Урок литературного чтения в 4 классе. М.Ильин, Е.Сегал "Рассказ о снежинках"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Доктугу Эллада Дармажаповна

Тема: Снежинки и снег.

М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»

4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».

Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Чаа-Хольского района Республики Тыва.

Цель деятельности учителя

Вырабатывать навыки осознанного, беглого и выразительного чтения; учить строить свои ответы правильно, логически их осмысливать; познакомить учащихся с произведениями русских писателей о зиме, первом снеге, о снежинках; развивать память, внимание; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и восхищаться ею, понимая, что дыхание жизни присуще не только человеку и животным, но  и природе в целом.

Тип урока

Освоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомятся с рассказом «Рассказ о снежинках»; научатся прогнозировать содержание раздела, определять их содержание по названию; читать текст осознанно, рисовать словесную картину к рассказу.

Метапредметные:

 Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:   проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Методы и формы обучения

Формы: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный.

Технология продуктивного чтения.

Образовательные ресурсы

Учебник Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова «Литературное чтение 4 класс» (с. 14-16),

 

Оборудование

Предметные картинки, карточки, компьютер, проектор, экран, доска, аудиозапись.

Основные понятия и термины

Художественные приемы: сравнение, олицетворение,  эпитет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Снежинки и снег.

М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»

4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».

Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Чаа-Хольского района Республики Тыва.

Цель деятельности учителя

Вырабатывать навыки осознанного, беглого и выразительного чтения; учить строить свои ответы правильно, логически их осмысливать; познакомить учащихся с произведениями русских писателей о зиме, первом снеге, о снежинках; развивать память, внимание; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и восхищаться ею, понимая, что дыхание жизни присуще не только человеку и животным, но  и природе в целом.

Тип урока

Освоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомятся с рассказом «Рассказ о снежинках»; научатся прогнозировать содержание раздела, определять их содержание по названию; читать текст осознанно, рисовать словесную картину к рассказу.

Метапредметные:

 Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:   проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Методы и формы обучения

Формы: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный.

Технология продуктивного чтения.

Образовательные ресурсы

Учебник Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова «Литературное чтение 4 класс» (с. 14-16),

Оборудование

Предметные картинки, карточки, компьютер, проектор, экран, доска, аудиозапись.

Основные понятия и термины

Художественные приемы: сравнение, олицетворение,  эпитет

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

6

7

I. Моти-вация к учебной деятельности.

Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуа-лизация знаний.  

1. Дыхатель-ная гимнасти-ка. Слайд 1.

- Сначала поработаем над дыханием.  

Учащиеся выполняют дыхательные упражнения  

П – проявляют готовность к чтению.

К – строят речевые высказывания  в устной форме.

Выполнение упражнений согласно ин-струкции

III. Освоение новых знаний.

1. Работа перед чтением.

3.  Работа с текстом во время чтения.

4. Работа с текстом после чтения.

А) Отгадывание загадки.

Б) Показ слайдов о снежинках. Слайд  3,4.

Слайд 5.

В) Формулирование темы урока, постановка целей и задач.

Г) Работа над произношением. Слайд 8.

Б) Словарная работа (групповая работа) 

а) Образцовое чтение рассказа учителем.

б) Жужжащее чтение. Проверка техники чтения в 1 минуту.

в) Чтение цепочкой.

1) Работа (по вопросам) над содержанием рассказа. Парная работа.

2) Выборочное чтение «Голова-хвост»

- Давайте узнаем, о чем мы будем  сегодня читать.

Слайд 2.

- Отгадайте загадку.

- Прочитайте выразительно.

Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла 
На моей ладошке.

- Что такое снежинка?

- Давайте посмотрим на фотографии снежинок.

- Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Красивые, будто кружевные, с тонкими лучами и лепестками, как у цветов, они все разные, и ни одна не повторяется.

- На что похожи снежинки на картинках?

- Молодцы. Мы узнали немного о снежинках.

- И так, какова тема нашего урока? О чем мы читаем?

- Чему мы должны сегодня научиться? Прочитайте задачу. Вспомните, откуда эти слова, и продолжите. (Учебник, ч. 1, с. 101.)

- Мы узнаем об этом после прочтения произведения «Рассказ о снежинках» авторов М.Ильина и Е. Сегал.

- Читаем «буксиром» (хором и индивидуально).

- Назовите слова с орфограммой на право-писание разделительного мягкого знака.

- Разделимся на мальчиков и девочек. Мальчики находят карточки со словарными словами и читают, а девочки ищут лексическое значение этих слов на родном и русском языках в виде картинок и карточек.

