" Приобщение детей к искусству слова"
статья по чтению (2 класс) по теме
В данной статье говорится о важности воспитания в детях любви к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о любви к поэзии | 15.92 КБ |
priobshchenie_detey_k_iskusstvu_slova.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Приобщение детей к искусству слова»
( Уроки поэзии в начальной школе)
.
Любите ли вы поэзию? Интересно, сколько человек из ста ответят на этот вопрос отрицательно? Скорее всего, немного, но такие непременно найдутся. И если это люди взрослые, - что ж, остается им посочувствовать. Наверное, есть некоторый возрастной порог в восприятии поэзии, за которым уже не приходится ждать чуда приобщения к этому « источнику живейших наслаждений». М. Пришвин говорил о поэзии: «Поэзия- это чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают и что им надо показать, как слепым… Поэт не страдает, а сострадает, и не чувствует своих героев, в сочувствует им, и не переживает, а сопереживает. Вот почему поэзия не действительность». Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность необходимо развивать. Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета, Есенина и др. позволяет детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели. Но мало, только говорить об огромной воспитательной роли поэзии, важно воспитать у учащихся духовную потребность к стихам. Ведь поэзия делает детей добрее и умнее. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует.
«Автор - живой человек, а лирический герой им «придуман». Таким, каким автор хочет, чтобы мы, читатели, этого героя видели. То есть герой, это образ, созданный с помощью вымысла. Это необходимо знать для того, чтобы правильно ставить вопросы при анализе стихотворения. Возьмем, например, стихотворение Сергея Есенина «Пороша»
- Каким вы себе представляете лирического героя?
Ответ: это всадник. Он очарован лесом, любуется сосной…
Работая над стихотворением, уделяя большое внимание содержанию и языку, следует иметь в виду, что основной целью процесса работы над стихотворением, а также конечным результатом будет выразительное стихотворение учащимися.
В начале урока речевая разминка, отработка четкой артикуляции, упражнения в умении четко, ясно произносить текст с различной исполнительной задачей. Доля речевой разминки беру строки из народных песен, потешки, скороговорки. Сведения о поэте в доступной форме даю не всегда в начале урока. После работы над стихотворением ставлю вопрос:
- Каким вы себе представляете автора?
После высказывания детей даю интересный материал об авторе. Все стихи читаю наизусть, использую аудиозаписи. Работая над стихотворением, развиваю творческое воображение учащихся.
Тютчев «Весенняя гроза»
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
- Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать подробную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)
- Какие запахи вы ощущаете? (после дождя веет прохладой, пахнет свежестью)
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин их вызывающих. Есть случаи, когда надо плакать. А дети смеются или остаются равнодушными. Иногда ребенок не может сказать, какое чувство он переживает , т.к. не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито и воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Умелый анализ стихотворения. Осмысление текста является подготовкой к выразительному чтению.
Перед детьми должна быть четко поставлена задача.
/ «Пороша»
- передай ритм скачки коня, цокота копыт
- подчеркнуть в чтении тишину леса;
-удивится тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее/.
Интонация чтения зависит от умения ля, а затем дети сами определяют паузы.
Поет зима / - аукает,/ пользоваться паузой и логическим ударением. Эта работа сначала проходит, под руководством учителя.
Мохнатый лес баюкает/
Стозвоном сосняка
Дети объясняют свой выбор (логическое ударение)
Другой пример. На доске дается разметка.
Лес, /точно терем расписной,/
Лиловый,/золотой,/багряный,/
Веселой,/пестрою стеной/
Стоит над светлою поляной/.
Для выразительного чтения необходимо слышать ритм и чувствовать рифму.
- Вы легко узнаете стихи? Как?
Чем они отличаются от прозы? (строчки оканчиваются одинаково, созвучно)
- Это и есть рифма - один из признаков стихотворения.
- Все ли слова мы произносим одинаково?
(Нет- одни говорим - громче, другие – тише)
- Это интонация.
- А есть еще ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Следующий прием музыкальное иллюстрирование.
-Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению. Почему?
- Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению?
- Задание: прочитай так, чтобы слушатели не остались бы равнодушными.
Поэзия, живопись, музыка способны разбудить эмоции и чувства ребенка. Умелое сочетание всех видов искусств помогает духовному обогащению детской души.
Предварительный просмотр:
Статья « Приобщение детей к искусству слова»
( Уроки поэзии в начальной школе)
.
