Урок обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Назарова Марина Александровна

238-015-356   Назарова М.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 рабочего поселка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

 

Урок обучения грамоте по теме:

 Звук (ж) – всегда твердый согласный звук. Движение как выразительное средство.

(Азбука с.53)

Цель урока: Организовать деятельность детей по наблюдению работы гласных в слоге жи.

Задачи:

предметные

создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;

метапредметные

развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

Учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).

Урок усвоения новых знаний.

Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:

Учебно-познавательной;

Коммуникативной.

Граница знания и незнания: 1) учащиеся знают, что (ж) всегда твердый; 2) учащиеся не знают, что жи – опасный слог и пишем с и.

Реализуемые  педагогические технологии: личностно-ориентированные,  здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного образования (опыт жизни, жизненный опыт)

Методы: анализа, словесный, проблемно – поисковый, наглядности.

Авторский медиапродукт – презентация 15 слайдов (среда POWER POINT)

Учебно-методическое обеспечение – Учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)

     Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности: я – ученик – активная часть этого мира. Старалась максимально задействовать все психологические процессы (память, мышление, воображение) для активизации деятельности ученика на уроке.

Урок с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит  повторение материала,  решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения, способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Выстроенный мною урок позволил  сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе урока  дети учились  ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка во втором национальной школы. 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc700 КБ

Предварительный просмотр:

238-015-356   Назарова М.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 рабочего поселка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Урок обучения грамоте по теме:

 Звук (ж) – всегда твердый согласный звук. Движение как выразительное средство.

(Азбука с.53)

Цель урока: Организовать деятельность детей по наблюдению работы гласных в слоге жи.

Задачи:

предметные 

создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;

метапредметные

развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

Учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).

Урок усвоения новых знаний.

Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:

Учебно-познавательной;

Коммуникативной.

Граница знания и незнания: 1) учащиеся знают, что (ж) всегда твердый; 2) учащиеся не знают, что жи – опасный слог и пишем с и.

238-015-356   Назарова М.А.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Подготовительный

Подготовка к активной познавательной деятельности

Задачи этапа:

  1. Мобилизация детей к активной деятельности.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3. Формулирование темы урока
  1. Мобилизирующая часть урока.     Слайд №1

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!

Психологический настрой: к нам в класс залетело три снежинки и у каждой свое настроение. Определите свое настроение с помощью снежинки.  Выберите для себя одну из них. Покажите. Желаю вам, чтобы такое настроение у вас сохранялось до конца урока.

  1. Актуализация опорных знаний

В зимний день оправилась Машенька в деревню к бабушке с дедушкой. Выберите название деревни:    Слайд №2

словоград    уаогртб   Словоград

238-015-356   Назарова М.А.

http://festival.1september.ru/articles/511662/img1.gif

Слайд №3   Пройдет Машенька  по  улице  «Бкувица»,  если сможем найти все буквы, при помощи которых изображена снежная баба.

Давайте назовем эти буквы.

Какое задание можно предложить?

Какие бывают согласные?

От чего это зависит?

Назовите особенные буквы?

Пошла Машенька по улице «Слоговица»   Слайд №4

Учебник с.53

Чтение слогов

Что заметили?

От чего это зависит?

  1. Формулирование темы урока

Слайд №5     Но вот на перекрестке «Слово» видит она три тропинки: Жа Жи Жу

По какой тропинке пойдет  Машеньки? Какую тропинку выбрали бы вы? Кто еще считает, что по тропинке ЖИ Машенька не дойдет?  Почему?

Какую учебную задачу нам предстоит решить?

Ж         Ы    И

238-015-356   Назарова М.А.

Физминутка для глаз    Слайд №6

238-015-356   Назарова М.А.

2 этап. Усвоение нового

Задачи этапа:

  1. Организация групповой работы по решению учебной задачи.
  2. Обобщение новых знаний.

  1. Слайд №7           На этом перекрестке она повстречалась с животными. Давайте найдем слова. (жираф)

Чтобы  назвать других животных, нужно дополнить слоги до слов.

еЖИ  уЖИ   стриЖИ Жираф

Что общего в этих слогах? Какую букву слышим после буквы ж? С какой буквой пишем сочетание ЖИ? Почему?

