Урок литературного чтения 4 класс Снежинка. К.Д. Бальмонт
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чеченева Наталья Григорьевна

Урок литературного чтения   4 класс  «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Тема: «Изучения лирического произведения. Снежинка.  К.Д.  Бальмонт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_urok_chteniya.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

  4 класс

 «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Тема: «Изучения лирического произведения. Снежинка.  К.Д.  Бальмонт»

Цели

Обучить анализу лирического произведения, уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, необходимых при анализе стихотворного текста. Развить устную речь, воображение учащихся. Развивать навыки сопоставительного анализа. Развивать навыки исследовательской работы. Совершенствование навыка чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог. Воспитывать внимательного читателя .

Проверка ДЗ.

Целеполагание

Откройте учебник на с.34.

какое произведение мы будем читать?  Какое это произведение по жанру?

Кто автор?

Как вы думаете, о ком это стихотворение?  Сформулируйте цель урока, используя глаголы:

Учиться   (правильно и выразительно читать и анализировать)

Воспитывать   (интерес к литературному чтению)

 Первичное восприятие

О чем говориться в стихотворении.

описание  пути  снежинки  с  неба  на  землю.  

Аудио файл

Послушайте это стихотворение.

Повторное чтение-

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами.

Работа со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»

Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту.

1.Прочитайте  первую  строфу.

1. Светло-пушистая,

Найдите  прилагательные,  с  помощью  которых  описывается  снежинка. (белая, чистая, смелая)

 Это эпитеты

Светло-пушистая    это какая? (мягкая,  воздушная, легкая)

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Прочитайте  вторую  строфу.

2. Дорогой бурною

Значение  слов  «бурная»? (трудная, опасная)

 «проносится»  кто  сможет  объяснить? (двигается очень быстро – стремительно)

Какие слова одушевляют снежинку? Просится, проносится ( олицетворения)

-что  такое  «лазурная  высь»?

 Куда  стремится  снежинка?

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

 

Чтение  3-й  и  4-й  строфы.

3. Под ветром веющим

Почему  мы  прочитали  сразу  две  строфы?  

Найдите  слова,  которые  относятся  к  ветру.    (веющим, лелеющим)          

 Как  он  ведет  себя  по  отношению  к  снежинке?  (он ее качает, лелеет, утешает)    

 Что  означает  слово  лелеять?

Каким  может  быть  ветер?

Какие  слова  указывают  на  слабый,  мягкий  ветерок,  а  какие – на  сильный,  порывистый?  

 Найдите  слова,  с  помощью  которых  описывается  движение  снежинки  на  ветру?  (дрожит, взметается.

 -Почему  она  дрожит,  взметается? (боится упасть на землю) Почему?

-Какие слова  показывают,  что  снежинке  нравится  качаться  на  ветру? (Она утешена,)

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

4. Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

 

5. Лазурь чудесную

Прочитайте  5  строфу.  

Найдите  словосочетания,  которые  описывают  землю  и  небо.

 Почему  они  так  обозначены?  

Что  значат  для  снежинки  земля  и  небо?  

Как  вы  понимаете  значение  слова  низринула?  Как можно сказать по другому (бросила)

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

Прочитайте     6-ю  строфу.

6. В лучах блистающих

Найдите  слово,  с  помощью  которого  описывается  движение  снежинки?    Скользит.  

 Объясните  его  значение.   Плавно  двигаться,  не  задерживаться

Почему  автор  называет  снежинку  умелой? (Умеет  себя  сохранить  в  лучах  блистающих, остается  белой.)

 В  чем  заключается  ее  умение?        ( остается  белой.)    

 Что  происходит  с  другими  снежинками  «в  лучах  блистающих»?  

Найдите  прилагательное,  которое  уже  употреблялось  при  описании  снежинки  в  начале  стихотворения (белая)  

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

7. Но вот кончается

Прочитайте  7-ю  строфу.

-Чем  отличается  содержание  этой  строфы  от  предыдущих?

-Какое  слово  использует  автор  вместо  слова  снежинка?

-Что  такое  кристальная?  

 От  какого  существительного  образовалось  это  слово?

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

 

8. Лежит пушистая,

Прочитайте     8-ю  строфу  и  сравните  ее  с    1-й.

Найдите  отличия.

С чем  связаны  эти  отличия?  

Какие  слова  повторяются  в  стихотворении  и  почему?

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ.

Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром.

Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:

Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ. 

Зачем поэт вернулся к описанию снежинки?

 (для Бальмонта важно, чтобы читатель восхитился красотой)

Только ли чувство восхищения испытывает автор? (удивление, умиление, любование, изумление, трепет)

Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.

Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:

Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий. 
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).

  Снежинка.  К.Д.  Бальмонт

 Светло – пушистая                       - Умеренно  обычным  голосом.

 Снежинка  белая,                  

 Какая  чистая,                        

 Какая  смелая!                                

 Дорогой  бурною                         - Повышение  голоса.

 Легко  проносится.              

 Не  в  высь  лазурную –                

 На  землю  просится.                    

                                                 

 Лазурь  чудесную                       - Голосом  повествователя – рассказчика.

 Она  покинула,  

 Себя  в  безвестную

 Страну  низринула.

 В  лучах  блистающих                - Торжественно;  громче,  чем  обычно.

 Скользит,  умелая,

 Средь  хлопьев  тающих

 Сохранно – белая.

  Под  ветром  веющим                - Повышение  голоса,  с  ускорением.

  Дрожит,  взметается,

На  нем,  лелеющем,

Светло  качается.

  Его  качелями                            - Строгим  голосом.

  Она  утешена,

С  его  метелями

Крутится  бешено.

Но  вот  кончается                   - Голосом  повествователя – рассказчика.

Дорога  дальняя,                       Степенно,  размеренно.  С  чувством

Земли  касается                         радостного  облегчения.

Звезда  кристальная.

  Лежит  пушистая,                      - Торжественно,  важно,  восторженно.

  Снежинка  смелая.

  Какая  чистая,

  Какая  белая!

Рефлексия

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...