"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Осипова Любовь Владимировна

Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной буквой двух звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_obucheniya_gramote.docx91.24 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.САРАТОВА

Буквы Е,Ё,Ю,Я –

одна буква, два звука

Методическая разработка

урока по обучению грамоте

1 класс

Учитель: Осипова Любовь Владимировна

Саратов

2014 – 2015

1.Программа: Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте» 1класс.

     2.Учебник: Нечаева Н. В., Белорусец  К. С.Азбука: учебник по обучению грамоте.- Самара: Издательский дом Федоров, 2012

3.Дополнительная литература: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 

4.Тип урока: открытия новых знаний

5.Форма урока: проблемный урок

6.Основные цели урока:

  • сформировать представление : гласные Е,Ё,Ю,Я - показатель мягкости согласных;
  • сформировать представление: гласные  Е,Ё,Ю,Я – буквы, обозначающие два звука.
  • тренировать  первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, лента букв.

   Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, карточки со словами и звуками, карточки для составления кластера

   Раздаточный материал: рабочий лист, разноцветные листочки самооценки

Универсальные учебные действия 

обучающийся научится:

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах);

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность:

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий;

– структурировать знания;

– уважать мнение собеседников.

8. Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе;
  2. определить содержательные рамки урока: звуки и буквы

Организация учебного процесса на этапе 1:

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дыхательная гимнастика.

II. Актуализация знаний.

Цель:

  1. анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  2. тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)  Определи буквы.

-Найдите в рабочих листах задание  1.

- Рассмотрите внимательно паутинку. Какие буквы узнали? (Ф, д, Ж, м, Т, л, Ш)

- Что их объединяет?

- На какие группы можно разделить?

- Где они расположены на ленте букв? Почему на разных строчках?  Напечатайте каждую группу отдельно.

- Как еще можно разделить эти буквы?

III. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.( фонети-ческий  анализ  слова)

- Отгадайте загадку:

Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскутам.

(лес)

Слайд № 1.

- Давайте запишем с вами транскрипцию этого слова. Что такое транскрипция? Найдите в рабочих листах задание 2.

- Лес не любит шума, а потому мы поиграем в «Молчанку». Приготовьте все необходимое.

        Учащиеся выполняют фонетический анализ слова, дают характеристику каждому звуку с помощью условных сигналов и отмечают цветными точками.(образец учитель пишет на доске)

[ л' э  с ]

- А теперь сделайте буквенную запись слова. Что заметили?

 IV. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

  1. выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
  2. согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе .

- Почему не получается записать слово?( Слышим [ э ], но если написать букву «э», то слово не получится! «Э»  указывает на твердость согласного).

- Как на письме показать, что согласный мягкий? ( «И» может указывать на мягкость согласного).

- Подставьте букву И , теперь получилось? (Нет. Получилось другое слово.)

- В чем же суть проблемы? (Нужно записать звук «Э»,но чтобы согласный был мягким).

- Какую цель мы поставим?(Узнать, как обозначить звук [э], если ему предшествует мягкий согласный)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. сформировать представление об обозначении мягких согласных на письме;
  2. зафиксировать новый способ действия в речи;
  3. формировать навыки слогового чтения.

Организация учебного процесса на этапе .

- Как вы предлагаете выйти из ситуации?(Ставить значок мягкости после согласного, придумать букву).

- В русской азбуке есть буква, которую придумали специально для таких случаев, когда надо записать звук [э], но предшествующий согласный мягкий.

Знакомство с буквой «е»

- Как вы сформулируете тему урока?( Буква «Е» показатель мягкости согласного)

  1.  Наблюдение буквы е в словах.

- Прочитайте слова в задании 3.

небо    ветка    лето

- На каком месте стоит е? Какой звук перед ней?

Физминутка

  1. Знакомство с гласными  Я, Ё, Ю.

- Как вы думаете есть ли еще в русском языке буквы, которые служат для тех же целей, что и е ?

- Как вы уточните тему урока?

Начало составления кластера

Е,Ё,Ю,Я

Обозначает мягкость согласного

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе:

  1. Слоговое  чтение ( слайд № 2)

На   да  ло  во   мэ   лу  ру

Ня   дя  лё  вё   ме   лю  рю

-Чем различаются согласные звуки в каждой паре слогов?

-Что помогает показать на письме, что согласный следует читать мягко?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?(Различать Е –Э, А – Я, У – Ю на письме)

- В рабочей карте в задании 4 у вас  есть  лента букв. В какую группу на ленте  допишем  Ё,Е,Ю,Я?(работа в парах)

а

о

у

ы

э

н

м

р

й

б

в

г

д

ж

з

и

п

ф

к

т

ш

с

Зрительная гимнастика.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) формировать навыки слогового чтения, различать твердые и мягкие согласные звуки, способы их обозначения;

2) на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

3) устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

Организация учебного процесса на этапе .

1) Упражнение в распознавании гласных, указывающих на мягкость согласных.

