Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух".
Автор учебника - Ефросинина.
Программа "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_basnyam_krylova.doc | 36 КБ |
kukushka_i_petuh.doc | 22.5 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе
Басни И.А.Крылова. «Кукушка и Петух».
Цели:
1.Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром-басней;
- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;
- обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.
2.Развивающие:
- развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;
- развивать скорость техники чтения.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.
Оборудование:
портрет писателя И.А.Крылова, иллюстрации и карточки на доске и у учащихся, выставка книг И.А. Крылова.
Ход урока
1. орг.момент
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Поговорим? (поговорим)
- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)
- Поговорим? (поговорим).
- (вместе) Нам будет интересно.
2. сообщение темы
- Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда праздник.
- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Догадались кто этот человек?
- Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?
- А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.
- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? (потому, что это очень трудный жанр)
- Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:
родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп
Германия – Лессинг
Франция – Лафонтен
Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов
- Видите, это всего-то несколько человек, которые писали в жанре басни.
3. актуализация знаний
- А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)
- Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.
- У каждого из вас есть конверт. Откройте его, достаньте лист, прочитайте, что на нем написано.
У вас листы разного цвета. Внимание тем, у кого листы красного цвета. Что написано на ваших листах? (заголовок басни)
Какое из названий подойдет к данной иллюстрации? → прикрепите
Внимание тем, у кого листы желтого цвета. Что написано на ваших листах? (мораль басни)
Выберите мораль, которая подойдет к данной басне. → прикрепите
Внимание тем, у кого листы голубого цвета. Что написано на ваших листах? (пословица)
Какая пословица подойдет к данной басне? → прикрепите
Кто являются героями этой басни? (……..)
Кому достался лист с героем? → прикрепите, прочитайте басню выразительно.
4. инсценировка басен
Так осуществляется работа с каждой из 4 басен + инсценировки («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна»)
Физминутка (подражательная)
- Ну что ж, вы посмотрели выступления наших ребят, увидели как они играли роли. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю всем немного поиграть, представить себя в роли героев басен и изобразить их мимикой и жестами.
5. знакомство с новой басней
- Я вам уже сказала, что И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. В басне, с которой мы сегодня познакомимся всего 21 строка, а черновых набросков было сделано около 200 строк.
- Сейчас мы будем смотреть видео. Вам задание: подумать, какой человеческий порок осуждается в этой басне.
а) просмотр видеофильма
- Итак, мы просмотрели видеозапись басни.
- Это басня об известных нам птицах, или о чем-то ином?
- Ответьте на вопрос, который я вам задавала (в басне осуждается лесть, глупость, честолюбие, тщеславие)
- Как автор относится к героям? (лукаво, простодушно; он показывает кукушку и петуха самолюбивыми, глупыми, льстивыми, а соловей – мудрый, рассудительный)
б) индивидуальное чтение басни
- Познакомьтесь с текстом басни.
- Какие слова вам непонятны? ( куманёк, отколь, на всех ссылаюсь в этом я
лесть, честолюбие, тщеславие) – словарная работа
Физминутка (двигательная)
- Давайте немного отдохнем.
Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх!
г) составление партитуры басни
- выбор тона, темпа чтения, расстановка пауз и логических ударений
д) упражнение в выразительном чтении
- спросить 1-2 раза
6. Подведение итогов урока
- О чем же басня, прочитанная нами сегодня? Каков подтекст басни? Что хотел сказать нам автор?
- Какой поучительный вывод вы сделали?
- Что вы возьмете с урока и запомните на всю жизнь?
- Кому адресованы басни Крылова? (взрослым, но понятны и детям)
7. Домашнее задание
- Мы составили схему и для сегодняшней басни, но чего-то в ней не хватает. (пословицы)
- Попытайтесь подобрать к басне «Кукушка и Петух» пословицу.
Предварительный просмотр:
КУКУШКА И ПЕТУХ
"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".
Тут Воробей, случась, промолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
КУКУШКА И ПЕТУХ
"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".
Тут Воробей, случась, промолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
?
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Путешествие в прошлое Эзоп Древняя Греция Г. Лессинг Германия Жан де Лафонтен Франция
Путешествие в прошлое Л.Н.Толстой И.А.Крылов
Что такое басня?
Басня - стихотворное или прозаическое произведение, нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные. В басне высмеиваются пороки людей.
Что есть в любой басне?
Словарь: Лесть – неискренняя похвала, притворное одобрение Тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих Честолюбие - жажда известности; стремление к почётному положению Отколь – откуда «На всех ссылаюсь в этом я» - все так говорят и я согласна с ними
Интонация сила голоса темп логические ударения доброжелательный нормальный – н. убыстрённый – уб. медленный – м. быстрый – б. По длительности: - короткая – ∕ - средняя – ∕ ∕ - длинная – ∕ ∕ ∕ замедленный – з. Тон – оттенок речи. Тон выбирают в зависимости от чувств и мыслей, которые хотят выразить. тон пауза ласковый равнодушный возмущённый побуждающий к действию осуждающий Темп – скорость, быстрота чтения. Пауза – остановка речи. В предложении есть одно главное , сильное ударение – оно важно для понимания смысла высказывания слов. Более слабые ударения произносятся с меньшей силой. сильное – ______ слабое – _ _ _ _ _
Выразительное чтение художественного текста «инструменты чтеца» текст и задача чтения интонация дыхание голос дикция задача чтения понимание текста «видение», представление событий,героев чувства героев и наше отношение к ним подтекст (скрытый смысл; то, о чём думают герои и о чём думает автор, показывая своё отношение к героям) авторская позиция (отношение автора к событиям) моё отношение Определить задачу чтения – значит понять своё отношение к героям, событиям, чтобы передать его слушателям. смысл событий Интонация – звуковая картина чтения. Она включает в себя: - силу голоса - тон - темп чтения - паузы - логические ударения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Е.Благинна "Кукушка"
Цели деятельности учителя: Формирование знаний у обучающихся о биографии и творчестве Е. А. Благининой; создание условий для знакомства с произведением Е,А, Благининой «Кукушка»...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Задачи урока:- способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....