Урок литературного чтения в 4 классе. М.Ильин, Е.Сегал "Рассказ о снежинках"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Тема: Снежинки и снег.
М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»
4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».
Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь
Чаа-Хольского района Республики Тыва.
Цель деятельности учителя | Вырабатывать навыки осознанного, беглого и выразительного чтения; учить строить свои ответы правильно, логически их осмысливать; познакомить учащихся с произведениями русских писателей о зиме, первом снеге, о снежинках; развивать память, внимание; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и восхищаться ею, понимая, что дыхание жизни присуще не только человеку и животным, но и природе в целом. |
Тип урока | Освоение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с рассказом «Рассказ о снежинках»; научатся прогнозировать содержание раздела, определять их содержание по названию; читать текст осознанно, рисовать словесную картину к рассказу. Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |
Методы и формы обучения | Формы: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный. Технология продуктивного чтения. |
Образовательные ресурсы | Учебник Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова «Литературное чтение 4 класс» (с. 14-16),
|
Оборудование | Предметные картинки, карточки, компьютер, проектор, экран, доска, аудиозапись. |
Основные понятия и термины | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, эпитет |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Снежинки и снег.
М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»
4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».
Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь
Чаа-Хольского района Республики Тыва.
Цель деятельности учителя | Вырабатывать навыки осознанного, беглого и выразительного чтения; учить строить свои ответы правильно, логически их осмысливать; познакомить учащихся с произведениями русских писателей о зиме, первом снеге, о снежинках; развивать память, внимание; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и восхищаться ею, понимая, что дыхание жизни присуще не только человеку и животным, но и природе в целом. |
Тип урока | Освоение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с рассказом «Рассказ о снежинках»; научатся прогнозировать содержание раздела, определять их содержание по названию; читать текст осознанно, рисовать словесную картину к рассказу. Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |
Методы и формы обучения | Формы: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный. Технология продуктивного чтения. |
Образовательные ресурсы | Учебник Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова «Литературное чтение 4 класс» (с. 14-16), |
Оборудование | Предметные картинки, карточки, компьютер, проектор, экран, доска, аудиозапись. |
Основные понятия и термины | Художественные приемы: сравнение, олицетворение, эпитет |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 |
I. Моти-вация к учебной деятельности. | Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуа-лизация знаний. | 1. Дыхатель-ная гимнасти-ка. Слайд 1. | - Сначала поработаем над дыханием. | Учащиеся выполняют дыхательные упражнения | П – проявляют готовность к чтению. К – строят речевые высказывания в устной форме. | Выполнение упражнений согласно ин-струкции |
III. Освоение новых знаний. 1. Работа перед чтением. 3. Работа с текстом во время чтения. 4. Работа с текстом после чтения. | А) Отгадывание загадки. Б) Показ слайдов о снежинках. Слайд 3,4. Слайд 5. В) Формулирование темы урока, постановка целей и задач. Г) Работа над произношением. Слайд 8. Б) Словарная работа (групповая работа) а) Образцовое чтение рассказа учителем. б) Жужжащее чтение. Проверка техники чтения в 1 минуту. в) Чтение цепочкой. 1) Работа (по вопросам) над содержанием рассказа. Парная работа. 2) Выборочное чтение «Голова-хвост» | - Давайте узнаем, о чем мы будем сегодня читать. Слайд 2. - Отгадайте загадку. - Прочитайте выразительно. Белая, узорная - Что такое снежинка? - Давайте посмотрим на фотографии снежинок. - Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Красивые, будто кружевные, с тонкими лучами и лепестками, как у цветов, они все разные, и ни одна не повторяется. - На что похожи снежинки на картинках? - Молодцы. Мы узнали немного о снежинках. - И так, какова тема нашего урока? О чем мы читаем? - Чему мы должны сегодня научиться? Прочитайте задачу. Вспомните, откуда эти слова, и продолжите. (Учебник, ч. 1, с. 101.) - Мы узнаем об этом после прочтения произведения «Рассказ о снежинках» авторов М.