- Проверим, правильно ли мы выполнили работу. Слайд 9.

Читает текст выразительно, эмоционально.

- Теперь читаем все.

- Проверим технику чтения текста в 1 минуту. Для этого возьмите в руки карандаши, после команды «стоп» отмечаете то место, где вы остановились читать.

- Итак, начали!

- Стоп!

- Отметьте. Читаем текст дальше.

- Кто прочитал весь текст, считает прочитанные слова за 1 минуту и записывает их количество  в дневниках.

Чтение вслух по небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.

1. О каких снежинках ты прочитал? 2. На что похожи снежинки? 3. Как падали снежинки на землю? 4. Почему решили убрать снег с дороги? Как вы думаете, как эти люди относятся к снегу? (вопрос всем) 5. Кто радовались снегу? А как они относятся к снегу? (вопрос всем) 6. О чем не догадывались люди?

- Один в паре выбирает того, кто отвечает на его вопрос.

- Читаю начало предложения. Вы находите из текста это предложение и читаете.

Одна была …

Другая был …

А третья была …

-Какой художественный прием использовали авторы при описании снежинок.

Отгадывают загадку

- Это снежинки.

- Снежинка – это ледяной кристалл, который образуется из водяного пара.

- На цветок, на звезду, на драгоценный камень.

- О снежинках и снеге.

- «Дыхание жизни» присуще не только человеку и животным, но и растениям, и природе в целом.

Звёздочка, с шестью лучами, драгоценный камешек, троллейбус, помощь, визжат, полозья, обламываются.

Лепесток – чечек бурузу;

Сменить – солуур;

Обламываются – сыйлып турар;

Достичь земли – долететь до земли;

Драгоценный – унелиг (даш);

Смешивались – холужуп турган;

Скребли лопатами – хуурек-биле сувуруп турган;

Асфальт – специальное покрытие дороги;

Полозья – харда шанак изи.

Слушают учителя или следят за чтением.

Выполняют задание по данному инструктажу.

Записывает данные в дневник

- Я прочитал о красивых, неж-ных снежинках.

- Они похожи на цветок, звезду и драгоценный камень.

- Снег мешал машинам.

- Эти люди относятся к снегу как к обыкновенному снегу.

- Снегу радовались дети.

- Дети относятся к снегу, как к красоте, к чуде природы.

Учащиеся задают вопросы товарищу по классу, обращаясь к нему по имени (с. 15).

Учащиеся находят предложения из текста и читают.

- Авторы использовали сравнение.

Р – определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К – учатся высказывать свое предположение на основе работы с загадкой и работы с слайдами.

Л – оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

Р – формулировать и удерживать учебную задачу; эмоционально «проживать текст»; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П – осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Л – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

   

Р – формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П – осуществлять поиск и выделение информации; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Л – проявляют этические чувства.

Устные ответы, наблюдения учителя

IV. Физкультминутка.

Скрип снега (аудиозапись)

- Послушайте звуки снега. Попробуем потанцевать.

Выполняют физкультминутку

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни.

V. Закрепление изучаемого материала.

а) Знакомство с авторами. Слайды 6,7.

б) Выполнение упражнения 3.

в) Определение темы и главной мысли произведения (работа в группах).

- Познакомит нас с авторами Сундуй Айыраа.

- Спасибо, Айыраа. Назовите настоящее имя Ильина.

- Прочитайте предложения. Скажите, как об этом же самом говорится в рассказе? Найдите и прочитайте. Какие предложения вам нравятся? Какой художественный прием использовали авторы?

- Разделимся на 2 группы. Выполнить задание вам помогут упражнения 5 и 6. (Приложение 1).

Тема: _________

Главная мысль: _______

Илья Яковлевич Маршак и Елена Александровна Сегал - советские писатели, авторы детских познавательных книг об окружающем мире. Илья Яковлевич брат Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому он работал под псевдонимом М.Ильин. Они написали «Рассказ о снежинках» в 1945 году.

Вот некоторые из произведений Ильи Яковлевича и Елены Александровны: «Рассказы о том, что тебя окружает», «Сказка-загадка», «Дом из стекла», «Бородин», «Сумка школьника», «Как человек стал великаном», «В нашем городе».

-

- Олицетворение.

Разделившись на две группы, учащиеся заполняют карточку, где записывают тему и главную мысль рассказа

(Снежинки) (Люди по-разному воспринимают снег: одни видят в нем всего лишь только снег, который хрустит под ногами, а для других – это сказка, чудо природы, ее подарок людям.)

