Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях- вот те основные задачи, которые поможет решить данный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_dvuzvuchnye_gl.rar | 25.17 КБ |
odna_bukva-dva_zvuka.rar | 228.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: | Юнг Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 п.Первомайский Оренбургского района» | ||
Класс | 1 | ||
Предмет: | Обучение грамоте | ||
Авторы учебника: | Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. | ||
Тема урока. | Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука | ||
Тип урока. | Урок освоения новых знаний. | ||
Цель: | Создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я. | ||
Задачи: | образовательные: расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях; развивающие: развивать фонематический слух учащихся; интерес к исследовательской деятельности, познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся; воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе на уроке, бережного и заботливого отношения к окружающей природе. | ||
Результаты: | Личностные УУД. - осознание социальной роли – ученика; - формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; - формирование любознательности; - проявлять интерес к отдельным заданиям; -иметь представление о языке как средстве общения; -проявлять интерес к занятиям по «Азбуке». - эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова. Метапредметные УУД. Регулятивные: - принимать учебную задачу; -оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -находить несколько вариантов решения учебной задачи; Познавательные: -искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков; -понимать знаки, символы, модели; - понимать заданный вопрос; - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: -адекватно реагировать на обращение учителей; -ознакомиться с разными формами работы в классе; -иметь представление о правилах общения в классе. Предметные УУД: -осознание утверждений: «одна буква-два звука»; -расширение представлений о «работе» букв е, ё, ю, я; -формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова. . | ||
Оборудование |
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю!: Тетрадь к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
| ||
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся |
Орг. момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Ребята, я рада всех вас видеть на уроке. Улыбаетесь, значит, настроение хорошее, можно начинать. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Проговаривание темы и цели урока. | Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»». - В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка. - Кто-нибудь знает, о чем идет речь? Может дать название? - Какова будет цель нашего урока? | Анализируют, обобщают, формулируют умозаключения - Нет. - Узнать новое о букве я , дать этой букве название, учиться слышать в речи. |
Актуализация знаний. Открытие нового знания. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - А теперь давайте обратимся к с. 75 учебника. Какие буквы, кроме упомянутой в рассказе, вы видите? - Как вы думаете, почему они записаны в одном ряду? Какой звук мы слышим первым? - Как вы понимаете эти записи под буквами? - Давайте вставим пропущенные буквы в предложенные слова.(слайд 3) - Понаблюдайте, где находятся эти буквы в словах? - Сколько звуков они обозначают в начале слова? - А теперь давайте эти же буквы вставим в группу слов ниже (лебеди, клён, клюква, яблоня)(слайд 4) -Куда же делся звук Й из букв е, ё, ю, я? Какую роль он стал выполнять в слове? | Работа в группах. Находят и читают буквы. Сталкиваются с проблемой – не понятно, почему Буква одна – звука два Чтение слов В начале слова два
характеристика звука й |
Первичное усвоение новых знаний. | Проговаривание нового знания. | Работа с учебником. С.75 Сравнение пар слов, вывод: Эля-ела Окать-ёкать Уля- Юля Арка- ярко - Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. | Работают по учебнику , делают вывод.
Находим значение слова арка (слайд 5) Перекрытие дугообразной формы, АPKA, -и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. Арка Победы. Триумфальная а, || прилагательное арочный, -ая, -ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Вы, наверное, устали? Как молчишь? Как стоишь? Как сидишь? Как спишь? Как даёшь? Как берёшь? Как умываешься? Как улыбаешься? Как одеваешься? Как учишься? | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Первичная проверка понимания | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач. | Задание 1 : вставить буквы в ленту букв Задание 2:получи новое слово (ребусы)
| Ответы детей. Знакомятся с заданием. Выполняют задание, работая в парах Выполняют проверку. Фронтальная работа. |
Первичное закрепление. | Самостоятельное творческое применение полученных знаний. | - У меня для вас есть кроссворд. (слайд 6) -Отгадайте его, вписав слова в ячейки. -В каких словах спрятались буквы, обозначающие два звука? - почему вы так решили? | парная работа.
|
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Расшифруй вывод (слайд 7) - Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и поставили оценку, находящуюся в правом нижнем углу страницы своим одноклассникам. Кому и почему? | Высказывания учащихся. Выводы:
Дети читают запись «пятёрка с плюсом» |
Подписи к слайдам:
е
я
ю
ё
ЙОД
ЙОГ
ЙОГУРТ
КРОССВОРД
1. ЭКРАН
2. ОСЫ
3.ЁЛКА
4.
Емеля
5. ЁРШ
6. ЭСКАЛАТОР
7. ЕНОТ
ОДНА БУКВА-ДВА ЗВУКА
АРКА
Е
НОТ
Ё
ЛКА
Ю
ЛА
Я
БЛОКО
Л.БЕДИ
КЛ..Н
КЛ. КВА
ЯБЛОН.
Е
Ё
Ю
Я
Е
НОТ
Ё
ЛКА
Ю
ЛА
Я
БЛОКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.
Урок обучения грамоте в 1 классе «Обозначение двух звуков [й, у] одной буквой ю.Программа: Перспективная начальная школа...
"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"
Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...
"Буквы Е,Ё,Ю,Я - одна буква, два звука"
Методическая разработка урока обучения грамоте (система Л.Занкова). Знакомство учащихся с буквами Е,Ё,Ю,Я. Формирование представлений о буквах,обозначающих мягкость согласного и обозначении одной букв...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...