Ильина и Е. Сегал. - Читаем «буксиром» (хором и индивидуально). - Назовите слова с орфограммой на право-писание разделительного мягкого знака. - Разделимся на мальчиков и девочек. Мальчики находят карточки со словарными словами и читают, а девочки ищут лексическое значение этих слов на родном и русском языках в виде картинок и карточек. - Проверим, правильно ли мы выполнили работу. Слайд 9. Читает текст выразительно, эмоционально. - Теперь читаем все. - Проверим технику чтения текста в 1 минуту. Для этого возьмите в руки карандаши, после команды «стоп» отмечаете то место, где вы остановились читать. - Итак, начали! - Стоп! - Отметьте. Читаем текст дальше. - Кто прочитал весь текст, считает прочитанные слова за 1 минуту и записывает их количество в дневниках. Чтение вслух по небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание. 1. О каких снежинках ты прочитал? 2. На что похожи снежинки? 3. Как падали снежинки на землю? 4. Почему решили убрать снег с дороги? Как вы думаете, как эти люди относятся к снегу? (вопрос всем) 5. Кто радовались снегу? А как они относятся к снегу? (вопрос всем) 6. О чем не догадывались люди? - Один в паре выбирает того, кто отвечает на его вопрос. - Читаю начало предложения. Вы находите из текста это предложение и читаете. Одна была … Другая был … А третья была … -Какой художественный прием использовали авторы при описании снежинок. | Отгадывают загадку - Это снежинки. - Снежинка – это ледяной кристалл, который образуется из водяного пара. - На цветок, на звезду, на драгоценный камень. - О снежинках и снеге. - «Дыхание жизни» присуще не только человеку и животным, но и растениям, и природе в целом. Звёздочка, с шестью лучами, драгоценный камешек, троллейбус, помощь, визжат, полозья, обламываются. Лепесток – чечек бурузу; Сменить – солуур; Обламываются – сыйлып турар; Достичь земли – долететь до земли; Драгоценный – унелиг (даш); Смешивались – холужуп турган; Скребли лопатами – хуурек-биле сувуруп турган; Асфальт – специальное покрытие дороги; Полозья – харда шанак изи. Слушают учителя или следят за чтением. Выполняют задание по данному инструктажу. Записывает данные в дневник - Я прочитал о красивых, неж-ных снежинках. - Они похожи на цветок, звезду и драгоценный камень. - Снег мешал машинам. - Эти люди относятся к снегу как к обыкновенному снегу. - Снегу радовались дети. - Дети относятся к снегу, как к красоте, к чуде природы. Учащиеся задают вопросы товарищу по классу, обращаясь к нему по имени (с. 15). Учащиеся находят предложения из текста и читают. - Авторы использовали сравнение. | Р – определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. К – учатся высказывать свое предположение на основе работы с загадкой и работы с слайдами. Л – оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Р – формулировать и удерживать учебную задачу; эмоционально «проживать текст»; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П – осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Л – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р – формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П – осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Л – проявляют этические чувства. | Устные ответы, наблюдения учителя |
IV. Физкультминутка. | Скрип снега (аудиозапись) | - Послушайте звуки снега. Попробуем потанцевать. | Выполняют физкультминутку | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. Л – имеют установку на здоровый образ жизни. | |
V. Закрепление изучаемого материала. | а) Знакомство с авторами. Слайды 6,7. б) Выполнение упражнения 3. в) Определение темы и главной мысли произведения (работа в группах). | - Познакомит нас с авторами Сундуй Айыраа. - Спасибо, Айыраа. Назовите настоящее имя Ильина. - Прочитайте предложения. Скажите, как об этом же самом говорится в рассказе? Найдите и прочитайте. Какие предложения вам нравятся? Какой художественный прием использовали авторы? - Разделимся на 2 группы. Выполнить задание вам помогут упражнения 5 и 6. (Приложение 1). Тема: _________ Главная мысль: _______ | Илья Яковлевич Маршак и Елена Александровна Сегал - советские писатели, авторы детских познавательных книг об окружающем мире. Илья Яковлевич брат Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому он работал под псевдонимом М.Ильин. Они написали «Рассказ о снежинках» в 1945 году. Вот некоторые из произведений Ильи Яковлевича и Елены Александровны: «Рассказы о том, что тебя окружает», «Сказка-загадка», «Дом из стекла», «Бородин», «Сумка школьника», «Как человек стал великаном», «В нашем городе». - - Олицетворение. Разделившись на две группы, учащиеся заполняют карточку, где записывают тему и главную мысль рассказа (Снежинки) (Люди по-разному воспринимают снег: одни видят в нем всего лишь только снег, который хрустит под ногами, а для других – это сказка, чудо природы, ее подарок людям.) | П – владеют базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы ее осуществления. К – используют речевые средства для выполнения заданий; проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог; излагают и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Л – имеют развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Знание художественного приема Определение темы и главной мысли текста |
