литературное чтение
план-конспект урока по чтению на тему
Конспекты по литературному чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 28.01.2014 Учитель методист школы № 95: Жлоба В.П.
Школа: 95 Методист ЧПК №1 Галлиулина Н.К.:
Класс: 3-2 Студентка 36 группы Федоренко Евгения.
Время: 9:00 (2-ой урок)
Кабинет: 103
Тема: Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И А. Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказывается одна и та же история.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование навыков чтения басни, анализа текста басни;
- закрепить знания о жанре басни и баснописцах.
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи: чтение и сравнение басен Крылова и Эзопа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, карточки с заданиями.
Программа: ПНШ (Стандарт второго поколения.)
Учебник: Литературное чтение. Чуракова Н.А. (Часть 2); (Русский язык (словарь).
2014 год
Ход урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Тема: Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И.А.Крылов «Лисица и виноград».
Задание: Прочитайте записи на карточках. Разделите на 2 группы. Дайте название каждой группе.
Эзоп «Лисица и виноград»
И.А. Крылов «Лисица и виноград»
План 1) Форма изложения. 2) Сюжет. 3) Герой. 4) Действия героя.
Эзоп И.А. Крылов 1.Басня написана в прозе 1. Басня написана в стихотворной форме 2. Сюжет короткий Сюжет короткий только факты Описывается реакция лисицы на виноград и то, как она старается достать его 3.Герой – лисица. 3.Герой – лисица. 4. Лисица хотела съесть виноград, но не смогла достать и винила обстоятельства.
Пословица: «Видит око, да зуб неймет»
Мне было интересно… Мне было трудно… Мне было легко… Рефлексия
Предварительный просмотр:
Дата: . Учитель школы Ковальчук И.В.______________
Школа: им.И.Есина. Методист ЧПК №1 Кондратьева И.И __________
Класс: 3 Студентка 42 группы Федоренко Евгения.
Тема: В.Астафьев «Капалуха.»
Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-придумывать свои рассказы о животных.
-пересказывать произведение на основе плана;
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, Р.т.
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.
Ход урока.
№ | Этапы, методы и приёмы | вр | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД | ||
1 | Организационный момент | 1 мин | Проверка готовности к уроку у учащихся. Слайд 1,2.1-читаю я. 2- учащиеся.
| Готовность к уроку. Слушают учителя. Читают. Настраиваются на урок. | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | ||
2 | Мотивационный этап. Речевая разминка. | 4мин. | Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе. Прочитаем со слайда. (Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах.) Слайд 3. Змейка. Слайд 4.Пин-пон. Слайд 5.Лошадка. Слайд 6. Словарная работа.Прочитайте по слогам, затем плавно: к аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли блед-но-лист-ным до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший Прочитайте пословицы. Слайд 7.Вороненку гнездо – родимая хата. Как бы куст был не мил, соловей гнезда б не вил. Объясните их смысл.-Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко.) | Читают, разминают язычок. Работают с пословицами. | Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу Планировать свои высказывания. | ||
3 | Проверка д.з. | 1 | |||||
4 | Постановка учебной задачи. Введение в тему. Метод: Практический. Прием: Чтение вслух. Чтение про себя. Формулирование учебной задачи. | 10 мин | Беседа о правилах поведения в лесу. Слайд 8.Может ли человек быть только хорошим или только плохим? Обратимся к словам Агнии Барто. Слайд 9. Агния Барто. «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». — Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? — И все же не только желания сердца, но существуют и правила поведения в лесу. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте с вами посмотрим правильно ли вы ответили. Слайд 10.Правила поведения в лесу. (Читает один ученик) Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и птенец не родится. Работа с текстом ДО чтения — Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха». 1.Давайте откроем стр.98 учебника и рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, что рассматривают ребята? 2. Мы только что говорили о правилах поведения в лесу. Можно ли трогать птичьи яйца? 3.Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения? 4. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе? Словарная работа. — В тексте встречаются слова, которые некоторые могут не знать: Слайд 11-21 Пастьба – луг, где пасут скот. Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают. Озираться – оглядываться. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Космы (прост.) - взлохмаченные пряди волос. Покоробленные леса – искривлённые. Редкопалые ели – редкие ветви. Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные. Дрёмная плёнка – закрывались глаза от удовольствия. — Наверное, еще одно слово вам встречается впервые – капалуха. Слайд 22.Капалуха — глухарка, птица семейства тетеревиных. | (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.) Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить. 1.Рассматривают яйца в гнезде какой-то птицы. 2.Нет, птица может оставить это гнездо и птенцы не родятся. 3.Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ. 4. Предположения учащихся. Знакомятся с новыми словами. | Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем. | ||
5 | Физ. Минутка | 1 | Ребята, а давайте теперь немного отдохнём и потанцуем. | Выполняют физ. минутку. | |||
