"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной буквой двух звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obucheniya_gramote.docx | 91.24 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.САРАТОВА
Буквы Е,Ё,Ю,Я –
одна буква, два звука
Методическая разработка
урока по обучению грамоте
1 класс
Учитель: Осипова Любовь Владимировна
Саратов
2014 – 2015
1.Программа: Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте» 1класс.
2.Учебник: Нечаева Н. В., Белорусец К. С.Азбука: учебник по обучению грамоте.- Самара: Издательский дом Федоров, 2012
3.Дополнительная литература: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
4.Тип урока: открытия новых знаний
5.Форма урока: проблемный урок
6.Основные цели урока:
- сформировать представление : гласные Е,Ё,Ю,Я - показатель мягкости согласных;
- сформировать представление: гласные Е,Ё,Ю,Я – буквы, обозначающие два звука.
- тренировать первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, лента букв.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, карточки со словами и звуками, карточки для составления кластера
Раздаточный материал: рабочий лист, разноцветные листочки самооценки
Универсальные учебные действия
обучающийся научится:
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя;
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах);
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий;
– структурировать знания;
– уважать мнение собеседников.
8. Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе;
- определить содержательные рамки урока: звуки и буквы
Организация учебного процесса на этапе 1:
Давайте разговаривать,
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дыхательная гимнастика.
II. Актуализация знаний.
Цель:
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Определи буквы.
-Найдите в рабочих листах задание 1.
- Рассмотрите внимательно паутинку. Какие буквы узнали? (Ф, д, Ж, м, Т, л, Ш)
- Что их объединяет?
- На какие группы можно разделить?
- Где они расположены на ленте букв? Почему на разных строчках? Напечатайте каждую группу отдельно.
- Как еще можно разделить эти буквы?
III. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.( фонети-ческий анализ слова)
- Отгадайте загадку:
Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскутам.
(лес)
Слайд № 1.
- Давайте запишем с вами транскрипцию этого слова. Что такое транскрипция? Найдите в рабочих листах задание 2.
- Лес не любит шума, а потому мы поиграем в «Молчанку». Приготовьте все необходимое.
Учащиеся выполняют фонетический анализ слова, дают характеристику каждому звуку с помощью условных сигналов и отмечают цветными точками.(образец учитель пишет на доске)
[ л' э с ]
- А теперь сделайте буквенную запись слова. Что заметили?
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
- выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
- согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе .
- Почему не получается записать слово?( Слышим [ э ], но если написать букву «э», то слово не получится! «Э» указывает на твердость согласного).
- Как на письме показать, что согласный мягкий? ( «И» может указывать на мягкость согласного).
- Подставьте букву И , теперь получилось? (Нет. Получилось другое слово.)
- В чем же суть проблемы? (Нужно записать звук «Э»,но чтобы согласный был мягким).
- Какую цель мы поставим?(Узнать, как обозначить звук [э], если ему предшествует мягкий согласный)
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- сформировать представление об обозначении мягких согласных на письме;
- зафиксировать новый способ действия в речи;
- формировать навыки слогового чтения.
Организация учебного процесса на этапе .
- Как вы предлагаете выйти из ситуации?(Ставить значок мягкости после согласного, придумать букву).
- В русской азбуке есть буква, которую придумали специально для таких случаев, когда надо записать звук [э], но предшествующий согласный мягкий.
Знакомство с буквой «е»
- Как вы сформулируете тему урока?( Буква «Е» показатель мягкости согласного)
- Наблюдение буквы е в словах.
- Прочитайте слова в задании 3.
небо ветка лето
- На каком месте стоит е? Какой звук перед ней?
Физминутка
- Знакомство с гласными Я, Ё, Ю.
- Как вы думаете есть ли еще в русском языке буквы, которые служат для тех же целей, что и е ?
- Как вы уточните тему урока?
Начало составления кластера
Е,Ё,Ю,Я
Обозначает мягкость согласного
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе:
- Слоговое чтение ( слайд № 2)
На да ло во мэ лу ру
Ня дя лё вё ме лю рю
-Чем различаются согласные звуки в каждой паре слогов?
-Что помогает показать на письме, что согласный следует читать мягко?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?(Различать Е –Э, А – Я, У – Ю на письме)
- В рабочей карте в задании 4 у вас есть лента букв. В какую группу на ленте допишем Ё,Е,Ю,Я?(работа в парах)
а | о | у | ы | э | н | м | р | й | б | в | г | д | ж | з | |||||
и | п | ф | к | т | ш | с |
Зрительная гимнастика.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) формировать навыки слогового чтения, различать твердые и мягкие согласные звуки, способы их обозначения;
2) на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
3) устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
Организация учебного процесса на этапе .
