Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Малышева Наталья Константиновна

   В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста.
   В каждый период своей жизни ученик должен приобщаться к соответствующему его возрасту и подготовке этапу общечеловеческой культуры . Формирование художественно- творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Описание инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД «ЦДТ» Малышевой Натальи Константиновны.

«Театр – это волшебный мир, в котором
ребенок радуется играя,
а  играя, познает окружающее…»

                                                                                О.П. Радынова.

 

      Педагогическая проблема, над которой я работаю - «Формирование  художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству».
     В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста.

    Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
   

Актуальность и эффективность опыта.

     Формирование художественно- творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли умело проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых.

   Гипотеза. Совершенствование развития художественно-творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного, систематического формирований интереса к театру и театрально-творческой деятельности; развития творческого воображения;
овладения продуктивным и целесообразным действием и средствами образной выразительности. В качестве условия эффективности предполагаются целенаправленные и систематические театральные занятия с детьми.              
 
 Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
  Проанализировав теоретические основы проблемы художественно- творческого воспитания  детей младшего школьного возраста, я  пришла к выводу, что необходима система работы в данном направлении, включая в себя систему комплексных   занятий и организацию самостоятельной деятельности как продолжение занятий.
   
Теоретическая значимость состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, в конкретизации понятий: "художественно-творческие способности", "развитие".
   
Практическая значимость  заключается в систематизации учебных заданий по театральному искусству с учетом эстетико-оценочной и эстетико-творческой функции воспитания младших школьников.    Разработанные дидактические материалы, игры и методические рекомендации обеспечивают успешное включение младших школьников в эстетическую, творческую и практическую деятельность.
Инновационная модель театрального курса предполагает три этапа. На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщить младших школьников к театральному искусству, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать скованность, робость, неумение свободно проявлять себя в творческих играх, овладеть целенаправленным и продуктивным действием в предлагаемых обстоятельствах и средствами образной выразительности. Исходя из специфических особенностей возраста,  развивать творческое  воображение, импровизировать на заданную и свободную темы, действовать в творческом общении. На театральных занятиях в форме игры, импровизация этюдов выявляются и развиваются художественно-творческие способности школьников, пробуждается интерес и обнаруживается склонность к творчеству.

Второй этап. Главная задача этого этапа - сохранить и развить сложившиеся склонности и интересы, определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей школьников и потребности в творчестве. Основной акцент  сделан на развитие импровизационных возможностей школьников, их активное участие в этюдах по избранным литературным произведениям. В течение учебного года были подготовлены театральные постановки в виде литературно-музыкальных композиций.
  Конкретно-педагогические и творческие задачи в программе "Театр" усложняются от года к году. Главный акцент этапа - театральная практика, самостоятельное театральное творчество, активное участие в репетиционном процессе, оформлении и выступлении в подготовленных спектаклях.
   Каждый год работы обязательно завершается показом спектакля в школе. Художественные замыслы таких постановок будут усложняться в зависимости от возраста студийцев.
  Третий этап. Главная задача – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Основной акцент направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене.   Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
   Используемая  технология проведения театральных занятий, заключающаяся в использовании целого комплекса средств, приемов и методов, является активным действенным способом развития художественно-творческих способностей школьников, способом вовлечения в разнообразную творческую деятельность, пробуждающая  интерес к театру, развивающая творческое воображение, образное перевоплощение.

Концептуальность. Цель моей работы заключается в разработке модели системы театральной деятельности младших школьников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют художественно-творческому развитию учащихся в процессе изучения ими предметов искусств (театра, музыки, изо, танца) на основе интегрированного подхода.  Цель и предмет определили задачи:


      1. Раскрыть сущность, структуру и место театральной деятельности в учебном процессе начальной школы. 
      2. Обосновать возможности театральной деятельности младших школьников. Определить ее влияние на формирование личности. 
      3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе театрализованной деятельности. 
     4. Разработать модель системы театральной деятельности младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитии учащихся. 

