Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме:

 В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

«Может ли писатель быть ученым? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме:

 В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

«Может ли писатель быть ученым?

Провела: Севастьянова Ольга Владимировна

Цели:

1. Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов - дар писателя и употребление выражений, точное описание, требующее научных знаний - дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.

2. Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.

3. Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: портрет В. Бианки, схемы с основными понятиями, индивидуальные листы, учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Добрый день, Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Лучше настроится на урок, нам поможет упражнение:

Расслабьтесь, наклоните голову назад. Подбородок вытяните вперед так, чтобы кожа на шее натянулась. Дышите свободно, дышите медленнее, еще медленнее, затаите дыхание, напрягите плечи, руки, резко расслабьтесь.

Дети сидят по группам, показывают готовность  к работе.

  1. Постановка цели урока урока.

Сегодня на уроке мы будем работать в группе. А какие нужно выполнять правила при работе в группе?

Упражнение «Найди слова».

        У вас на столах карточки. Найдите карточку №1.

- В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:

атвкакчев

меньмуравьишкавгр

асбдомойшвалчс

варсипрспешилаорн

 -Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спешил). –А как связаны эти слова с нашим уроком? Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

-Но перед тем, как начать работать по теме нашего урока, потренируемся в совершенствовании навыков чтения.

III. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Совершенствование навыков чтения.

Упражнение «Угадай»

(развитие правильности восприятия, понимание текста, расширение знаний об окружающем мире)

У вас на столе карточка №2.

-Договоритесь в группе, кто будет читать.Прочитайте текст, сравните его с произведением Бианки.

Муравьи.

Муравьи передвигаются на несколько десятков метровпо окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага,  четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

-Что можете сказать? (Этот текст научный, а у В. Бианки – художественный).

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

-Действительно, тема нашего урока: «Может ли писатель быть ученым?

-Вернемся к этому тексту.

- Что узнали о жизни муравьев из текста? А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

( Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ.)

-Посмотрите на доску, прочитайте запись. Что можете о ней сказать? (Это фразеологизмы).

-Про какого человека можно так сказать?

ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ

 Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

V. Физминутка .

-Давайте представим, что мы с вами все муравьишки. Встанем все и выполним физминутку.

Муравей на перемену

В школу шумную зашел.

И застыл от изумленья

Переменой поражен.

-Муравей, скажи хоть слово!

Муравей воскликнул: «-Да-а!»

Муравейника такого

Я не видел никогда.

-Почему муравей назвал школу муравейником?

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа. Слово об авторе.

 -Мы много узнали о муравьях, но я знаю, что вы в группах потрудились и нашли интересные факты из жизни Виталия Бианки.

1 группа

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Его отец был учёным-орнитологом - исследовал жизнь птиц. Отец работал в Зоологическом музее Российской академии наук.

2 группа

Квартира отца Бианки - хранителя коллекций- находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей!

 3 группа

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.

4 группа

Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет  Бианки преобразовал их в увлекательные рассказы и сказки.

- Так кто же был Виталий Бианки –писатель или ученый?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, выполним следующие задания. Но сначала выполним физминутку для глаз.(Ищем муравья).

Выполнить следующее задание нам помогут утверждения, которые записаны на доске. Прочитаем их.

        

УЧЁНЫЙ

Даёт точные научные знания

Сообщает факты

-Согласны вы с этими утверждениями?Подходят они к произведению Бианки?

        - А это мы сейчас с вами можем выяснить. Вы сейчас поработаете в группах. Возьмите карточку №3. Там напечатан текст из детской энциклопедии. Сравним этот текст с отрывками из произведения В. Бианки.Убедимся, что его наблюдения ,знания совпадают с научным описанием.

1 группа

-Зачитайте научный текст. Прочитайте отрывок из сказки.

Тексты

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Сравни   в учебнике:  с 26, 4й абзац (Жужелица:«Ноги у нее ровные, как у коня; шестиногая».)

         -Что можете сказать об этих текстах?(Они похожи).

-Прочитаем это текст очень быстро.

2 группа

-Зачитайте научный текст. Прочитайте отрывок из сказки.

Кузнечик.

У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошопрыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.

Сравни в учебнике: с 27, второй абзац снизу (Кузнечик: «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух.С треском развернулись у него за спиной крылья и перенесли Кузнечика через забор».)

        -Что скажите об этих текстах?

-Давайте прочитаем текст хором.

3 группа

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых

Сравни в учебнике: с 28 (Водомерка-Клоп: «…подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду»)

-Выберите научные слова из текста энциклопедии, зачитайте.

4 группа

Гусеница-землемер

Гусеница изгибает среднюю (безногую) часть тела петлеобразно вверх и придвигает брюшные ноги к грудным. Затем она вытягивает тело вперёд. Снова укрепляется грудными ногами и т. д. Таким образом ползущая гусеница как бы измеряет проходимое ею пространство. Откуда и произошло название этого семейства.

Сравни в учебнике: с 24, 4й  абзац (Гусеница-Землемер: «Червяк червяком, только спереди – ножки и сзади – ножки. Изогнулся дугой… скрючился».)

        -Прочитаем по цепочке научный текст.

        

Обобщение:

- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки «Как Муравьишка домой спешил», можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО.

Использование приёма «эмпатии», т. е. примеривания на себя характера главного  героя и его взгляда на мир, умение “вжиться” в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.

