Урок обучение грамоте
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Познакомить детей с твёрдым звуком  [ж] и буквами Ж, ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_zh_zh.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж»

Задача: Познакомить детей с твёрдым звуком  [ж] и буквами Ж, ж

Цели:

  1. Учить детей различать звуки, выделять в словах звук  [ж].
  2. Развивать и формировать связную речь учащихся.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, интерес к чтению.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

  1. Прочитаем сначала буквы, написанные красным, потом – синим, и мы узнаем какой сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е

  1. Повторение на доске буквы и слоги, прочитаем эти буквы и слоги.

ша                ши                шу

п                  ка                ш                т

ко                ла                пы                ба

Составим несколько слов (шапка, школа, шутка, шипы, лапы, кот, шуба).

  1. Главный этап урока.

ЗВУК

  1. Жу-жу-жу-жу

Я на веточке сижу

Я на веточке сижу

И звук Ж твержу. (Жук)

Кто это?

Сегодня на уроке у нас сказочный жук.

Произнесем звук, который произносит жук. Как он произносится? (звонко)

  1. Найти одинаковый звук в словах:

Ужи, стрижи, жук, снежинка, лыжи. 

  1. Хлопаем в ладоши каждый раз, когда слышите звук [ж] в словах:

Кошка, ножницы, цапля, лыжи, щётка, замок, ерши, ежи, мыши, ножи, жук, стол, стул, стрижи.

Фискультминутка.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.        (дети)

Ой, упал, упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях.

БУКВА

  1. Ребята, посмотрите какая птица? Как называют эту птицу? (сорока)

Она принесла нам письмо:

Ученикам 1а класса

Ребята, помогите угадать букву!

                                 Ваши друзья, ученики 1б класса.

Посмотрите, какую букву можно составить из этих элементов:

        

Потеряли букву, получили – ук.

Должно быть жук.

Молодцы ребята, большое вам спасибо. Отправим письмо с правильным ответом.

Какой буквой мы обозначаем звук [ж]. Буквой Ж.

  1. Откроем учебники на странице 149 (цифры страницы на доске).

Посмотрите внимательно, нас приветствует буква Ж. Внимательно рассмотрите рисунок. Как называется игра в которую играют дети? (жмурки)

Давайте вспомним правила этой игры.

В какие подвижные игры вы умеете играть?

  1. Рассмотрим схему, которая относится к слову жмурки. Произносим слово по слогам. Сколько слогов в  этом слове? Назовите первый слог _ _ _ _ , второй _ _.

Какой начальный звук в этом слове?

Из каких звуков состоит первый слог?

(слияние согласной и гласной (му)), (звука [р]).

Произнесем первый слог – жмур.

Из каких звуков состоит второй слог?

(слияние согласного и гласного ки).

  1. Прочтем слоги с согласной ж. При чтении звук [ж] остается твердым с любым гласным звуком. Напечатаем в тетрадях:

Ж Ж

Жа                жо                же

Жу                жи

  1. Чтение слов.

друг

жук

дружок

Жучка

могу

телега

может

тележка

Что вы заметили, когда читали слова? (слова изменялись)

Какие буквы менялись местами? (г-ж)

Мы изучаем русский язык. На протяжении многих лет наш язык изменялся. Изменялись слова. Одна буква заменялась другой. Такая замена называется чередованием букв. А слова становятся родственными. Но звучат по разному. Подробно такое изменение слов мы будем изучать позже.

Сейчас давайте прочитаем выделенные слова и подумаем, какие же буквы чередуются.

  1. Чтение рассказа и работа над ним

Чтение рассказа хорошо читать ученикам.

В какую игру играли дети?

Кому завязали глаза?

Зачем дети разбежались?

Почему Женя не смог догнать детей?

Почему слово Женя пишется с большой буквы?

Найдите в тексте предложение, которое соответствует данной схеме:

                .        

Прочитайте это предложение.

Сколько слов в этом предложении?

Какой знак препинания стоит в конце предложения?

Какие знаки препинания мы знаем ещё?

Как можно назвать рассказ?

Физкультминутка.

  1. На лужайке, на ромашке

Жук играл в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

  1. Внимание!

Послушайте отрывок из сказки. Постарайтесь запомнить слова со звуком [ж]. Дети слушают отрывок из сказки «Дюймовочка».

Как называется сказка?

Какие слова со звуком [ж] вы услышали? (жук, похожа, жили, жуки, ножи, даже). Замечательно! Молодцы!

Посмотрите внимательно, какая прекрасная иллюстрация к этой сказке. Что мы видим на этом рисунке?

Что предложил жук Дюймовочке? (дружбу)

Он её знакомит со своими друзьями. Но что случилось?

Разве можно отказываться от друга только потому, что он не нравится другим?

Жук хороший друг? Почему?

  1. Чтение пословиц

А теперь почитаем пословицы. Подумайте. Когда так говорят?

Мы можем отнести эти слова к сказке?

Чем жук не дорожил?

А человек должен дорожить дружбой?

Дружба – это очень важный момент в жизни каждого человека. Мы сегодня помогли нашим друзьям, ученикам 1б класса. Что можно сказать о вас? Я могу сказать, что вы хорошие друзья.

Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Для друга ничего не жаль.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Сам пропадай, а товарища выручай.

У нас на уроке был очень доброжелательный жук. Он мудро наблюдал за вашей работой и всех благодарит. Он был рад с вами подружится.

На случай остающегося времени скороговорка:

Слишком много ножек у сороконожек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....