- Давайте перенесемся с вами на некоторое время назад и прогуляемся по летнему лесу. Послушайте, как поют птицы!(Слайд № 3)

Слушаем звуки леса.

- Но вот беда. Гусеницы поели листья. А вместе с ними и буквы в  названиях деревьев. Прочитайте названия деревьев в рабочих листах в задании 5 . Зачеркните неправильные буквы и объясните свой выбор.

- Поставьте под буквами мягких согласных  зеленую точку.(Слайд №4)

Кл(о,ё)н ,  бер(о,ё)за,   в(а,я)з,   сир(э,е)нь , ор(э,е)шник.

2) Гласные Я,Ю,Ё,Е , обозначающие два звука.

- А сколько вокруг малины, земляники, ежевики.(Слайд №5)

- Как  можно назвать плоды одним словом?

Ягоды

- Сколько слогов в этом слове? Почему? На какой слог падает ударение?

- Какой буквой обозначен этот слог?

- А сколько звуков мы слышим в первом слоге? Какие?

Я-го-ды

                                              [ й']    [а]

-Сколько звуков обозначает Е в начале слова ежевика?

- Что заметили?

- Какой секрет речи вы раскрыли?

- Как вы думаете , ё и ю тоже могут обозначать два звука? Докажите.

- Какой вывод можно сделать?

Гласные Е,Ё,Ю,Я в начале слова обозначают два звука.

- Чему еще мы должны сегодня научиться?

Физминутка

3) Упражнение в распознавании йотированных гласных.

- Откройте учебники на стр. 75.Прочитайте слова под рисунками в верхней части страницы.

- Какие звуки обозначают первые буквы в этих словах?

- Прочитайте столбики слов.

                                                Работа в парах.

- Найдите и  зачитайте только те слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука. Какие звуки они обозначают? Подпишите.

- В лесу кроме растений, еще множество животных. Я буду называть различных птиц и зверей, а вы как только услышите слово, в котором есть буквы Ю,Я,Ё,Е  хлопайте в ладоши.

Медведь, лиса, дятел, волк, дрозд, белка, зяблик, сова, ёж, кабан, лось, олень, енот.

- В названиях каких животных были буквы, обозначающие два звука?

4 ) Наблюдение гласных Е,Ё,Ю,Я после ь и ъ .

- К сожалению нам пора возвращаться из теплого летнего леса обратно в зимний день, в наш  класс.

- Прочитайте слова в задании 6 :

снежная   вьюга    съёжился   холод

- В каких словах есть буквы обозначающие два звука? Обведите буквы в кружок. В каком месте слова они стоят?

- Дополните правило. (достраиваем  кластер)

Е,Ё,Ю,Я

один звук                                                два звука

после согласного

Обозначает мягкость согласного                  стоят в начале слова,

 после другой гласной

 после ь и ъ знаков.

5 ) Работа с учебником.

- Прочитайте текст на странице 74. 

Жужжащее чтение.

Чтение цепочкой.

Выборочное чтение.

-О чем прочитали в тексте?

-Из чего делают кукол?  

-Какую куклу считают символом России?

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель:

  1. зафиксировать в речи значение гласных букв Е,Ё,Ю,Я;
  2. зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
  3. оценить собственную деятельность и деятельность своей команды на уроке.

Организация учебного процесса на этапе :

- Какие секреты речи мы сегодня открыли?(Слайд №6)

- Какую цель мы ставили ?

- Как вы считаете, сумели мы достичь цели?

- Оцените свою работу. У вас на столах осенние листья. Если вы считаете, что хорошо работали, все хорошо усвоили поднимите зеленый лист. Если вы не очень довольны своей работой поднимите жёлтый. А если вы не во всем разобрались, есть затруднения –красный лист.

   Раскраски нарисовать про родину - Игрушки - nashforum.timoshki.ru    Поры осенней      листок клёна рисунок         

Список литературы:

Нечаева Н. В., Белорусец  К. С.Азбука: учебник по обучению грамоте.- Самара: Издательский дом Федоров, 2012

Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 

О. Холодова «Юным умникам и умницам»

Источники информации:

http://picsdigest.com/wallpaper-9781/

http://www.fondaltai21.ru/news/news?start=910

http://muzofon.com/search/Звуки%20природы%20Звуки%20русского%20утреннего%20леса

http://www.vashsad.ua/plants/interesting_plants/show/5208/

http://www.liveinternet.ru/users/yaromira/post168674583/

http://www.liveinternet.ru/users/3913953/page483.shtml

http://www.abc-color.com/color/leaves/001/maple-leaf/maple-leaf-picture-color-ru.shtml 

http://parnasse.ru/poetry/lyrics/landscape/pory-osenei.html

http://nashforum.timoshki.ru/games/thread-9314-21-9-2013.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...

"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"

Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...

Обозначение двух звуков "й", "о" одной буквой "ё"

Ознакомление учащихся с функцией буквы "Ё"в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, упражнять в чтении слов с буквой "Ё"...