" Приобщение детей к искусству слова"
статья по чтению (2 класс) по теме

В данной статье говорится о важности воспитания в детях любви к поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья  « Приобщение детей к искусству слова»

                  ( Уроки поэзии в начальной школе)

.

          Любите ли вы поэзию? Интересно, сколько человек из ста ответят на этот вопрос отрицательно? Скорее всего, немного, но такие непременно найдутся. И если это люди взрослые, - что ж, остается им посочувствовать. Наверное, есть некоторый возрастной порог в восприятии поэзии, за которым уже не приходится ждать чуда приобщения к этому « источнику    живейших      наслаждений».                                                                                                                                                                                             М. Пришвин говорил о поэзии: «Поэзия- это чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают и что им надо показать, как слепым… Поэт не страдает, а сострадает, и не чувствует своих героев, в сочувствует им, и не переживает, а сопереживает. Вот почему поэзия не действительность».                                                                                                                                                                     Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность необходимо развивать.    Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает   изучение  достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. Чудесные стихи   Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета, Есенина  и др.   позволяет детям яснее услышать первый звон   капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.                                   Но мало, только говорить об огромной   воспитательной роли поэзии, важно воспитать у учащихся духовную потребность к стихам. Ведь поэзия делает детей добрее и умнее. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует.

        «Автор - живой человек, а лирический герой им «придуман».  Таким, каким автор хочет, чтобы мы, читатели, этого героя видели. То есть герой, это образ, созданный с помощью вымысла. Это необходимо знать для того, чтобы правильно ставить вопросы при анализе стихотворения. Возьмем, например, стихотворение Сергея Есенина «Пороша»

      - Каким вы себе представляете лирического героя?

       Ответ: это всадник. Он очарован лесом, любуется сосной…

            Работая над стихотворением, уделяя большое внимание содержанию и языку, следует иметь в виду, что основной целью процесса работы над стихотворением, а также конечным результатом будет выразительное стихотворение учащимися.

         В начале урока речевая разминка, отработка четкой артикуляции, упражнения в умении четко, ясно произносить текст с различной исполнительной задачей. Доля речевой разминки беру строки из народных песен, потешки, скороговорки.   Сведения о поэте в доступной форме даю не всегда в начале урока. После работы над стихотворением ставлю вопрос:

     - Каким вы себе представляете автора?

     После высказывания детей даю интересный  материал об авторе. Все стихи читаю наизусть, использую аудиозаписи. Работая над стихотворением, развиваю творческое воображение учащихся.

     Тютчев  «Весенняя гроза»

     - Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)

       - Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать подробную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)

      - Какие запахи вы ощущаете? (после дождя веет прохладой, пахнет свежестью)

      Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин их вызывающих. Есть случаи, когда надо плакать.  А дети смеются или остаются равнодушными. Иногда ребенок не может сказать, какое чувство он переживает , т.к. не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито и воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Умелый анализ стихотворения. Осмысление текста является подготовкой  к выразительному чтению.

       Перед детьми должна быть четко поставлена  задача.

/ «Пороша»

- передай ритм скачки коня, цокота копыт

- подчеркнуть в чтении тишину леса;

-удивится тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее/.

   Интонация чтения зависит от умения ля, а затем дети сами определяют паузы.

      Поет зима / - аукает,/ пользоваться паузой и логическим ударением. Эта работа сначала проходит,  под руководством учителя.

      Мохнатый лес баюкает/

      Стозвоном сосняка

Дети объясняют свой выбор (логическое ударение)

Другой пример. На доске дается разметка.

     Лес, /точно терем расписной,/

    Лиловый,/золотой,/багряный,/

   Веселой,/пестрою стеной/

   Стоит над светлою поляной/.

    Для выразительного чтения необходимо слышать ритм и чувствовать рифму.

  - Вы легко узнаете стихи? Как?

Чем они отличаются от прозы? (строчки оканчиваются  одинаково, созвучно)

- Это и есть рифма - один из признаков стихотворения.

   - Все ли слова мы произносим одинаково?

(Нет- одни  говорим - громче, другие – тише)

 - Это интонация.

- А есть еще ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.

  Следующий прием музыкальное иллюстрирование.

 -Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению. Почему?

- Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению?

 - Задание: прочитай так, чтобы слушатели не остались бы равнодушными.

    Поэзия, живопись, музыка способны разбудить эмоции и чувства ребенка. Умелое сочетание всех видов искусств помогает духовному обогащению детской души.



Предварительный просмотр:

 Статья  « Приобщение детей к искусству слова»

                  ( Уроки поэзии в начальной школе)

.