- А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что Муравьишка - это вы, а точнее, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути. Как можно точнее  расскажите о своих впечатлениях наездника. (подготовительная работа с текстом и рассказы уч-ся по 1 чел от группы).

-  А как вы думаете, что чувствовал В. Бианки, когда рассказывал нам эту историю о Муравьишке? (он переживает, называет его ласково Муравьишкой, чтобы показать хрупкость и незащищённость, как бы помогает своему герою: во время пути к дому постоянно сверяется с солнышком, оно зашло только тогда, когда Муравьишка был дома)

Обобщение: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возможности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе?

Вывод: В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ.

- Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал - особые, в них присутствует научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

Тесты?

V. Подведение итогов и результатов урока.

- В этом году В. Бианки исполнилось бы 116 лет. А каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством юмора, наблюдательным. . .) Посмотрите на его пытливые глаза, запомните этот добрый взгляд. А для чего В. Бианки писал такие произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)

Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, который хорошо знал и любил русскую природу.

VI. Использование приёма «Рефлексии». «Письмо к учителю»

-А сейчас каждая группа  напишет письмо учителю.

-Каким для вас был сегодняшний урок?

Письмо к учителю

1. Я прочитал(а) сказку...

2. Больше всего запомнилось..

3. Понравилось...

4. Не понравилось...

5. Эту сказку написал...

6. Я узнал(а)  о Бианки...

VII. Дом.задание (по выбору):

- Нарисовать картинку к сказке, можно слепить из пластилина Муравьишку или любое другое насекомое;

 Выбрать отрывок из сказки и подготовиться к чтению по ролям (вместе со словами -описанием насекомых)

-Ну, а чтобы снять напряжение, и приготовиться к следующему уроку проведем упражнение:

        Сложите перед грудью ладони, пальцы вверх. Сдавите со всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы выглядываете из окна. (3 раза)

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные знания

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Даёт точные научные знания

Использует художественные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства читателей

Пишет научные тексты

Выражает своё отношение

Пишет художественные тексты

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные знания

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Даёт точные научные знания

Использует художественные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства читателей

Пишет научные тексты

Выражает своё отношение

Пишет художественные тексты

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные знания

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Даёт точные научные знания

Использует художественные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства читателей

Пишет научные тексты

Выражает своё отношение

Пишет художественные тексты

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные знания

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Даёт точные научные знания

Использует художественные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства читателей

Пишет научные тексты

Выражает своё отношение

Пишет художественные тексты

Муравьи.

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

Муравьи.

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

Муравьи.

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

Муравьи.

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

гллатвкакчеварр

еньмуравьишкавгр

рщдасбдомойшвал

ипрспешилпарлшд

гллатвкакчеварр

еньмуравьишкавгр

рщдасбдомойшвал

ипрспешилпарлшд

гллатвкакчеварр

еньмуравьишкавгр

рщдасбдомойшвал

ипрспешилпарлшд

гллатвкакчеварр

еньмуравьишкавгр

рщдасбдомойшвал

ипрспешилпарлшд

1 группа

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Его отец был учёным-орнитологом - исследовал жизнь птиц. Отец работал в Зоологическом музее Российской академии наук.

2 группа

Квартира отца Бианки - хранителя коллекций- находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей! Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

3 группа

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.

4 группа

Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет  Бианки преобразовал их в увлекательные рассказы и сказки

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Сравни   в учебнике:  с 26, 4й абзац

Кузнечик.

У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошопрыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.

Сравни в учебнике: с 27, второй абзац снизу

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых

Сравни в учебнике: с 28

Гусеница-землемер

Гусеница изгибает среднюю (безногую) часть тела петлеобразно вверх и придвигает брюшные ноги к грудным; затем она вытягивает тело вперёд, снова укрепляется грудными ногами и т. д. Таким образом ползущая гусеница измеряет проходимое ею пространство как бы землемерной цепью, откуда и произошло название этого семейства.

Сравни в учебнике: с 24, 4й  абзац

«Колобок»

"Как муравьишка домой спешил"

Животные разговаривают.

Повторы (пел одну и ту же песенку)

Встречал разных зверей.

«Колобок»

"Как муравьишка домой спешил"

Животные разговаривают.

Повторы (пел одну и ту же песенку)

Встречал разных зверей.

«Колобок»

"Как муравьишка домой спешил"

Животные разговаривают.

Повторы (пел одну и ту же песенку)

Встречал разных зверей.

«Колобок»

"Как муравьишка домой спешил"

Животные разговаривают.

Повторы (пел одну и ту же песенку)

Встречал разных зверей.

Письмо к учителю

1. Я прочитал(а) сказку.....................................................................................................................

2. Больше всего запомнилось..........................................................................................................................................................................................................................................

3.Понравилось......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Не понравилось..........................................................................................................................................................................................................................................

5. Эту сказку написал..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Я узнал(а)  о Бианки....................................................................................................................................................................................................................................................

Письмо к учителю

1. Я прочитал(а) сказку.....................................................................................................................

2. Больше всего запомнилось..........................................................................................................................................................................................................................................

3.Понравилось......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Не понравилось..........................................................................................................................................................................................................................................

5. Эту сказку написал..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Я узнал(а)  о Бианки....................................................................................................................................................................................................................................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...