Открытый урок литературного чтения. Тема урока: К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок проведен с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urokbegimbekova.docx | 89.29 КБ |
lisa.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Цели деятельности педагога:
1. На основе системно-деятельностного подхода показать работу с текстом и подготовку к выполнению комплексной контрольной работы на уроке литературного чтения.
2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает - «разбойница»);
3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;
4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности
(созвучия, образные выражения)
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться в тексте учебника.
3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Виды работы:
1. Деление текста на части и составление простого плана;
пересказ;
2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия);
3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Настроились на работу, но не забываем о правилах. Вспомним глазками правила, которые соблюдаем на всех этапах урока и приготовились...
(Ученики улыбаются друг другу, учителю, гостям.
На доске висят таблички с правилами.
- быть внимательным;
- уметь слушать учителя и слышать товарищей;
- не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку;
- уметь работать сообща)
Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос - выдох через нос;
Вдох через нос - выдох через нос; (частями)
Вдох через рот - выдох через рот;
Вдох через рот - выдох через рот; (частями)
Речевая гимнастика
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису
2. Проверка домашнего задания:
Открываем рабочие тетради. Проверяем задание № по эталону. У кого верно, поставьте плюсик.
3. Введение в тему. Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадку: "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!"
Кто это такая? Лиса.
Учитель.
Ребята, посмотрите на доску. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин о лисе.
Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница»
Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где-нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей.
Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница»
- Расскажите, что вы видите на картинке? (лиса охотилась на курицу и охота окончилась удачно, она держит в зубах свою добычу)
- Какое время года? (зима).
- Подумайте, а что было до того как лиса идет к себе в нору. (возможно, Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить.
- Рассмотрите внимательно лису и расскажите, какая она? ( Лиса - хитрая, проворная. Пушистый хвост - краса рыжая головка с острой мордочкой, сильные лапы помогают лисе быстро и бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх
-А что вы еще знаете о лисе? Какое это животное?
Работа с текстом
-У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем и узнаем, какое же это животное лиса.
Беседа по вопросам
- Вы прочитали научно-познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как ... (лисица).
1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса - хищник).
2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы - мыши-полевки. Уничтожая их она приносит большую пользу).
-Как вы думаете, о ком сегодня будем мы читать?
-Верно, мы сегодня познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Ушинского «Лиса Патрикеевна»
Физкультминутка:
Утром лисонька проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – тихонько покружилась,
Три – нагнулась, посмотрела
На пенёк тихонько села.
Биография К.Д. Ушинского
Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.
Учился в гимназии. С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.
В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки. Ушинский очень любил детей и написал много детских сказок и рассказов.
- Ребята, посмотрите на доску.
- Как вы понимаете значения этих слов?
Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты) Принаряжена (красиво одета)
- Остановимся на слове «Патрикеевна»
откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?
Выступление ученика:
Патрикей - имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «ц» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.
Какая же связь с лисой?
Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.
Чтение текста учителем.
- Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений:
1. Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница
2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно? автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница
На доске слова: любуется, ненавидит, восхищается, осуждает.
Какие слова лишние?.
3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).
Вторичное чтение
Давайте прочитаем еще раз. Поставили все пальчик на текст.
1) Чтение текста детьми.
2) Беседа но вопросам:
♦ Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие
♦ Каким вы представили себе «наряд» лисы?
♦ Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется?
♦ Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?
♦ Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?
Деление текста на части и составление простого плана.
Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана.
План.
1. Внешность лисы.
(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая - блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на шее белый галстучек
2. Повадки.
(«Ходит лиса тихонько»)
3. Лисья нора.
(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста
4. Пища лисы.
-На доске вы видите слова, в левом столбике слова, которые обозначают предмет, вы должны подобрать к ним слова, которые обозначают признак предмета.
рыльце | тепленькая |
шерсть | белый |
шубка | пушистая |
галстучек | тоненькое |
-Молодцы
Работа по картинкам
-Ребята, посмотрите на картинки. Какая из них подходит нашему произведению?
-А оставшиеся картинки из каких сказок?
- Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).
- Найдите 3 вопрос на с.12. «Лиса - всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы).
- Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней)
Работа в парах.
Давайте поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте и вместе с соседом по парте выполните задание.
Карточка:
- Что вы прочитали? Отметь правильный вариант ответа.
а) рассказ б) басню в)стихотворение
2. Допиши еще три диких животных, которые являются героями сказок.
Лиса,________________,_____________,_______________.
3. Отметь, в какую книгу ты бы поместил это произведение.
а) в книгу о жизни людей;
б) в книгу о животных;
в) в книгу о растениях.
-Давайте проверим, у кого верно, ставим плюсик.
1. Почему выбрали именно этот вариант ответа?
2. В книгу о животных
3. Волк, медведь, заяц.
Работа в рабочих тетрадях.
Открываем рабочие тетради на стр. 10. Задание №1
Давайте проверим. Как автор называет лису?
- У вас на партах лежит рисунок лисы. Но он какой, ребята? (не разукрашенный, черно-белый)
-Значит, что мы с вами должны сделать? (разукрасить)
Рефлексия
- Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.
Карточка успешности
Я понял материал урока и у меня всё получилось
Я не совсем понял материал урока и у меня не всё получилось
Я не понял материал урока и у меня ничего не получилось
-Я узнал
-Особенно интересным для меня было
Домашнее задание: РТ с 11 №3,4. Уч. с 12№4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила нашего урока - быть внимательным; - уметь слушать учителя и слышать товарищей; - не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку; - уметь работать сообща.
Дыхательная гимнастика Вдох через нос - выдох через нос; Вдох через нос - выдох через нос; (частями) Вдох через рот - выдох через рот; Вдох через рот - выдох через рот; (частями)
Речевая разминка Са-са-са - по лесу идет лиса, Со-со-со - лиса катит колесо, Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы, Су-су-су - видел я в лесу лису
Проверка домашнего задания Васька – котик- коток . Васька – серый лобок
Лиса Сама рыжеволосая, Мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, Ей бы скушать петушка!
Алексей Никанорович Комаров «Рыжая птичница»
Физкультминутка: Утром лисонька проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – тихонько покружилась, Три – нагнулась, посмотрела На пенёк тихонько села.
Константин Дмитриевич Ушинский
План текста: Внешность лисы Повадки лисы Лисья нора Пища лисы
Рыльце тоненькое Шерсть пушистая Шубка тепленькая Галстучек белый
Проверь себя Р ассказ Лиса, заяц, волк, медведь. В книгу о животных
Как автор называет лису? Кумушка-лиса, кума, умница, лисонька, хозяюшка, разбойница.
Раскрась рисунок
Рефлексия Особенно интересным для меня было…
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».
Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...
Урок литературного чтения.Тема урока: "Секреты мастерства. Обобщение".
Урок литературного чтения по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, 2 класс.Урок разработан с целью воспитывать в детях стремление развивать и реализовывать свои способности....
Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"
ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных сказках...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным » Цели деятельности учителя: формирование представлений о В.Драгунском, к...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...