Обобщающий урок-проект по литературному чтению в 3 классе по теме «Басни П.А.Крылова»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Аннотация к обобщающему уроку-проекту по литературному чтению в 3 классе по теме «Басни П.А.Крылова»
Учитель начальных классов Рабаданова М.М.
Цели урока:
Образовательные
1. Учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам ( мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
2. Отработать навыки выразительного чтения;
Развивающие:
1. Способствовать развитию у учащихся воображения, творческого мышления и способностей;
2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
3.Работать над развитием речи;
Воспитательные:
Учить видеть смешное в баснях Крылова.
Оборудование: книги с баснями И.А.Крылова; компьютер, проектор, детские рисунки к басням Крылова, костюмы для инсценирования басни «Ворона и Лисица»,маски для выразительного чтения басни «Квартет», чёрный ящик (сыр, виноград, зеркало, очки );
В уроке использованы групповые и индивидуальные формы работ.
В ходе урока формировала УУД:
Личностные
-с помощью развития интереса к предмету литературного чтения;
Регулятивные:
-с помощью умения принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения и адекватно воспринимать предложения учителя;
Коммуникативные:
в ходе работы в группах и парах;
Познавательные:
-в ходе работы над содержанием басен;
Вывод:
И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, дети учились понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Дети поняли, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. На уроке обстановка была спокойная, дружелюбная. На разных этапах урока я осуществляла дифференцированный подход, учитывая психологические особенности детей. Таким образом, в работу были включены все дети и активные, и робкие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 196.9 КБ |
презентация к уроку | 2.84 МБ |
маски для детей | 492.55 КБ |
эмблемы участников | 541.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 с.Садового Арзгирского района Ставропольского края
Обобщающий урок-проект литературного чтения
в 3 классе
Басни
И.А. Крылова
Учитель начальных классов
Рабаданова Марьян Магомедовна
Тема: «Его басни переживут века…»
Обобщающий урок-проект по басням И.А.Крылова в 3 классе (ФГОС).
Цель урока:
— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока
- Организационный момент. Определение темы и целей урока.
Слайд- 1
- Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. Сегодня у нас необычный урок. Урок ваших мини-проектов. Каждая из трёх групп работала по разным направлениям. В результате на уроке мы имеем возможность погрузиться в мир басенного творчества Крылова.(представление групп).
1-я команда: «Квартет» (Милана,Амина,Сулейман,Рита)
Девиз: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
2-я команда: «Слон и Моська» (Амина,Арсен,Настя,Муслимат)
Девиз: «Ай, Моська! Знать, она сильна ,что лает на слона».
3 команда: «Стрекоза и Муравей» (Саша,Даша,Шамиль,Андрей)
Девиз: «Лето целое всё пела… Ты всё пела-это дело. Так поди же попляши».
Слайд -2
Девиз урока:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
-Почему я выбрала такой девиз?
-Мораль из какой басни?
Слайд -3
Самооценка группы: «Дерево творчества»
Плоды – отлично.
Цветок – хорошо.
Листик – удовлетворительно.
(Прикрепить с обратной стороны доски и после каждого задания оценивать свою группу)
2. Интересные факты из жизни Крылова (1 задание)
Слайд- 4
Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Слайд-5
Это интересно
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басни, «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.
Слайд-6
Готов еще раз провиниться.
Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:
«Виноваты! Вот вам и наказание!»
И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:
"Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же
готов еще раз провиниться".
Кем был Крылов?
Слайд -7
-русский поэт
-баснописец
-переводчик
-писатель-сатирик
(оцените свою работу)
3. Басни дедушки Крылова. ( 2 задание. Кто больше?)
На листочке бумаги за 1 минуту напишите как можно больше героев басен Крылова.
