Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Суспицына Татьяна Михайловна

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает»

 

Сергей Есенин «Берёза»

Суспицына Татьяна Михайловна

МБОУ Сосновская СОШ №1

Учитель начальных классов

29 лет педагогического стажа

Высшая категория

УМК «Гармония»

Автор О.В.Кубасова

учебник литературного чтения

 3 класс часть вторая

2014г.

               Цели:

     Прививать любовь к Родине, родной природе через поэзию С.Есенина,    развивать поэтический слух, наблюдать  над   звукоподражанием;  представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

Задачи:

  -  Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления,    делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас  слов,  кругозор.

- Учить детей выразительно читать стихи о природе

-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Формирование УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные универсальные учебные действия: 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно − строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность к саморазвитию; формирование мотивации к учению и познанию.

Метапредметные:

-УУД – основа умения учиться.

Предметные: учебная деятельность по получению новых знаний; преобразование и применение новых знаний.

   Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением  с                пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».

Формы работы: фронтальная, в парах и групповая

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У. Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

  1. Речевая разминка.

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Вопросы.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать читать быстро и постепенно  замедляйте темп.

-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

-Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот

  1. Актуализация знаний и фиксация проблемы.

Учитель: Как вы понимаете название следующего раздела? Какую картину представили?      (Ответы учащихся)

       Ребята , я предлагаю сейчас  собрать и прочитать несколько пословиц                        ( групповая технология)

Кто за Родину горой, тот и герой.

Человек без родины — что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?

О Родине. ( прикрепляется  на доску слово РОДИНА).

-Какого поэта считали певцом своей Родины?

Сергея Есенина.  ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)

- Что вы знаете о Сергее Есенине?

Уч-ся: Сергей Есенин великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина.

         Учитель:  В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду, где прошло всё его детство. Он писал о своём детстве: «Первые воспоминания мои относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка приговаривает «Иди, иди  ягодка, Бог счастье даст».

      В пять лет Серёжа научился читать, с восьми- девяти лет начал сочинять стихи. В 12 лет мальчика отдали в школу, где готовили сельских учителей. Но учительствовать Есенину так и не пришлось. Его призванием, единственным занятием, целью всей жизни стала поэзия.  В своих стихах он воспевал красоту родного края. Его называли певцом русской природы, Родины.      

 А теперь отгадайте загадки.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)

Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.

  1. Самоопределение.

Учитель: -Ребята, как вы думаете почему мы, когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.

- Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?

Уч-ся: - Мы сегодня познакомимся со стихотворением  Сергея Есенина «Берёза».

Учитель:  Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

          Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?

  1. Чтение стихотворение ( аудиозапись)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

-Какими красками нарисовано это стихотворение?

-У какого времени года эти краски?

  1. Словарная работа. 

Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните  непонятные слова (работа в парах)

Кисть -   пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома –  тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

Кайма –  полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п.,  отличающаяся цветом, узором, материалом.

Заря –  яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца.

        

  1. Вторичное восприятие стихотворения.

Учитель: Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно      прочитать стихотворение, показать всю  необыкновенную красоту  слова, нам необходимо  внимательно слушать.

- А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.  Я предлагаю сейчас прочитать бинарным чтением по цепочке.

- Какой перед вами предстала берёзка?

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? 

Белая, серебристая.

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

- Какой художественный прием использует автор?

- Сравнение.

- Как говорит о кистях берёзы?

- О чем ещё мы так говорим? Цветы.

- Как называется такой прием? 

Сравнение.

- Найдите ещё в тексте сравнения.

Зачитайте.

- Какое время дня рисует поэт? 

Утро.

- Почему вы так решили? 

Заря.

- Солнечное это утро, или пасмурное? 

Горят в золотом огне.

- Прочитайте, как занимается заря зимой.

- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? 

Олицетворение.

- Докажите это строчками из стихотворения.

- Какое чувство, настроение создал поэт? 

Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

- Где читать быстрее?

-Чтение хорошо читающими детьми.

8.Физкультминутка.

- Закройте глаза.

-Представьте, что мы идём по березовому  лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки.

      Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

Закружились снежинки в хороводе.

Идём дальше.

Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.

Налево, под ёлкой, сидит заяц.

Не торопясь, выходим из леса.

Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.

Садитесь.

9.Работа над запоминанием текста.

Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).

Выиграет тот, кто меньше всего допустит ошибок

 (работа индивидуально)

Самопроверка ( слайд).

10.Игра «Поэты».

Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом? Мы сейчас посмотрим, сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)

Береза

_____________ береза

Под моим ____________

Принакрылась ___________,

Точно ________________.

На пушистых ______________

____________ каймой

Распустились ____________

Белой _____________.

И стоит ____________

В сонной ____________,

И ___________ снежинки

В золотом _____________.

А заря, ____________

Обходя _____________,

обсыпает ____________

Новым _____________.

- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

- Легко ли быть поэтом?

11.Составление синквейна

1. Береза

2. Кудрявая Белая

3. Принакрылась, распустились, обсыпает.

4. Пословица о Родине, загадка о березе.

5. Символ России.

Какая красивая береза получилась у А.С.Есенина.

При помощи слов, он сумел передать её красоту.

-А как еще можно показать её красоту?

-С помощью красок.

-С помощью музыки.

Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).

12.Подведение итогов.

Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.

Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).

Как зовут поэта, о котором мы говорили?

Какие стихотворения вы знаете?

Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?

 - Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

- У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..

13. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.

14.Рефлексия.

-Выберете и продолжите любое предложение.

-На уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось….

-Сегодня я сумел…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"...