Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Характеристика героев произведения»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературное чтение
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 18.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения»
Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.
Планируемые результаты:
- Предметные: определять в тексте предложения, характеризующие героев; самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать их, выявлять их особенности, оценивать поступки; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
- Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 8 мин. | Актуализация опорных знаний: Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки. Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней. - О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить? - Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы? - Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди") - Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Строить речевые высказывания. Читать отрывки из сказки. Объяснять свою точку зрения. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; работа со схемой. Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде. | 15 мин. | - Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин к этому произведению является «Царевна Лебедь». Её вы можете увидеть на слайде. - Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. - Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный. Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро) - Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро. - А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун) - Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло. - Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) - Найдите в сказке строчки, которые это доказывают. - Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица - мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха) - А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют. - Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество. - Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека) | Слушать учителя. Рассматривать иллюстрацию на слайде. Воспринимать речь учителя. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Искать ответы в учебнике. Строить речевое высказывание. Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу-жу-жу Я с ромашками дружу Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | - Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный) - Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так? - А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый) - Докажите, приведя факты из сказки. - Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь) - А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич - осторожный) - Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? - А автору? - В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения) - Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. - Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. - Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки. - Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое. - А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко. Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал - без перевода. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Доказывать свою точку зрения. Приводить факты из сказки. Находить отличительные черты героев сказки. Слушать учителя. Строить речевые высказывания. Участвовать в беседе. Перечитывать отрывки сказки. Слушать учителя. Слушать стихотворение. Воспринимать речь учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 3 мин. | - И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - Чему нас учит сказка А.С.Пушкина? - Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин? - Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни - семья, любовь? - Давайте вспомним цели урока. - Можно ли сказать, что мы добились целей? - Что вы узнали нового? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Продолжить чтение сказки. | Записывать Д/З | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
......
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...