Звук [ч’]. Буквы Ч, ч
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок изучения нового материала в период обучения грамоте (обучение чтению). Материал содержит тренинги для развития беглости чтения, фрагмент мультфильма "Чубурашка и крокодил Гена", презентацию, песенку, сопровождающуюся видеомиатериалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Звук [ч’]. Буквы Ч, ч" | 43.67 КБ |
Презентация | 661 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ»
в пос. с-за «Селезнёвский»
Урок литературного чтения (обучение грамоте)
в 1 «Б» классе
на тему:
Учитель – Садовова М. А.
2015 г.
Тема урока: «Звук [ч’]. Буквы Ч, ч»
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Цель урока:
- знакомство с новым звуком [ч’] и буквой Ч.
Задачи урока:
- формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
- учить детей правильному, сознательному, выразительному, беглому чтению;
- развивать речь, логическое мышление, фонематический слух, воспитывать любознательность;
- способствовать воспитанию интереса к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.
Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой на урок.
Мы сегодня очень рады,
Мы приветствуем гостей:
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямили свои спинки,
Все друг другу улыбнулись.
Чтобы знания добывать,
Нам урок пора начать.
II. Актуализация опорных знаний.
- - На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)
- Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие) - Чтение текста-вертушки: (слайд)
Белка.
В лесу росла сосна. Там было дупло. В дупле жила белка. У белки были детки. Они малы!
Ответы на вопросы:
- Где росла сосна?
- Где было дупло?
- Кто жил в дупле?
- Какие были белкины детки?
- Как называют детёнышей белки?
3) Рузучивание чистоговорки:
Черной ночью
Черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота!
- Что такое дымоход? (Дымоход – канал, по которому дым проходит их печи или камина в трубу)
III. Постановка темы и цели урока.
- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и сформулируйте тему сегоднящнего урока.
Белый…(чёрный)
Грязный…(чистый)
Редко…(часто)
- Как называются такие слова? (антонимы)
- Что есть общее в названных вами словах? (Все слова начинаются со звука [ч’]. Значит тема сегодняшнего урока – Звук [ч’] и буква, которая его обозначает)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Познакомимся со звуком и буквой Ч, ч, будем учиться читать слоги и слова с буквой Ч, ч)
IV. Электронная физкультминутка.
V. Знакомство с новым звуком.
- Перед вами буква Ч. Посмотрите, на что она похожа? (слайд)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
- Сегодня в нашем уроке примет участие сказочный герой, а какой, вы догадаетесь сами, посмотрев фрагмент из мультфильма.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»
- Итак, кто этот герой? (Чебурашка)Из какой сказки он к нам пришёл? (Из сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка»
Давайте поработаем со словом Чебурашка и построим схему этого слова. А почему это слово написано с заглавной буквы? (Имя сказочного персонажа)
Сколько слогов в слове Чебурашка? Какой слог ударный? С какого звука начинается слово? Произнесите этот звук. Встречает ли препятствие этот звук при произношении или нет? (Да) Значит этот звук…(согласный). Что мы слышим при произношении: голос или шум? (Шум) Значит этот звук…глухой. Твёрдо или мягко произносится? (Мягко)А как думаете, почему мягко?(Рядом стоит буква Е)А если я произнесу слово что, после Ч стоит буква Т, что слышите?А в слове грач?Буква Ч здесь последняя. Придумайте слова, в которых звук [ч] был бы твёрдым. Какой можно сделать вывод из наших наблюдений? (Звук [ч’]всегда мягкий) Дайте полную характеристику звука [ч’] (Звук [ч’] согласный, глухой, всегда мягкий) А есть ли у него пара, посмотрите на ленту букв? (Нет) Значит он ещё и непарный.
Возвращаемся к построению схемы слова Чебурашка. Какого цвета вы выберете значок для звука [ч]? (Зелёного)
Дальнейшее составление схемы слова у доски детьми по желанию.
- В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом. Давайте вместе пофантазируем и словами изобразим его таким образом. Чтобы этот дом был красивым и по возможности в использованных словах присутствовал новый звук.
Чебурашка и крокодил Гена построили большой и красивый дом.
У него зелёная крыша из черепицы.
На крыше – труба чёрного цвета.
Стены из коричневого кирпича.
В окнах чистые и прозрачные стёкла.
Около дома чудесные цветы и деревья.
- На новоселье они пригласили гостей. Как вы думаете, что пили гости: чай, молоко или какао? Чай пили из чашек или стаканов? Чем ещё угощали своих гостей Чебурашка и крокодил Гена? (Чипсами, чебуреками, черносливом, черешней)
VI. Физкультминутка.
Проводят дети по своему желанию.
VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.
- Чтение слогов с буквой Ч (по карточкам на магнитной доске)
- Покорите вершины (чтение слов с буквой Ч) (слайд)
- Чтение слов с буквой Ч, составление пар слов по значению (слайд)
- Измените слова так, чтобы в них была буква Ч
Таня – Танечка
мама – мамочка
сын – сыночек
кошка – кошечка
собака – собачка
Ваня – Ванечка
- Узнай героев мультфильмов (работа в парах по карточкам)
- В именах каких сказочных персонажей встречается звук [ч’] ? (Почтальон Печкин, Чебурашка, Черепаха, Щелкунчик) Сосчитайте количество слов с этим звуком (5)
6) Фронтальная работа по карточке. Чтение учеником текста. Нахождение
слов с буквой Ч. Озаглавливание текста. Чем питаются кролики?
(Овощи, фрукты, сено, траву, зерно)
7) Работа с учебником «Спутник Букваря» (стр. 91)
- Почему насекомые так называются? Чтение текста «Для
любознательных» (стр. 92)
VIII. Итог урока.
- С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? Дайте характеристику новому звуку.
Словесное оценивание работы детей на уроке.
- Какое у вас сейчас настроение? В заключении нашего урока предлагаю немного повеселиться (слайд) Песенка «Ча-ча-ча»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя! 4 ч
ч согласный глухой мягкий непарный
жи чи сы ча ту лет
чай точные чудесный честный чистые чашки человек часы
Измените слова так, чтобы в них была буква Ч Таня мама сын кошка собака Ваня Тане ч к а мамо ч к а сыно ч ек коше ч к а соба ч к а Ване ч к а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...