Урок литературного чтения в 4 классе. Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема. Иван Саввич Никитин «Русь». УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».
Цели: познакомить со стихотворением «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р – умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых выражений, К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Наступил новый учебный день, а это значит, что сегодня мы узнаем что-то новое, полезное, поучительное, интересное. Я желаю вам чтобы этот день прошёл с пользой для вас. Итак, мы начинаем первый урок – урок литературного чтения.
- Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы оценивали свои достижения и проверяли себя по разделу «Поэтическая тетрадь». Результаты мне очень понравились, и вы дома должны были нарисовать рисунки к этому разделу. Вот что у на получилось (на доске выставка рисунков).
- Ребята, посмотрите на них внимательно и скажите, что объединяет все ваши работы? (тема).
- Что вы пытались показать всем своими рисунками? (отношение к природе, красоту родного края, любовь к Родине).
- Любовь к Родине, а у нас она начинается с картинки на нашей доске, с хороших и верных товарищей, сидящих рядом с вами.
- Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение про себя.
Родина.
Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
З. Александрова
- Прочитайте стихотворение шёпотом, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте стихотворение с интонацией восхищения.
- Определите тему текста, главную мысль.
- Подберите синонимы к слову «родина» (Отечество, Россия, Отчизна).
- Сегодня мы изучение раздела «Родина». Откройте учебники на с.127. Беседа.
– Вспомните, кто автор следующих строк.
«Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас, – где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай...» (Встреча зимы)
«Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)
«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар разливается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается…» («Утро»)
– Кто автор данных слов? СЛАЙД №1.
- Сформулируйте задачи урока, тему. СЛАЙД №2.
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать, что вы сами – россияне.
- Физкультминутка.
- Работа по теме урока.
Сообщения учащегося об авторе. ВКЛЮЧИТЬ АУДИОИСК
СЛАЙД №1. Иван Саввич Никитин родился 3 октября в 1824г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение, и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку в 1859г, ставшие центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.
Умер Иван Саввич Никитин 28 октября 1861г. В г.Воронеже.
Первичное восприятие
– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
(Включить аудиоприложение к учебнику)
(Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)
Словарная работа. СЛАЙД №3.
- Объясни значение слов:
Шатер – высокая крыша.
Нива – засеянное поле.
Мурава – молодая трава.
Державная – государственная.
Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству.
Курган – древний могильный холм.
Брань – война, битва.
- Подбери синонимы:
Белый – молочный, белоснежный, белёсый, бледный.
Чёрный – тёмный, агатовый (глаза), вороной (конь), смоляной (волосы).
- Подбери антонимы:
Глушь – звон.
Святой – грешный, греховный.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Подумаем сколько картин вы бы нарисовали? СЛАЙД №4.
- Стихотворение важное, гордое, величавое. Иван Савич Никитин выделяет 3 части в том тексте. Прочитайте план. Вы услышали эти картины при чтении?
– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно).
- Поэт писал его былинным стихом.
- Найдите и прочитайте первую картину.
- Как удаётся автору описать бескрайние просторы русской земли?
– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность).
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. СЛАЙД №5.
- Как называется это явление в природе, которое изображено на с.130?
- Какие литературные приёмы он использует? (сравнение, олицетворение)
- О каких трудных временах говорит автор во второй части? Вспомните уроки окружающего мира. Прочитайте по цепочке по столбикам.
- Третья заключительная часть. Как её нужно прочитать? (торжественно).
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свой шедевр?
- Рефлексия.
СЛАЙД №6. - Прочитайте пословицы о Родине. Объясните эти пословицы.
- А какие вы помните пословицы о Родине?
- Продолжите предложения. СЛАЙД №7.
- Сегодня на уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Подведение итогов.
- Какие чувства воспитывает поэт своим произведением?
- Оценки.
- Домашнее задание. СЛАЙД №8.
– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать последнюю часть выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Урок литературного чтения. 2 класс. С. Иванов «Каким бывает снег» Школа "21 века"
конспект урока с УУД...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: И.С. Никитин "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое Родина, пр...
План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"
В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Конспект урока. Литературное чтение 2 класс. С.Иванов. Каким бывает снег?
Конспект урока. Литературное чтение 2 класс. С.Иванов. Каким бывает снег?...