          Любите ли вы поэзию? Интересно, сколько человек из ста ответят на этот вопрос отрицательно? Скорее всего, немного, но такие непременно найдутся. И если это люди взрослые, - что ж, остается им посочувствовать. Наверное, есть некоторый возрастной порог в восприятии поэзии, за которым уже не приходится ждать чуда приобщения к этому « источнику    живейших      наслаждений».                                                                                                                                                                                             М. Пришвин говорил о поэзии: «Поэзия- это чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают и что им надо показать, как слепым… Поэт не страдает, а сострадает, и не чувствует своих героев, в сочувствует им, и не переживает, а сопереживает. Вот почему поэзия не действительность».                                                                                                                                                                     Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность необходимо развивать.    Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает   изучение  достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. Чудесные стихи   Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета, Есенина  и др.   позволяет детям яснее услышать первый звон   капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.                                   Но мало, только говорить об огромной   воспитательной роли поэзии, важно воспитать у учащихся духовную потребность к стихам. Ведь поэзия делает детей добрее и умнее. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует.

        «Автор - живой человек, а лирический герой им «придуман».  Таким, каким автор хочет, чтобы мы, читатели, этого героя видели. То есть герой, это образ, созданный с помощью вымысла. Это необходимо знать для того, чтобы правильно ставить вопросы при анализе стихотворения. Возьмем, например, стихотворение Сергея Есенина «Пороша»

      - Каким вы себе представляете лирического героя?

       Ответ: это всадник. Он очарован лесом, любуется сосной…

            Работая над стихотворением, уделяя большое внимание содержанию и языку, следует иметь в виду, что основной целью процесса работы над стихотворением, а также конечным результатом будет выразительное стихотворение учащимися.

         В начале урока речевая разминка, отработка четкой артикуляции, упражнения в умении четко, ясно произносить текст с различной исполнительной задачей. Доля речевой разминки беру строки из народных песен, потешки, скороговорки.   Сведения о поэте в доступной форме даю не всегда в начале урока. После работы над стихотворением ставлю вопрос:

     - Каким вы себе представляете автора?

     После высказывания детей даю интересный  материал об авторе. Все стихи читаю наизусть, использую аудиозаписи. Работая над стихотворением, развиваю творческое воображение учащихся.

     Тютчев  «Весенняя гроза»

     - Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)

       - Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать подробную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)

      - Какие запахи вы ощущаете? (после дождя веет прохладой, пахнет свежестью)

      Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин их вызывающих. Есть случаи, когда надо плакать.  А дети смеются или остаются равнодушными. Иногда ребенок не может сказать, какое чувство он переживает , т.к. не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито и воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Умелый анализ стихотворения. Осмысление текста является подготовкой  к выразительному чтению.

       Перед детьми должна быть четко поставлена  задача.

/ «Пороша»

- передай ритм скачки коня, цокота копыт

- подчеркнуть в чтении тишину леса;

-удивится тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее/.

   Интонация чтения зависит от умения ля, а затем дети сами определяют паузы.

      Поет зима / - аукает,/ пользоваться паузой и логическим ударением. Эта работа сначала проходит,  под руководством учителя.

      Мохнатый лес баюкает/

      Стозвоном сосняка

Дети объясняют свой выбор (логическое ударение)

Другой пример. На доске дается разметка.

     Лес, /точно терем расписной,/

    Лиловый,/золотой,/багряный,/

   Веселой,/пестрою стеной/

   Стоит над светлою поляной/.

    Для выразительного чтения необходимо слышать ритм и чувствовать рифму.

  - Вы легко узнаете стихи? Как?

Чем они отличаются от прозы? (строчки оканчиваются  одинаково, созвучно)

- Это и есть рифма - один из признаков стихотворения.

   - Все ли слова мы произносим одинаково?

(Нет- одни  говорим - громче, другие – тише)

 - Это интонация.

- А есть еще ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.

  Следующий прием музыкальное иллюстрирование.

 -Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению. Почему?

- Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению?

 - Задание: прочитай так, чтобы слушатели не остались бы равнодушными.

    Поэзия, живопись, музыка способны разбудить эмоции и чувства ребенка. Умелое сочетание всех видов искусств помогает духовному обогащению детской души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям

В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....

Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.

Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

Формирование художественной культуры младших школьников через приобщение к музыкальному искусству.

Главная цель предмета искусства, формирование художественной культуры личности, освоение и переосмысление мировой художественной культуры. Область искусства призвано воспитывать лучшие черты личности....

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...