         Основные дидактические принципы: систематичность и последовательность в процессе обучения; доступность обучения; применение наглядности; учет индивидуальных и возрастных особенностей развития способностей в условиях совместной творческой деятельности группы; активность и самостоятельность школьников в процессе обучения и воспитания.
    Учебная программа по театральному искусству включает в себя определенный круг знаний, умений и навыков и их подачу в определенной последовательности с возрастающими требованиями, с учетом психофизиологических возможностей школьников. Основной принцип дидактики - систематичность и последовательность перенесен в инновационную модель сквозной театральной специализации общеобразовательной школы, причем последовательность в обучении указывает на необходимость такого изучения учебного материала, когда последующее опирается на предыдущее и логически определяет дальнейшее обучение. Систематичность предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда изучаемое представляет собой систему. Прочное усвоение знаний, умений и навыков требует повторения пройденного, но на более высоком уровне с опорой на уже достигнутое, изученное, и это в значительной степени облегчает прохождение нового материала. Возвращение к пройденному материалу является необходимым принципом обучения. Его сущность заключается в том, что на каждом последующем уровне обучения элементы усвоенного повторяются в более широком и углубленном виде.
  Доступность обучения, как основной дидактический принцип формирования умений и навыков означает соответствие содержания и объема изучаемых знаний уровню развития школьника, его возрастным особенностям. Принимая  во внимание преобладание игрового типа деятельности в начальный школьный период, представляется целесообразным на начальных этапах обучения младших школьников присутствие разнообразных игр: подвижных, театральных, психотехнических, проводимых педагогом, а затем организованных самостоятельно самими школьниками. Учитывая основные особенности младших школьников, для которых характерно мышление конкретными образами, является необходимым условием развития опоры на чувственное познание и применение в обучении различных форм наглядности (зрительные, слуховые, осязательные) - иллюстрации, игра актеров, спектакли, эскизы, макеты, аудио и видеоматериалы, слайды, куклы.

Теоретическая база опыта. В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Именно возраст 
младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития. В младшем школьном возрасте закладываются основы культуры, так как дети наиболее расположены к восприятию мира, и в частности художественного.  Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства и развитие творческого потенциала в процессе художественно-театральной деятельности рассматривались наукой в исследованиях Е.С. Роговер, Т.Э. Потапова, Г.С. Похмелкиной, и др. Формированию коммуникативных способностей под влиянием взаимосвязанного использования театрального искусства и музыки посвящены работы Г.Б. Вершинина, А.Г. Генина. 
   Художественно-творческое развитие подростков средствами театрального искусства во внешкольных учреждениях доказано диссертациями А.Ю. Гончарука, А.Н. Аверьяновой. Влияние театрального образования на общий ход художественного развития подтверждено учеными, А.П. Ершовой, А.Ю. Гончаруком, Л.А. Никольским, и др.
    Педагогическая идея  заключается в формировании культурных ценностей, посредством приобщения детей к театральному искусству. Изучение возможностей театрального воспитания и образования младших школьников в процессе собственной художественно-творческой деятельности через взаимосвязанное использование предметов искусства в театральной игре. При данном подходе собственная театральная деятельность влияет на качественные изменения личностных свойств учащихся, их эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие, а значит, и социально-художественное. 
   Оптимальность и эффективность средств. При реализации программы «Театральная мастерская» использую как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
   Беседы – проводятся  с целью освоения нового материала.

    Подвижные игры - организуются  для раскрепощения и отдыха детей на занятии.

    Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.

    Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.

    Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

    Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках

    Изготовление поделок и рисование -  проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
   Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
   В процессе обучения применяю такие формы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие.
 Для успешной реализации программы применяю следующие дидактические материалы: иллюстрации, демонстрационный материал, таблицы, схемы; раздаточный материал: карточки с заданиями, тесты, кроссворды, викторины и др..
      В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей,  что  позволяет накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.
     Результативность опыта. Представленный педагогический опыт считаю результативным, так как проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности и развивать творческие способности. Большой популярностью у детей гимназии пользуются театральные занятия. И это неслучайно, ведь театральные постановки помогают ребёнку увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы.    Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.
   Обобщая свой опыт работы, я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески,  интеллектуально и нравственно. Есть простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек.

        В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются во внеурочной деятельности.

       Дети театральной студии принимали участие:

- в районных конкурсах и мероприятиях;

- в республиканском конкурсе детского и молодежного творчества  «Ушаков. Россия. Флот»

- в XI Межрегиональном конкуре творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века.

- в ХIХ Международном творческом  фестивале  «Рождественская  звезда»

- в ХХ Международном творческом   фестивале  «Рождественская  звезда»
    Анализ результатов систематической работы с детьми показал, что постоянное участие моих воспитанников (театрализации, игровые представления) в традиционных мероприятиях школы, в рамках конференций и творческих отчетов на уровне района, способствуют развитию творческих способностей. Специальные актерские тренировки, игры - занятия помогли детям овладеть средствами образной выразительностью (интонацией, мимикой, жестами и др.), что позволяет им артистично и эмоционально выступать на районных творческих конкурсах. Отмечу, что у студийцев сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека.
    Итак, развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения на занятиях во внеурочной деятельности.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на семинарах разного уровня, заседаниях методического объединения. Так же мои разработки, презентации, конкурсные работы детей размещены на  сайтах в личном кабинете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

quot;Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость "Формирование УУД младших школьников посредством п...

Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.

Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной  Веры  Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта.      Педагогическая про...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...

Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны

Обоснование актуальности и перспективы опыта Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных у...