(оцените свою работу)
4. Творческое задание. (3 задание)
Слайд -8
1 группа «Чтецы»
- Особую жизнь вдохнули в басни чтецы – известные артисты 2) Наша творческая группа представляет – выразительное чтение басни «Квартет»
(мораль басни)
2 группа «Артисты»
Слайд -9
3) По басням Крылова постав
лены мини-спектакли на театральных сценах, сняты фильмы, мультфильмы. Группа артистов нам покажет свой маленький спектакль – инсценировка басни «Лиса и ворона»
(мораль басни)
3 группа «Художники»
4) Мы знаем, что и художников вдохновляли басенные сюжеты на создание иллюстраций. Группа наших художников тоже постаралась проиллюстрировать басни и подготовила викторину к своим произведениям.
Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? Слона.
У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»? У Муравья.
Что выронила Ворона? Сыр.
К кому-то принесли от мастера ларец….? Ларчик.
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой. Прохожие и собаки.
Кошка … попалась в когти льву…. Мышь и крыса.
Голодная кума Лиса залезла в сад. Лиса и виноград
(оцените свою работу)
5. Книжки-малышки и поделки (демонстрирует каждая группа 4задание)
(оцените свою работу)
6 .« Черный ящик». (5 задание)
-В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа». ЗЕРКАЛО
- В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины. ОЧКИ
- Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых. СЫР
- В нем находится предмет, о котором автор басни написал так: «Они как яхонты горят, Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет. Хоть видит око, да зуб неймет». Кисти винограда
(оцените свою работу)
Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван — царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.
7. «Соедини-ка» Вы должны соединить стрелками мораль с басней.(5задание)
«Вперёд чужой беде
Не смейся, Голубок!»
«Кот и Повар»
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
«Лебедь, Щука и Рак»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет, «Чиж и Голубь»
И выйдет из него не дело, только мука».
«А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить ». «Ворона и лисица
Слайд -10
(оцените свою работу)
8. Тест «Чему учат басни Крылова?» (6 задание)
Басни высмеивают …,…,……
Учат …, …,..,
Слайд -11
Учитель
Басни Крылова учили узнавать в баснях самих себя, помогали обнаруживать недостатки и подсказывали, как от них можно избавиться. А недостатки будут существовать всегда, значит басни переживут века.
Д. Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.
(оцените свою работу)
9. Итог урока
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайд-12
-Было интересно…
-Было трудно…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
-Я научился…
-У меня получилось..
- Я смог…
-Я попробую…
-Мне захотелось…
-Меня удивило…
Заключительное слово учителя:
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Подведение итогов, выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…
Интересные факты из жизни Ивана Андреевича Крылова
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать). — Безобразие! — сказал довольно громко Крылов. — Это относится ко мне? — оживился сосед. — Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас. Безобразие
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басни, «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Это интересно!
Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал: «Виноваты! Вот вам и наказание!» И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился: "Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться". Готов ещё раз провиниться
«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
«Вперёд чужой беде Не смейся, Голубок!» «Кот и Повар» «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Лебедь, Щука и Рак» «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, «Чиж и Голубь» И выйдет из него не дело, только мука». «А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить ». «Ворона и лисица
«Вперёд чужой беде Не смейся, Голубок!» «Кот и Повар» «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Лебедь, Щука и Рак» «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, «Чиж и Голубь» И выйдет из него не дело, только мука». «А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить ». «Ворона и лисица
Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.
-Было интересно… -Было трудно… -Теперь я могу… -Я почувствовал, что… -Я научился… -У меня получилось.. - Я смог… -Я попробую… -Мне захотелось… -Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух". Автор учебника - Ефросинина. Программа "Начальная школа XXI века"...
Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Басни И.А. Крылова"
Урок литературного чтения проводился в 4 классе. По программе "Школа 2100" Урок закрепления, имеет воспитательную направленность....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Обобщение знаний."
Данный урок иллюстрирует применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процесс...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" построен в соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...
Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Басни И.А. Крылова
Материал к уроку на тему "Басни И.А. Крылова"...
Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."
Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."Цель урока: Формирование образовательных компетенций через работу над басней, выявить...