А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Поступок как характеристика героя произведения
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Николаева Алла Геннадьевна

Урок по литературному чтению в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._i._krylov_4_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе: А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Поступок как характеристика героя произведения

Презентация к уроку "А.И. Куприн. Страницы жизни и творчества"

Цели урока:

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах;
  • расширение знаний учащихся о творчестве А.И. Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И. Куприна;
  • ознакомление с новыми литературными жанрами;
  • раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
  • обучение анализировать поступки героев;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

2. Развивающие:

  • создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • развитие навыка выразительного чтения;
  • создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умения выделять из потока информации главное;
  • создание условий для формирования адекватной самооценки.

3. Воспитывающие:

  • воспитание любви к России, интереса к прошлому страны;
  • привитие интереса к культуре;
  • воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.




Предмет: Литературное чтение         Урок № 88-89

Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • учить рассказывать о герое и о событие на основы выборочного чтения;
  • учить составлять план подробного пересказа на основе иллюстраций, событий, деформированного плана

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о герое произведения и особытии;
  • объяснять лексическое значение непонятных слов с помощью толкового словаря;
  • составлять план рассказа о герое и о событии

Метапредметные:

  • анализировать художественный текст на основе опорных слов;
  • делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему

Личностные:

  • осознавать, что побеждают не силой, а духом;
  • ценить верность, взаимопонимание, любовь

Межпредметные связи: Окружающий мир, темы «Этажи леса», «Животные и растения»

Ресурсы урока: учебник, ч. II,с. 85-91, рабочая тетрадь с. 77, аудиоприложение к учебнику

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержании деятельности ученика

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает рассказать о Тарасе – главном герое книги Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Рассказывают о Тарасе, подчеркивают его беззаветную преданность природе, заботу о ней

Мотивация познавательной деятельности

Учитель предлагает рассмотреть выставку книг А. И. Куприна: «Слон», «Белый пудель», «Рассказы», «Чудесный доктор»

Рассматривают выставку книг, дают ей название. Например, «А. И. Куприн рассказывает о животных»

Предлагает одну из книг представить по плану: автор, название, основные события на основе иллюстраций (метод рассматривания), может ли эта книга вызвать интерес.

Рассказывают о книге

Предлагает сформулировать учебную задачу урока

Формулируют учебную задачу: познакомиться с произведениями А. И. Куприна

Организация познавательной деятельности

Рассказывает о жизни и творчестве А. И. Куприна (Презентация).

В ходе просмотра презентации учащиеся на листочках записывают опорные слова на листочках

Слайд 1. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми эпизодами жизни и творчества А. И. Куприна. После просмотра презентации у вас будет задание: составить краткий рассказ об А.И. Куприне. Для этого я предлагаю в ходе просмотра презентации записывать опорные слова, по которым вы и составите краткий рассказ о А. И. Куприне.

Слайд 2. Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии. Он прожил большую, трудную, но радостную жизнь; обладал редким талантом неистощимого жизнелюбия, в самых тяжёлых обстоятельствах умел быть счастливым. Имел редкий талант различать запахи.

Предлагает поразмышлять, как этот дар мог пригодиться в литературном деле.

Слушают рассказ учителя, предполагают, что этот дар помогал писателю лучше понимать животных

Слайд 3. Отец будущего писателя, Иван Иванович Куприн, был человеком художественного склада: недурно играл на скрипке, писал масляными красками. Отца своего Куприн не помнил. Мать писателя, Любовь Алексеевна, происходила из некогда богатого рода татарских князей. Она была женщиной незаурядной, отличалась, по словам сына, редкой наблюдательностью, энергией и настойчивостью.

Слайд 4. В 1874 году мальчик переехал с матерью в Москву. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна отдала сына в сиротское училище. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во вторую московскую военную гимназию, которая позднее была преобразована в кадетский корпус. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранились его стихи, оставшиеся неопубликованными. Осенью 1888 года Куприн поступил в третье Александровское юнкерское училище в Москве. В это время Куприн впервые выступил в печати. В 1889 году увидел свет его рассказ «Первый дебют».

Слайд 5. В 1890 году, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев. Он не имел ни гражданской профессии, ни жизненного опыта. Стал работать в киевских газетах. Судебная и полицейская хроника, сочинение фельетонов были главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. За шесть лет он освоил около двадцати профессий и ремёсел, движимый не только материальной нуждой, но и любопытством, жаждой познаний, избытком жизненных сил. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов, суфлёром.

Слайд 6. В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Ещё раньше, в 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Дружба с ними способствовала становлению Куприна как писателя.

В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигла наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным.

В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. За шесть лет он освоил около двадцати профессий и ремёсел, движимый не только материальной нуждой, но и любопытством, жаждой познаний, избытком жизненных сил. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов, суфлёром.

Слайд 7. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на дно. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.