1) Упражнение в распознавании гласных, указывающих на мягкость согласных.
- Давайте перенесемся с вами на некоторое время назад и прогуляемся по летнему лесу. Послушайте, как поют птицы!(Слайд № 3)
Слушаем звуки леса.
- Но вот беда. Гусеницы поели листья. А вместе с ними и буквы в названиях деревьев. Прочитайте названия деревьев в рабочих листах в задании 5 . Зачеркните неправильные буквы и объясните свой выбор.
- Поставьте под буквами мягких согласных зеленую точку.(Слайд №4)
Кл(о,ё)н , бер(о,ё)за, в(а,я)з, сир(э,е)нь , ор(э,е)шник.
2) Гласные Я,Ю,Ё,Е , обозначающие два звука.
- А сколько вокруг малины, земляники, ежевики.(Слайд №5)
- Как можно назвать плоды одним словом?
Ягоды
- Сколько слогов в этом слове? Почему? На какой слог падает ударение?
- Какой буквой обозначен этот слог?
- А сколько звуков мы слышим в первом слоге? Какие?
Я-го-ды
[ й'] [а]
-Сколько звуков обозначает Е в начале слова ежевика?
- Что заметили?
- Какой секрет речи вы раскрыли?
- Как вы думаете , ё и ю тоже могут обозначать два звука? Докажите.
- Какой вывод можно сделать?
Гласные Е,Ё,Ю,Я в начале слова обозначают два звука.
- Чему еще мы должны сегодня научиться?
Физминутка
3) Упражнение в распознавании йотированных гласных.
- Откройте учебники на стр. 75.Прочитайте слова под рисунками в верхней части страницы.
- Какие звуки обозначают первые буквы в этих словах?
- Прочитайте столбики слов.
Работа в парах.
- Найдите и зачитайте только те слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука. Какие звуки они обозначают? Подпишите.
- В лесу кроме растений, еще множество животных. Я буду называть различных птиц и зверей, а вы как только услышите слово, в котором есть буквы Ю,Я,Ё,Е хлопайте в ладоши.
Медведь, лиса, дятел, волк, дрозд, белка, зяблик, сова, ёж, кабан, лось, олень, енот.
- В названиях каких животных были буквы, обозначающие два звука?
4 ) Наблюдение гласных Е,Ё,Ю,Я после ь и ъ .
- К сожалению нам пора возвращаться из теплого летнего леса обратно в зимний день, в наш класс.
- Прочитайте слова в задании 6 :
снежная вьюга съёжился холод
- В каких словах есть буквы обозначающие два звука? Обведите буквы в кружок. В каком месте слова они стоят?
- Дополните правило. (достраиваем кластер)
Е,Ё,Ю,Я
один звук два звука
после согласного
Обозначает мягкость согласного стоят в начале слова,
после другой гласной
после ь и ъ знаков.
5 ) Работа с учебником.
- Прочитайте текст на странице 74.
Жужжащее чтение.
Чтение цепочкой.
Выборочное чтение.
-О чем прочитали в тексте?
-Из чего делают кукол?
-Какую куклу считают символом России?
VIII. Рефлексия деятельности.
Цель:
- зафиксировать в речи значение гласных букв Е,Ё,Ю,Я;
- зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
- оценить собственную деятельность и деятельность своей команды на уроке.
Организация учебного процесса на этапе :
- Какие секреты речи мы сегодня открыли?(Слайд №6)
- Какую цель мы ставили ?
- Как вы считаете, сумели мы достичь цели?
- Оцените свою работу. У вас на столах осенние листья. Если вы считаете, что хорошо работали, все хорошо усвоили поднимите зеленый лист. Если вы не очень довольны своей работой поднимите жёлтый. А если вы не во всем разобрались, есть затруднения –красный лист.
Список литературы:
Нечаева Н. В., Белорусец К. С.Азбука: учебник по обучению грамоте.- Самара: Издательский дом Федоров, 2012
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
О. Холодова «Юным умникам и умницам»
Источники информации:
http://picsdigest.com/wallpaper-9781/
http://www.fondaltai21.ru/news/news?start=910
http://muzofon.com/search/Звуки%20природы%20Звуки%20русского%20утреннего%20леса
http://www.vashsad.ua/plants/interesting_plants/show/5208/
http://www.liveinternet.ru/users/yaromira/post168674583/
http://www.liveinternet.ru/users/3913953/page483.shtml
http://www.abc-color.com/color/leaves/001/maple-leaf/maple-leaf-picture-color-ru.shtml
http://parnasse.ru/poetry/lyrics/landscape/pory-osenei.html
http://nashforum.timoshki.ru/games/thread-9314-21-9-2013.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...
"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"
Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"
Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"...