П – владеют базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы ее осуществления.

К – используют речевые средства для выполнения заданий; проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог; излагают и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.

Л – имеют развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Знание художественного приема

Определение темы и главной мысли текста 

VI. Итог урока.

Проверка по ключу (по эталону)

Проверим наши предположения по ключу.

- О чем учит нас это произведение?

- Понимать, что «дыхание жизни» присуще не только людям и животным, но и природе. Любить природу, восхищаться красотой природы.

П – ориентируются в своей системе знаний.

Л – Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Устные ответы

VIII. Рефлексия.

- А теперь вас ждет сюрприз. У каждого на партах есть свернутая разрезанная бумага. Разверните ее. Что получилось?

- С помощью снежинок оценим свою работу на уроке. Кто считает, что хорошо работал на уроке, тот прикрепляет свою снежинку возле веселого снеговика, а кто думает, что недостаточно работал, то прикрепляет возле грустного снеговика.

- Выставляю отметки в журнал по вашим самооценкам.

- Спасибо за урок.

- Снежинки.

Учащиеся прикрепляют свои снежинки возле веселого или грустного снеговика.

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.

Устные ответы

VII.Домашнее задание:

Пересказ текста «Рассказ о снежинках», нарисуйте на листочках снежинки, опираясь на содержание

рассказа.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиска средств ее выполнения.

Приложение 1.

1 группа

Тема: __________________________________________

Главная мысль: ____________________________________________

__________________________________________________________

Опирайтесь на упражнения 5, 6

2 группа

Тема: __________________________________________

Главная мысль: __________________________________

____________________________________________________

Опирайтесь на упражнения 5, 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся управлять дыханием. Гасим свечи на торте Тушим каждую свечу Жужжим длинно Жужжим коротко

Слайд 2

Загадка Белая, узорная Звёздочка-малютка, Ты слети мне на руку, Посиди минутку. Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.

Слайд 3

Снежинка – это ледяной кристалл, который образуется из водяного пара.

Слайд 4

Разнообразие снежинок Снежинки все разные, и ни одна не повторяется.

Слайд 5

Снежинки и снег Учись понимать, что «дыхание жизни присуще не только человеку и животным», но и …

Слайд 6

Илья Яковлевич Маршак и Елена Александровна Сегал - советские писатели, авторы детских познавательных книг об окружающем мире . Илья Яковлевич брат Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому он работал под псевдонимом М.Ильин. Супруги с 1926 года. Они написали «Рассказ о снежинках» в 1945 году.

Слайд 8

Работа над произношением

Слайд 9

Словарная работа Лепесток – чечек б\р\з\ Сменить – солуур Обламываются – сыйлып турар Достичь земли – долететь до земли Драгоценный – \ нелиг Смешивались – холужуп турган Скребли лопатами – х\\рек-биле с\в\руп турган Асфальт – специальное покрытие дороги Полозья – харда шанак изи

Слайд 10

Ключ «Рассказ о снежинках» - это рассказ о красоте, которую дарит людям природа, и о том, как эта красота гибнет. Автор с болью говорит об этом: «Снежные цветы и звёзды таяли под ногами, под колёсами, смешивались с навозом, с сеном, с грязью». Это рассказ о людях, для которых снег - это в сего лишь снег, который скрипит под ногами. Это рассказ о людях, для которых снег - э то сказка, чудо природы, её подарок людям. Все дети радуются первому снегу как подарку, который падает с нёба. Чудесную сказку о снежинках рассказывают авторы: «Жили-были сн ежинки. Родились они в снежном облаке над землёй...». С помощью олицетворения авторы рисуют снежинки как живые существа, а сравнения помогают читателю представить не­обыкновенную красоту снежинок: «Одна была как звёздочка с шестью лучами. Другая была как цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек». В рождении снежинок, в их полёте на землю и даже в их гибели* авторы почувствовали «дыхание жизни»: «Людям было весело слышать, как скрипит снег под ногами, как визжат полозья по снёгу. И никто не догадывался, что это с хрустом обламываются лепестки, лучи, веточки снежных цветов и звёзд».

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения 4 класс Снежинка. К.Д. Бальмонт

Урок литературного чтения   4 класс  «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Тема: «Изучения лирического произведения. Снежинка.  К.Д.  Бал...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...

Урок литературного чтения, 1 класс. Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.На всех этапах занятия созданы условия д...