Слайд 8. В 1920 году эмигрировал во Францию. Семнадцать лет, проведённые в Париже, были малоплодотворными. Но в 1921 году в Париже вышел его сборник «Рассказы для детей». Тоска по родине заставила Куприна в 1937 году вернуться в СССР. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Он поселился в Доме творчества писателей в подмосковном Голицыне, где его навещали старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переехал в Ленинград и жил там, окруженный заботой и вниманием.

Куприн очень хотел написать о новой России, но он был болен и не успел исполнить свою мечту. В 1938 году в августе писателя не стало.

Слайд 9-10. Дом-музей А.И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения писателя. Здесь можно увидеть старинные документы, фотографии друзей и знакомых, мемориальные и бытовые вещи, семейные портреты, открытки, визитки, хранящие строки, написанные рукой писателя.

Там же был установлен первый памятник писателю.

Слайд 11. В доме Куприна всё время жили разные животные. Он очень любил животных, превосходно знал характер и повадки птиц и зверей. Куприн написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Предлагает по записанным опорным словам составить рассказ о жизни и творчестве А. И. Куприна. Предлагает работать в парах.

Обобщение. (Работа в парах)

– Самостоятельно или с помощью вопросов составьте рассказ о писателе.

– Прослушивание рассказов учащихся.

– Выбор лучшего рассказа.

Творчество Куприна дышит любовью к Родине, природе, могучему русскому языку. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.

Предлагает познакомиться с произведением, которое будем сегодня разбирать. Проводится словарно-лексическая работа

При помощи словаря, ученики объясняют незнакомы слова:
Объясняют значение слов – приземистый, подпалина, фестон, приземистый, сталактит.

Объясняют выражение - «бывал унизан колючими «репяхами» …»

Подбирают синонимы к словам – льстивый, мучение.

Подбирают антонимы к словам – сходство, взволнован.

Предлагает послушать в аудиозаписи рассказ «Барбос и Жулька» и ответить, кто из героев вызвал сочувствие, удивление, восхищение; почему именно такое событие легло в основу рассказа.

Слушают рассказ, обсуждают героев, высказывают свои мысли по описанному событию

Предлагает выполнить задание на с. 77 рабочей тетради – назвать основные элементы сюжета

Называют основные элементы сюжета:

Завязка – Однажды к нам во двор забежала бешенная собака…

Кульминация – Откуда-то из сарая выскочила маленькая Жулька…

Развязка – Она издохла…

Предлагает перечитать кульминационный момент в развитии действий и сказать, можно ли поступок назвать отражением характера

Высказывают мнения, почему Жулька так поступила, оценивают ее поступок

Предлагает в тексте найти описание Жульки, назвать главное качество, подобрать синоним

Перечитывают начало рассказа, называют главное качество Жульки - деликатность, подбирают синоним - тонкость

Предлагает поразмышлять, всегда ли внешний вид является отражением внутренней силы героя.

Размышляют, объясняют, в чем проявилась сила Жулька

Предлагает прочитать описание Барбоса и охарактеризовать его.

Называют отличительные качества Барбоса: верность, независимый характер, тонкий слух; рассказывают, в чем эти качества проявились

Предлагает выполнить задание 2 на с. 77 рабочей тетради

Проводят сравнительный анализ:

Жулька – самоотверженность – Бросилась на бешенную собаку без шансов на победу

Барбос – верность – Бросился к Жульке, с тихим визгом стал лизать

Предлагает рассказать о Жульке, о Барбосе; сравнить Жульку и Барбоса на основе проделанной работы

Выступают с рассказами.

Предлагает подготовить устный рассказ на одну из тем: Сильный всегда одержит победу?, Герои-победители – какие они?

Готовят устный рассказ в соответствии с темой

Подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы на с. 91 учебника

Отвечают, определяют трудные для себя вопросы

Предлагает сформулировать домашнее задание на основе предложенных в учебнике вопросов

Самостоятельно составляют домашнее задание

Дополнительный материал: Рассказы А. И. Куприна для детей

Диагностика достижения планируемых результатов: Сформулировать главную мысль рассказа «Барбос и Жулька»

Творческое задание: составить синквейны про Барбоса и Жульку (на основе характеристики героев)

Литература:

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению, 3 класс. – М.: «ВАКО», 2009.
  2. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации, 4 класс. – М.: Просвещение, 2014
  3. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. / М. В. Бойкина, Н. И. Рогвцева. – М.; СПб: Просвещение, 2014
  4. Куприна К.А. Куприн – мой отец / К.А. Куприна; послесл. О. Михайлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Худож. лит., 1979. – 287 с.: ил.
  5. Михайлов О.Н. Куприн / О.Н. Михайлов. – М.: Мол. Гвардия, 1981. – 270 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: вып. 14).
  6. Фонякова Н.Н. Куприн в Петербурге – Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1986. –237 с.: ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и при...

Тема: Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Предмет: Литературное чтение        Класс: 4 классТема: Характеристика  героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»...

Урок литературного чтения 2 класс программа «Школа 21 века» Тема: Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?».

Данный конспект урока разработан для открытого урока по литературному чтению по теме: "Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. И. Беляков. «О...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...