вывод: ЖИ пиши с буквой и        Слайд №8

  1. Слайд  №9     Затем Машенька продолжила свой путь по дороге «Читающая». А мы вместе с ней. Ведь нам нужно дойти до деревни, в которой  живет бабушка.

Азбука с.53

Чтение 1 столбика

Что заметили? На что показывает буква и? ы?

Меняется ли значение слова?

Чтение 2 столбика

Какой частью речи являются эти слова? Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи?

Что можно определить у  глаголов?

Что общего в этих словах?

Чтение 3 столбика

238-015-356   Назарова М.А.

В том слове, где ударение падает на 1 слог,  определите род.

В том слове, где ударение падает на 2 слог, определите часть речи.

Какое задание можно выполнить со словами 4 столбика?

Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?

Уч-ся выбирают снежинку.

Доказывают  правильность своего выбора.

Уч-ся называют буквы

ОАЖКЛС

Разбить буквы на две группы: гласные и согласные.

Согласные бывают твердые и мягкие.

Какой гласный стоит после согласного.

И- обозначает мягкость согласного, ы – твердость согласного.

й – мягкий, ж- твердый

Чтение слов 1 столбика по одному, хором

Согласный то твердый, то мягкий.

От гласного, который стоит после согласного (Ы,и)

Учащиеся предлагают выбор

Т.к. после (ж) слышим (ы)

С какой буквой пишется опасный слог ЖИ.

Сочетание жи, одушевленные, отвечают на вопрос кто? Имя существительное

Согласный то мягкий, то твердый.

Значение слова меняется

Чтение про себя, чтение 1 учен.

Постановка вопроса

Время, род, число.

прошедшее время

чтение про себя, хором

это невозможно, т.к. мн.ч

определение части речи: прилагательное

вставить пропущенные слоги.

ЖИ пиши с и.

Т.к.  Ж – всегда твердая

3 этап. Первичная проверка

Задачи этапа:

  1. Проверка умения применять новые знания при решении практических задач

Физминутка   Слайд №10

Сейчас мы пойдем по зимнему снегу, где настоящих снежинок видимо – невидимо. Нам понадобится предмет, чтобы не провалиться в снег.

Они по снегу быстро мчаться

И провалиться не боятся.  (лыжи)

Проходя,  мы будем делать остановку около предметов, в которых есть сочетание жи.

Медвежата, ежик, дятел, березка, кедр, снежинки, осинка,  лиса, подснежник, моржи.

Слайд №11  Проходит Машенька  мимо озера «Снежное». Вокруг озера летали снежинки. А вы можете быть снежинками? Когда это возможно?

Вставьте пропущенный слог с слове снежинки

С какой буквой  пишется буква ж?

Какие многозначные слова мы видим на рисунке? В каких случаях человека называют моржом?

238-015-356   Назарова М.А.

Вставьте пропущенный слог

С какой буквой будем писать сочетание ЖИ?

Идет, идет Машенька дальше по зимнему лесу и видит домик.  Хотите узнать кто в нем живет?

Значит правильно выбрала Машенька тропинку ЖИ? Какие знания ей помогли, чтобы дойти до деревни Словоград?

Давайте узнаем, кто жил в домике. Прочитаем. Какую букву пропустил автор? Вставить букву в слове ж.ли.   Как еще начинаются сказки? Рассмотрите картинку.  

Игра «Доскажи словечко»

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он ...  (катился).

Был он весел, был он смел

И в пути он песню ...  (пел),

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый ...  (Мишка).

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую ...  (Лису),

От неё уйти не смог.

Что за сказка?

"..............."!

Назовите героев сказки. Давайте расположим героев сказки. З М Л

Впишите в кружки первые буквы имен героев сказки.

Кто главный герой сказки?

Прочитаем песню, которую исполнял главный герой

В этой песенке встречаются устаревшие слова.

Кто хотел бы побывать в роли главного героя?

Инсценирование песни.

238-015-356   Назарова М.А.

                                               

4 этап. Итоговая рефлексия

Задачи

  1. Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания;
  2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
  1. Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания;

img3.gif (49436 bytes)

  1. Какую учебную задачу вы решали?

В какой ситуации будете применять новые знания?

Какое у вас настроение?

Высказывают свое мнение

Жи пиши с и

Называют многозначные слова

Буква и

Жи пиши с и

Объясняют значение слов: амбар, сусек

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Мои грамоты и грамоты моих учеников

Мои грамоты и сертификаты...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...