) | 1.Работа с дидактическим материалом. · Кораблики, на парусах которых согласные буквы – подплывают кораблики к острову – хотят увезти букву «о» - чтение слогов цепочкой. · Чтение карточек – слияний с изучаемой буквой – учимся читать быстро (быстрый показ карточки – чтение хором). |
Отработка умения работы по цепочке, чтение слогов по образовавшимся карточкам.
Увеличение темпа чтения слогов. Отработка быстрой реакции. | |
10.Зрительная гимнастика. (цель: зарядка для глаз, развитие зрительной памяти) | Движение глаз в том направлении, которое укажет учитель (по образам геометрических фигур, прикрепленных на доске, стенах, балках, лампах класса). | Развитие мышц глаза. Отработка знания геометрических фигур. Различение цветовой гаммы фигур. | |
11.Отработка изучаемого материала. Развитие логики. (цель: выявление уровня овладения учащимися знаниями познавательной деятельности по разделу, развитие интеллектуальных функций) | 1.Работа в группе – ряд (кроссворд, интеллектуальная загадка). · - Составить слова, используя гласные в тарелочках (на карточках односложные слова с пропущенными гласными). - Назвать получившиеся слова с буквой «о». - Класс хлопнет, если группа справилась с заданием. · Отгадать слово по первым звукам (в загадке и ответе есть слова с буквой «о») (собака, обруч, козлик – сок; ромашка, остров, зонт, ананас – роза; мышь, ослик, лев – моль.) 2.Задание на внимание. - В каких из перечисленных слов встретился звук «о»? - Сколько было таких слов в первой строчке, второй … . Сколько всего было таких слов? |
Развитие умения работать в группе – ряд (увеличенное число членов группы). Развитие интеллектуальных функций (мышления, внимания, …).
Отработка умения контролировать действия товарищей.
Развитие интеллектуальных функций. Закрепление умения выделять звуки в слове, группировать получившиеся звуки для образования новых слов.
Отработка внимания. Упражнения в счете.
| |
3 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности | |||
12.Рефлексия. (цель: самоосознавание своего эмоционального состояния в связи с проделанной работой, обмен мнениями, впечатлениями по уроку) | 1.Вопросы. -ПОЧЕМУ? мы сегодня изучали букву «о»? -ЗАЧЕМ? мы изучаем буквы? -КАК? мы это делали? 2.Дневники. Таблица настроений (выбор одного из трех изображений лиц) – определите с каким настроением заканчиваете урок. 3.Мое отношение к уроку. - Я рада какие у меня ученики, рада, что у вас все получилось. |
Научение анализировать свою деятельность.
Определение своего эмоционального состояния по истечению работы. Оценка своей деятельности.
Создание положительного настроя на учение. Более 50-ти результатов деятельности учащихся ! | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока
Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...