Звуки и буквы
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Познакомить детей с твёрдым звуком [ф] и буквами Ф,ф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_f_f.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф»
- Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой сейчас будет урок. (На доске красным и синим написано ОГБРУАЧМЕОНТИУУ, что означает ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
- Повторение
- Главный этап урока.
ЗВУК
Какой одинаковый звук в словах? (На столе разложены предметы: портфель, флажок, телефон, конфета, фонарь. Дети должны назвать эти предметы и определить, какой одинаковый звук во всех этих словах.)
Фонетическая зарядка.
Как дышит ёжик? (Фр-фр-фр…)
Дыхательная гимнастика.
Как дышит каша? (Пф-пф-пф…). Одна рука на груди, другая на животе. Вдох – левую руку отводим от груди, правой нажимаем на живот. Выдох – пф-пф-пф! – левой рукой нажимаем на грудь, правую отводим от живота. Упражнение повторяем в медленном темпе 3-4 раза.
Перекличка.
- Встаньте дети, в имени или фамилии которых слышится звук [ф, ф'].
Прочитайте слово по первым звукам названий предметов. (На доске висят картинки с изображением слона, воробья, енота, тигра, ослика, филина, облака, рыси.) (светофор) Можно предложить детям такой вопрос: «Какое слово здесь лишнее и почему?» (Птицы и звери – это животный мир, а облако принадлежит к неживой природе.) Далее учитель просит детей вспомнить стихотворение про светофор.
Три света есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет.
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный свет – кати!
Физкультминутка.
Учитель показывает детям поочерёдно то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал светофора. На красный свет все сидят, на жёлтый встают, а на зелёный – энергично бегут на месте, «руля вправо и влево».
Твёрдый – мягкий
В гости к детям приходят Том (друг твердых согласных) и Тим (друг мягких согласных). Их портреты висят справа и слева от доски, как бы разделяя класс на две команды (слова могут быть такими: фабрика, фарш, фикус, фартук, физкультура, физика, фокус). Учитель называет слова с мягким или твердым звуком [ф], [ф']. При этом встают то друзья Тома, то друзья Тима.
Звонкий – глухой.
Учитель предлагает детям упражнение в различении звуков [в] и [ф]. Если произносит слово со звуком [в] – хлопают в ладоши мальчики, со звуком [ф] – хлопают девочки. Ветка, свет, свитер, Федя, хвастун, фуфайка.)
Характеристика звука.
Кто внимательный?
«Доскажите словечко».
Мама вяжет длинный шарф,
Потому, что сын - …(жираф).
На доске картина с изображением дупла дерева, на котором висит записка, прикрывающая филина.
Дупло. Под ним листок пришпилен:
«До ночи не будить», и подпись … (филин).
Учитель снимает записку, и все видят филина. Кто знает стихи про филина? (Учитель может заранее дать выучить двум-трём детям стихотворения).
Филин серый, филин старый А глаза горят, как фары. Только ночью страшен филин, А при свете он бессилен. | Филин в чаще: У-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. |
Учитель спрашивает детей, что они узнали о филине, предлагает придумать фразу по опорным словам: филин, фары, даёт дополнительную информацию об этой птице, рассказывает о её сходстве и различии с совой.
БУКВА
А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф], [ф']. Эта буква родится у вас ребята, прямо в руках. Для этого нужно выщипать уже известную вам букву Р (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Р). Раскрыв сделанную букву Р, дети с радостью убеждаются, что она превратилась в неизвестную ранее букву Ф.
Буква потерялась.
Давайте попробуем прочитать слова, в которых потерялась наша новая буква: -лаг, шар-, -абрика, -лот.
На что похожа буква.
Дети смотрят на сделанную ими букву Ф и фантазируют, на что она похожа. На доске рисунки и стихи:
Федя ходит на уроки, Значит, выучил уроки. | Филин, в книжки залетев, превратился в букву Ф. |
Всем известно без подсказки,
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Загадка
Куда не взглянет этот глаз,
Всё на картинке передаст.
(фотоаппарат)
Эти стихи написаны на доске или на заранее приготовленном плакате, с обратной стороны которого рисунок и отгадки.
Словарь.
Учитель рассказывает о фотоаппарате, расширяя кругозор детей. (Фотография – светопись) Взгляд у аппарата очень быстрый (с помощью светочувствительной плёнки он может быстро «нарисовать» бегущего зайца), очень зоркий (может мгновенно сфотографировать луну). Есть такие аппараты, которые моментально, через несколько секунд, выдают готовые фотокарточки. А вот раньше надо было сидеть перед камерой очень долго, не мигая и не разговаривая. Если склеить несколько изображений предметов и быстро пропустить из через особые «рамки», получится живая фотография.
Скороговорка.
Флот плывёт к родной стране.
Флаг на каждом корабле.
(дети сначала читают скороговорку с доски, а потом произносят по памяти.)
Игра «Флот помог»
С помощью слова ФЛОТ, дети составляют новые слова. На доске картинка с изображением четырёх кораблей, на флагах которых написаны буквы ФЛОТ, а чуть выше четыре слова: пена, бор, метр, шар. (Получаются новые слова: пенал, борт, метро, шарф)
Слоговое лото
Учитель предлагает детям вспомнить как можно больше слов, начинающихся со слога фи. Каждый раз после ответа детей он стучит в бубен и произносит: «Кто больше?». Затем дети составляют слова: филин, фиалка, фикус, в индивидуальных кассах букв.
На доске слоговые карточки: фор, фар, фла, фи, фы, кон, тук, ма, жок, шар, кус. Надо составить с ними как можно больше слов. (Форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус)
Слово рассыпалось.
Составьте слово, начинающееся с ф: ТЫФКУР (фрукты).
Занимательные модели.
Ф_ _ _ (флот, флаг)
_ _ _ ф (шарф)
Наборщик.
Нужно составить как можно больше слов из слова ФАБРИКА (фара, фа, факир, брак, бирка, бар, бра, раб, рак, краб).
Ребусы.
На доске картинка с четырьмя ребусами:
Ф+ (рис. рака) = Фрак; рис. школьной формы, вверху вместо зачёркнутого О стоит Е = ферма; рис. воздушного шара + ф = шарф; две ноты на одном стане: фа, соль = фасоль.
Итог урока (ответы детей).
В заключении учитель может повесить на доску рисунок, изображающий открытую книгу или тетрадь (на правом листе – гласные ЕЕЕФ, на левом согласные ПРМН) и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги – слияния (согласный – гласный)
Получится слово: ПЕРЕМЕНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...