6 | Продолжение работы по теме урока Этап: Решение учебной задачи. Метод Словесный. Практический Наглядный. | 3 | -Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ мы будем читать. Слайд 23. FSВSRИКJLТОYYРQПЕWТРОZQВИЧGАСТLRАФЬJJЕВ. Слайд 24.(Виктор Петрович Астафьев) -Узнайте, какое слове здесь написано. Слайд 25. Ь у Л ха р Г Слайд 26. (Глухарь.) Рассказ о глухаре — Ребята, а что вы знаете о глухаре? — Давайте послушаем рассказ о глухарях. Слайд 27. Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Слайд 28. Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Слайд 29. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ.(КАПАЛУХА) Анализ содержания рассказа 1. Содержание рассказа — Какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.) Слайд 30. — Какова природа этих мест? (Суровая, растительность бедная) — Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку). Подумайте, откуда могло произойти такое название. (От звука хлопающих крыльев?). На самом деле от слова Коппала - глухой. Оно пришло из карельского языка - Глухой как коппала - так говорят карелы. Ну и по аналогии глухари на току. — Как вы представляете гнездо глухарки? (Оно на земле, но почти не заметно) Слайд 31. — Как описывает его автор? (стр. 99, последний абзац) — С чем он его сравнивает? (с космами) — Как обнаружили гнездо капалухи ребята? (Стадо вспугнуло глухарку и она начала бегать кругами) — Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (У всех было возбуждение: и у телят, и у ребят и у рассказчика). — Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? (Да, мы представляем как все возбуждены.Все понимают, что такая встреча – редкость) — О самоотверженности глухарок-матерей написал один писатель: Слайд 32.«Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш –глухарок. Почти месяц прикрывают они кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед пламенем. И при встрече с хищником глухарка защищает своих детей. Нелёгок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось» — Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком (Мальчик: Возьмем – стр.99 внизу; Да так – стр.100 вверху. Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое) — Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца; не приносить животных из леса.) — Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. (1-ый абзац после прямой речи). — Какие выражения употребляет автор? (Металась в стороны.Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь) — Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.) — Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) — Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. (И тут мы увидели, что живот у нее голый… - до многоточия, стр. 100). — Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? (Хотелось бы посмотреть на вас, если в ваш дом вломится слон) — Какие черты характера проявила капалуха в этом эпизоде? Слайд 33. Любовь Доброта Сердечность Заботливость Самоотверженность Бесстрашие Самопожертвование — Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать. — Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже). — Какие выражения использует автор? Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла — Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рас¬сказ «Про Мальку» и «Еще про Мальку» Белова.) — Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (Спасибо учителю, который обратил внимание детей на то, как капалуха заботится о своих детях). — Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? (Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели как птица заботится о своих птенцах и, думаю, будут относиться к природе бережнее). — Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? (Цепь поколений не прервалась, капалуха продолжила выполнять свою миссию). Рассказ учителя об авторе. Слайд 34. Виктор Петрович Астафьев. Годы жизни 1924-2001.- писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества. После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области. Слайд 35. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Слайд 36. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Умер 29 ноября 2001 года, похоронен в своем родном селе Овсянка. В Красноярске (и не только) установлен памятник ему. | Высказывают свои предположения. Смотрят значение слов. Объясняют. Работают со слайдом. Отвечают на вопросы учителя. Читают и слушают рассказ. Отвечают на вопросы. . | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Совершенствование уровня читательской компетенции. Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. | ||
7 | Итог. | 5 мин | Понравился ли вам рассказ? — Какие чувства пробудила у вас эта история? — Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху? — Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? — Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор. Слайд 37.1)Материнская ласка конца не знает. 2)Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет. 3)Родную мать никем не заменишь. 4)Мала пташка и та свое гнездо бережет. — Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Каждый должен любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .) | Отвечают на вопросы | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий) | ||
8 | Домашнее задание Слайд 38. Подготовить пересказ текста от имени глухарки. | Записывают д\з | |||||
9 | Рефлексия. | 2 | — Что вы узнали на сегодняшнем уроке? — За что вы похвалили бы себя? — Что вам захотелось сделать после этого урока? — Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите оценки. | Выполняют задание | умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Адекватно воспринимать оценку учителя |
Предварительный просмотр:
Дата: Учитель школы Ковальчук И.В.______________
Школа: им.И.Есина. Методист ЧПК №1 Кондратьева И.И __________
Класс: 3 Студентка 42 группы Федоренко Евгения.
Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.»
Цель: познакомится с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь видеть и понимать поступки героев; рассказывать о героях;
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-уметь определять жанр произведения.
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, Р.т.
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть.
Ход урока.
№ | Этапы, методы и приёмы | вр | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент | 1 | Проверка готовности к уроку у учащихся. | Готовность к уроку. Слушают учителя. Читают. Настраиваются на урок. | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
2 | Мотивационный этап. Речевая разминка. | 3 | Прочитайте и отгадайте загадку. Слайд 1. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый Слайд 2.(Светлячок) Прочитайте шепотом. (еще: громко, скороговоркой, выразительно.) | Читают, разминают язычок. | Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу Планировать свои высказывания. |
3 | Пров. д.з. | 1 | |||
4 | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Введение в тему. Метод: Практический. Прием: Чтение вслух. Чтение про себя. Формулирование учебной задачи. Рассказ об авторе. | 5 5 | Беседа о светлячках. Слайд 3.Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, где-нибудь в траве или на кустах увидеть крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Слайд 4.Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошёл воздух, и фонарик загорелся. Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Слайд 5.Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. Слайд 6.На свете существует много видов светящихся жучков. Слайд 7. Так выглядят светлячки. Слайд 8. Прочитайте автора, с чьим рассказом мы с вами сегодня познакомимся. Слайд 9.Виктор Драгунский. Как вы думаете с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся? Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится.» Слайд 10. Рассказ о писателе. Виктор Юзефович Драгунский ( 1913- 1972) прожил недолгую , но очень интересную жизнь. Слайд 11.Родился он в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. Он рано потерял отца и поэтому шестнадцатилетнему юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву – реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Он писал сценарии для театра, создавал монологи для клоунов. В детской литературе известен как автор серии замечательных произведений под общим названием Слайд 12.« Денискины рассказы». Известно, что в рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя. Слайд 13.Первая книга вышла в 1961 году под названием « Он живой и светится». В неё вошло всего 16 рассказов. Потом появились новые рассказы о Дениске и его друзьях. Так появилась книга « Денискины рассказы». Она очень полюбилась маленьким читателям. Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души. Повествование ведётся от лица ребёнка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребёнка. | Слушают рассказ светлячке. Предположения. Слушают рассказ о писателе. | Умение слушать о понимать учителя. Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. |
5 | Физ. Минутка | 1 | Зарядка для глаз. Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. Закройте глазки очень сильно, а теперь медленно открывайте. | Выполняют физ. минутку. | |
6 | Работа по теме урока Этап: Решение учебной задачи. Метод Словесный. Практический Наглядный. | 5 2 2 7 5 | 1.Чтение рассказа учителем и учащимися. Слайд 14. 2.Беседа после чтения. -Назовите главных героев рассказа. -Кто из них вам больше понравился? Почему? Слайд 15.Словарная работа: Брынза – сыр из овечьего молока Моментально – мгновенно ,очень быстро. Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь марки, выпущенные этими государствами. Постановка проблемы: Ребята, работая над этим текстом, мы должны определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Возможны ли дружеские отношения между мальчиками? А чтобы ответить на этот вопрос мы сравним двух героев, а для этого выберем черты характера присущие нашим мальчикам. ( Ученики выбирают из словаря характеристик нужные черты характера) .