Звуки и буквы
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Познакомить детей с твёрдым звуком  [ф] и буквами Ф,ф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_f_f.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф»

  1. Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой сейчас будет урок. (На доске красным и синим написано ОГБРУАЧМЕОНТИУУ, что означает ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
  2. Повторение
  3. Главный этап урока.

ЗВУК

Какой одинаковый звук в словах? (На столе разложены предметы: портфель, флажок, телефон, конфета, фонарь. Дети должны назвать эти предметы и определить, какой одинаковый звук во всех этих словах.)

Фонетическая зарядка.

Как дышит ёжик? (Фр-фр-фр…)

Дыхательная гимнастика.

Как дышит каша? (Пф-пф-пф…). Одна рука на груди, другая на животе. Вдох – левую руку отводим от груди, правой нажимаем на живот. Выдох – пф-пф-пф! – левой рукой нажимаем на грудь, правую отводим от живота. Упражнение повторяем в медленном темпе 3-4 раза.

Перекличка.

- Встаньте дети, в имени или фамилии которых слышится звук [ф, ф'].

Прочитайте слово по первым звукам названий предметов. (На доске висят картинки с изображением слона, воробья, енота, тигра, ослика, филина, облака, рыси.) (светофор) Можно предложить детям такой вопрос: «Какое слово здесь лишнее и почему?» (Птицы и звери – это животный мир, а облако принадлежит к неживой природе.) Далее учитель просит детей вспомнить стихотворение про светофор.

Три света есть у светофора.

Они понятны для шофера:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

Физкультминутка.

Учитель показывает детям поочерёдно то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал светофора. На красный свет все сидят, на жёлтый встают, а на зелёный – энергично бегут на месте,  «руля вправо и влево».

Твёрдый – мягкий

В гости к детям приходят Том (друг твердых согласных) и Тим (друг мягких согласных). Их портреты висят справа и слева от доски, как бы разделяя класс на две команды  (слова могут быть  такими: фабрика, фарш, фикус, фартук, физкультура, физика, фокус). Учитель называет слова с мягким или твердым звуком [ф], [ф']. При этом встают то друзья Тома, то друзья Тима.

Звонкий – глухой.

Учитель предлагает детям упражнение в различении звуков [в] и [ф]. Если произносит слово со звуком [в] – хлопают в ладоши мальчики, со звуком [ф] – хлопают девочки. Ветка, свет, свитер, Федя, хвастун, фуфайка.)

Характеристика звука.

Кто внимательный?

«Доскажите словечко».

Мама вяжет длинный шарф,

Потому, что сын - …(жираф).

На доске картина с изображением дупла дерева, на котором висит записка, прикрывающая филина.

Дупло. Под ним листок пришпилен:

«До ночи не будить», и подпись … (филин).

Учитель снимает записку, и все видят филина. Кто знает стихи про филина? (Учитель может заранее дать выучить двум-трём детям стихотворения).

Филин серый, филин старый

А глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин,

А при свете он бессилен.

Филин в чаще:

У-ух да у-ух!

У зайчишки замер дух.

Бедный заинька не спал,

Под кустом всю ночь дрожал.

Учитель спрашивает детей, что они узнали о филине, предлагает придумать фразу по опорным словам: филин, фары, даёт дополнительную информацию об этой птице, рассказывает о её сходстве и различии с совой.

БУКВА

А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф], [ф']. Эта буква родится у вас ребята, прямо в руках. Для этого нужно выщипать уже известную вам букву Р (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Р). Раскрыв сделанную букву Р, дети с радостью убеждаются, что она превратилась в неизвестную ранее букву Ф.

Буква потерялась.

Давайте попробуем прочитать слова, в которых потерялась наша новая буква: -лаг, шар-, -абрика, -лот.

На что похожа буква.

Дети смотрят на сделанную ими букву Ф и фантазируют, на что она похожа. На доске рисунки и стихи:

Федя ходит на уроки,

Значит, выучил уроки.

Филин, в книжки залетев, превратился в букву Ф.

Всем известно без подсказки,

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Загадка

Куда не взглянет этот глаз,

Всё на картинке передаст.

                        (фотоаппарат)

Эти стихи написаны на доске или на заранее приготовленном плакате, с обратной стороны которого рисунок и отгадки.

Словарь.

Учитель рассказывает о фотоаппарате, расширяя кругозор детей. (Фотография – светопись) Взгляд у аппарата очень быстрый (с помощью светочувствительной плёнки он может быстро «нарисовать» бегущего зайца), очень зоркий (может мгновенно сфотографировать луну). Есть такие аппараты, которые моментально, через несколько секунд, выдают готовые фотокарточки. А вот раньше надо было сидеть перед камерой очень долго, не мигая и не разговаривая. Если склеить несколько изображений предметов и быстро пропустить из через особые «рамки», получится живая фотография.

Скороговорка.

Флот плывёт к родной стране.

Флаг на каждом корабле.

(дети сначала читают скороговорку с доски, а потом произносят по памяти.)

Игра «Флот помог»

С помощью слова ФЛОТ, дети составляют новые слова. На доске картинка с изображением четырёх кораблей, на флагах которых написаны буквы ФЛОТ, а чуть выше четыре слова: пена, бор, метр, шар. (Получаются новые слова: пенал, борт, метро, шарф)

Слоговое лото

Учитель предлагает детям вспомнить как можно больше слов, начинающихся со слога фи. Каждый раз после ответа детей он стучит в бубен и произносит: «Кто больше?». Затем дети составляют слова: филин, фиалка, фикус, в индивидуальных кассах букв.

На доске слоговые карточки: фор, фар, фла, фи, фы, кон, тук, ма, жок, шар, кус. Надо составить с ними как можно больше слов.  (Форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус)

Слово рассыпалось.

Составьте слово, начинающееся с ф: ТЫФКУР (фрукты).

Занимательные модели.

Ф_ _ _ (флот, флаг)

_ _ _ ф (шарф)

Наборщик.

Нужно составить как можно больше слов из слова ФАБРИКА (фара, фа, факир, брак, бирка, бар, бра, раб, рак, краб).

Ребусы.

На доске картинка с четырьмя ребусами:

Ф+ (рис. рака) = Фрак; рис. школьной формы, вверху вместо зачёркнутого О стоит Е = ферма; рис. воздушного шара + ф = шарф; две ноты на одном стане: фа, соль = фасоль.

Итог урока (ответы детей).

В заключении учитель может повесить на доску рисунок, изображающий открытую книгу или тетрадь (на правом листе – гласные ЕЕЕФ, на левом согласные ПРМН) и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги – слияния (согласный – гласный)

Получится слово: ПЕРЕМЕНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...