VI. Итог урока. | Проверка по ключу (по эталону) | Проверим наши предположения по ключу. - О чем учит нас это произведение? | - Понимать, что «дыхание жизни» присуще не только людям и животным, но и природе. Любить природу, восхищаться красотой природы. | П – ориентируются в своей системе знаний. Л – Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Устные ответы |
VIII. Рефлексия. | - А теперь вас ждет сюрприз. У каждого на партах есть свернутая разрезанная бумага. Разверните ее. Что получилось? - С помощью снежинок оценим свою работу на уроке. Кто считает, что хорошо работал на уроке, тот прикрепляет свою снежинку возле веселого снеговика, а кто думает, что недостаточно работал, то прикрепляет возле грустного снеговика. - Выставляю отметки в журнал по вашим самооценкам. - Спасибо за урок. | - Снежинки. Учащиеся прикрепляют свои снежинки возле веселого или грустного снеговика. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету. | Устные ответы | |
VII.Домашнее задание: | Пересказ текста «Рассказ о снежинках», нарисуйте на листочках снежинки, опираясь на содержание рассказа. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиска средств ее выполнения. |
Приложение 1.
1 группа Тема: __________________________________________ Главная мысль: ____________________________________________ __________________________________________________________ Опирайтесь на упражнения 5, 6 | 2 группа Тема: __________________________________________ Главная мысль: __________________________________ ____________________________________________________ Опирайтесь на упражнения 5, 6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Белая, узорная Звёздочка-малютка, Ты слети мне на руку, Посиди минутку. Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.
Снежинка – это ледяной кристалл, который образуется из водяного пара.
Разнообразие снежинок Снежинки все разные, и ни одна не повторяется.
Снежинки и снег Учись понимать, что «дыхание жизни присуще не только человеку и животным», но и …
Илья Яковлевич Маршак и Елена Александровна Сегал - советские писатели, авторы детских познавательных книг об окружающем мире . Илья Яковлевич брат Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому он работал под псевдонимом М.Ильин. Супруги с 1926 года. Они написали «Рассказ о снежинках» в 1945 году.
Работа над произношением
Словарная работа Лепесток – чечек б\р\з\ Сменить – солуур Обламываются – сыйлып турар Достичь земли – долететь до земли Драгоценный – \ нелиг Смешивались – холужуп турган Скребли лопатами – х\\рек-биле с\в\руп турган Асфальт – специальное покрытие дороги Полозья – харда шанак изи
Ключ «Рассказ о снежинках» - это рассказ о красоте, которую дарит людям природа, и о том, как эта красота гибнет. Автор с болью говорит об этом: «Снежные цветы и звёзды таяли под ногами, под колёсами, смешивались с навозом, с сеном, с грязью». Это рассказ о людях, для которых снег - это в сего лишь снег, который скрипит под ногами. Это рассказ о людях, для которых снег - э то сказка, чудо природы, её подарок людям. Все дети радуются первому снегу как подарку, который падает с нёба. Чудесную сказку о снежинках рассказывают авторы: «Жили-были сн ежинки. Родились они в снежном облаке над землёй...». С помощью олицетворения авторы рисуют снежинки как живые существа, а сравнения помогают читателю представить необыкновенную красоту снежинок: «Одна была как звёздочка с шестью лучами. Другая была как цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек». В рождении снежинок, в их полёте на землю и даже в их гибели* авторы почувствовали «дыхание жизни»: «Людям было весело слышать, как скрипит снег под ногами, как визжат полозья по снёгу. И никто не догадывался, что это с хрустом обламываются лепестки, лучи, веточки снежных цветов и звёзд».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Урок литературного чтения 4 класс Снежинка. К.Д. Бальмонт
Урок литературного чтения 4 класс «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Тема: «Изучения лирического произведения. Снежинка. К.Д. Бал...
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...
Урок литературного чтения, 1 класс. Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».
Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.На всех этапах занятия созданы условия д...