Обобщение характеристик героев Чтение – Какой Мишка и какой Дениска? Можно сказать, что ребята разные по характеру? -Возможна ли дружба между такими разными ребятами? ( Нет потому что у ребят разные интересы; да, ведь ребята остались довольны друг другом) Повторное чтение Сейчас мы будем медленно и вдумчиво читать текст небольшими отрывками и находить то главное, что хотел нам поведать автор. Слайд 16.Отметьте карандашиками. Первая часть заканчивается( …и не заставлял её сидеть на песке и скучать.) Вторая часть (…тогда увидишь) Третья часть (..И я забыл про всех на белом свете.) Четвёртая часть ( до конца) 1 часть. Вопросы: Как чувствовал себя Денис и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.) 2 часть. Вопросы: О чём рассказывается в этой части? (Вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал ,и он стал просить его себе. А Дениска не давал и ни на что не соглашался поменяться.) Как вы думаете, Дениска был жадным? (нет он не хотел расставаться с папиным подарком ; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы) Каким был Мишка? ( Завистливым, эгоистичным, любил машинки, настырным и бестактным, он был нечестным - предлагал за новую игрушку поломанный круг, Мишка говорил, что он добрый. Но это не так. Если бы он БЫЛ ДОБРЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ , ТО ОТДАЛ БЫ СВЕТЛЯЧКА ПРОСТО ТАК. Хотя СВЕТЛЯЧКА ОН ОТДА Л НЕ СРАЗУ, ЗНАЧИТ ОН ЕМУ САМОМУ ОЧЕНЬ НРАВИЛСЯ И БЫЛ ДОРОГ. ЕГО ТО ОН И ПРЕДЛОЖИЛ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. Значит ОБМЕН БЫЛ ЧЕСТНЫМ И БЕСКОРЫСТНЫМ. 3 часть. ВОПРОСЫ: Почему Дениска СОГЛАСИЛСЯ ОТДАТЬ ПАПИН ПОДАРОК ЗА СВЕТЛЯЧКА? ( УВИДЕЛ КАКОЙ ЭТО КРАСИВЫЙ ЖУЧОК –БЫЛ НЕОБЫЧНЫМ, ПОХОЖИМ НА МАЛЕНЬКУЮ ЗВЁЗДОЧКУ.; ЖУЧОК БЫЛ ЖИВЫМ, А МАЛЬЧИК ЛЮБИЛ ВСЁ ЖИВОЕ) Как выдумаете обмен был равноценным? ( да мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка или даже дороже) -Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок. (..а я остался со своим светлячком..) –был счастливым, испытывал восторг, восхищался красотой, испытывал волнение. 4 часть. Вопросы: почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? Мама считала обмен равноценным? Найдите в тексте ответы на мамины вопросы( с. 108) Как вы можете их истолковать? ( В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал. Дениска считал живого светлячка дороже мёртвой игрушки. Поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится. Слайд 17. «Он живой и светится» Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? ( любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества. Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом даже про маму. | Высказывают свои предположения. Смотрят значение слов. Объясняют. Работают со слайдом. Отвечают на вопросы учителя. Читают и слушают рассказ. Отвечают на вопросы. . | Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Совершенствование уровня читательской компетенции. Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем. |
7 | Итог. Заключительная беседа. | 1 | Что вы можете сказать о дружбе мальчиков? -Я очень довольна, что мы учились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой ,верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересны друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправить недостатки, у друга всегда есть чему поучиться. - Можно ли эту историю назвать сказкой? | Отвечают на вопросы | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключение(формирование навыков умственных действий) |
8 | Домашнее задание | 1 | Слайд 18.Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части и озаглавить каждую часть словами , предложениями или выражениями из текста. | Записывают д\з | |
9 | Рефлексия. | 2 | - Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зеленого цвета, если на уроке было интересно, красного – если было скучно. Зеленую – хотел отвечать всегда, синюю – иногда, красную – не хотел. Работая в паре: зеленую – мы договорились, красную – не договорились. | Выполняют задание | умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Адекватно воспринимать оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....