Любите ли вы поэзию? Интересно, сколько человек из ста ответят на этот вопрос отрицательно? Скорее всего, немного, но такие непременно найдутся. И если это люди взрослые, - что ж, остается им посочувствовать. Наверное, есть некоторый возрастной порог в восприятии поэзии, за которым уже не приходится ждать чуда приобщения к этому « источнику живейших наслаждений». М. Пришвин говорил о поэзии: «Поэзия- это чем люди живут и чего они хотят, но не знают, не ведают и что им надо показать, как слепым… Поэт не страдает, а сострадает, и не чувствует своих героев, в сочувствует им, и не переживает, а сопереживает. Вот почему поэзия не действительность». Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность необходимо развивать. Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета, Есенина и др. позволяет детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели. Но мало, только говорить об огромной воспитательной роли поэзии, важно воспитать у учащихся духовную потребность к стихам. Ведь поэзия делает детей добрее и умнее. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует.
«Автор - живой человек, а лирический герой им «придуман». Таким, каким автор хочет, чтобы мы, читатели, этого героя видели. То есть герой, это образ, созданный с помощью вымысла. Это необходимо знать для того, чтобы правильно ставить вопросы при анализе стихотворения. Возьмем, например, стихотворение Сергея Есенина «Пороша»
- Каким вы себе представляете лирического героя?
Ответ: это всадник. Он очарован лесом, любуется сосной…
Работая над стихотворением, уделяя большое внимание содержанию и языку, следует иметь в виду, что основной целью процесса работы над стихотворением, а также конечным результатом будет выразительное стихотворение учащимися.
В начале урока речевая разминка, отработка четкой артикуляции, упражнения в умении четко, ясно произносить текст с различной исполнительной задачей. Доля речевой разминки беру строки из народных песен, потешки, скороговорки. Сведения о поэте в доступной форме даю не всегда в начале урока. После работы над стихотворением ставлю вопрос:
- Каким вы себе представляете автора?
После высказывания детей даю интересный материал об авторе. Все стихи читаю наизусть, использую аудиозаписи. Работая над стихотворением, развиваю творческое воображение учащихся.
Тютчев «Весенняя гроза»
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
- Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать подробную картину? (яркие, сочные, желтые, голубые, зеленые)
- Какие запахи вы ощущаете? (после дождя веет прохладой, пахнет свежестью)
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин их вызывающих. Есть случаи, когда надо плакать. А дети смеются или остаются равнодушными. Иногда ребенок не может сказать, какое чувство он переживает , т.к. не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито и воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Умелый анализ стихотворения. Осмысление текста является подготовкой к выразительному чтению.
Перед детьми должна быть четко поставлена задача.
/ «Пороша»
- передай ритм скачки коня, цокота копыт
- подчеркнуть в чтении тишину леса;
-удивится тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее/.
Интонация чтения зависит от умения ля, а затем дети сами определяют паузы.
Поет зима / - аукает,/ пользоваться паузой и логическим ударением. Эта работа сначала проходит, под руководством учителя.
Мохнатый лес баюкает/
Стозвоном сосняка
Дети объясняют свой выбор (логическое ударение)
Другой пример. На доске дается разметка.
Лес, /точно терем расписной,/
Лиловый,/золотой,/багряный,/
Веселой,/пестрою стеной/
Стоит над светлою поляной/.
Для выразительного чтения необходимо слышать ритм и чувствовать рифму.
- Вы легко узнаете стихи? Как?
Чем они отличаются от прозы? (строчки оканчиваются одинаково, созвучно)
- Это и есть рифма - один из признаков стихотворения.
- Все ли слова мы произносим одинаково?
(Нет- одни говорим - громче, другие – тише)
- Это интонация.
- А есть еще ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Следующий прием музыкальное иллюстрирование.
-Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению. Почему?
- Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению?
- Задание: прочитай так, чтобы слушатели не остались бы равнодушными.
Поэзия, живопись, музыка способны разбудить эмоции и чувства ребенка. Умелое сочетание всех видов искусств помогает духовному обогащению детской души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям
В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...
Приобщение детей к искусству художественного чтения в условиях ГПД.
Формы работы в ГПД....
Формирование художественной культуры младших школьников через приобщение к музыкальному искусству.
Главная цель предмета искусства, формирование художественной культуры личности, освоение и переосмысление мировой художественной культуры. Область искусства призвано воспитывать лучшие черты личности....
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...