2 этап - метод «Ладошка желаний» Количество участников - весь класс Цели задачи использования метода: - помочь четвероклассникам сформулировать учебную задачу урока - выяснить ожидания участников урока Продолжительность проведения – 3-4 мин Необходимые материалы – лист бумаги, маркеры, ручки Предварительная подготовка – не требуется Подробная технология проведения: Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос: «Чего я ожидаю от урока?». Ответы зачитываются вслух. | Учитель: Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «лебедь» и «собака»? Какого героя не хватает? - Правильно, все они являются героями рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш», с которым мы познакомились на прошлом уроке. - Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (дать характеристику героям рассказа) - А какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? Прошу написать на каждом пальчике вашей ладошки. (Предположения и ответы обучающихся по методу «Ладошка желаний») - Какие ваши ожидания?
| Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Познавательное УУД: подведение под понятие . Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования. Коммуникативное УУД: учет разных мнений |
Метод проработки учебного материала 2 этап - метод «Мозаика» Количество участников - весь класс, разделенный на три группы Цели задачи использования метода: -восстановить хронологию событий - дать характеристику героям рассказа Продолжительность проведения – 10 мин Необходимые материалы – иллюстрации по рассказу, деформированный текст, ватман, маркеры Предварительная подготовка –знание текста Подробная технология проведения: Кейс № 1 Ваша задача собрать и вслух прочитать текст, дать характеристику герою рассказа Раздаётся записанный на цветных листочках текст. В группе составить каждому свою часть и соединить потом в логической последовательности. Суть технологии «Мозаика»: -Материал делится на части и распределяется между группами. -В группах выделяются операционные действия для каждого участника. -Из мини-исследований складывается целостная картина. Схема технологии: Деталь – фрагмент – картина - мозаика
Оценка в оценочный лист | - Переходим к анализу героев рассказа. Работаем в трех группах. Вспомним правила работы в группах.
- Кейс №1. Задания читаем внимательно. Выполняем несколько заданий по кейсу и составляем защиту своей работы. Определите героя произведения, характеристику которого будете составлять. По опорным словам составить краткую характеристику героя произведения. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. Пользуйтесь дополнительным материалом. Защита должна быть по плану (на доске) - Работа с заданиями по кейсу №1
группа – Тарас 1.Внешность героя (вид, манера поведения) - Прочитайте описание Тараса. Выделите опорные слова. Старик Тарас был высокого роста, с окладистой бородой и строгими большими серыми глазами. Он всё лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изброждено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста. - Прочитайте, что говорится о прежней жизни Тараса. Стр 79 - Прочитайте, как менялось настроение у Тараса. - Прочитайте о том, почему Тарас беспокоился за судьбу лебедя. Стр 82 2. Характеристика черт характера. - Найти отрывок, в котором рассказывается о том, как лебедь оказался у Тараса. Как это характеризует его? Стр 77 Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста. умный | жестокий | добрый | завистливый | чуткий | вольный | понимающий | особенный | бескорыстный | ласковый | весёлый | преданный | злой | благодарный | глупый |
|
3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц. Прочитайте абзац и впишите слова-действия (глаголы). Действительно, стоило полюбоваться этой картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок. Как относится Тарас к своим питомцам? Подберите глаголы. Докажите, опираясь на текст. любит | переживает | грустит | скучает | сердится | тоскует | злится | печалится | благодарит | дружит |
Как автор относится к Тарасу? Найдите ответ и подчеркните. Я очень любил старика. Рассказывал он уж очень хорошо и знал много. Бывают такие хорошие, умные старики.
группа – Соболько 1.Внешность героя (вид, манера поведения) - Прочитайте описание Соболько. Выделите опорные слова. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутыми вверх хвостом, он, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу с той разницей, что дворняга не нашла бы в лесу белки, не сумела бы «облаять» глухаря, выследить оленя, - одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека. - Найдите отрывок в тексте о том, как Соболько встретил барина. Стр 76 - Найдите ошибку. Старая (Умная) собака только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала. 2. Характеристика черт характера. Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста. умный | жестокий | весёлый | добрый | завистливый | злой | чуткий | вольный | глупый | понимающий | особенный | преданный | бескорыстный | ласковый | благодарный |
3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц. Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько. ...Сперва боялся (лебедь), а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его — крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько — по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет... Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный. Так вот и живём втроём... Как относится Соболько к Тарасу и Приемышу? Подберите глаголы. Докажите, опираясь на текст. любит | переживает | грустит | скучает | сердится | тоскует | злится | печалится | благодарит | дружит |
Как автор относится к Соболько? Найдите ответ и подчеркните Мое появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, — на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: «Кто идет?» Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу…
группа – Приемыш Внешность героя (вид, манера поведения) Прочитайте описание лебедя. Выделите опорные слова. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды. Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? Приведите примеры из текста. - Стр 78. Умная птица
- Стр 80 гордая, настоящая царская птица…
- Стр 80 свой характер тоже имеет
- Стрт81 хороша птиц
- Стр 83 особенная
Сравните поведение лебедя летом и осенью. Приведите примеры из текста. Стр 77, стр 82 Прочитайте о том, как лебеди учат своих детёнышей? Стр 82 2. Характеристика черт характера. - Найти отрывок, в котором рассказывается о последней встрече Тараса и Приемыша. Как это характеризует его? Стр 83 Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему? Выберите из предложенных прилагательных качества характера вашего героя, доказывая словами из текста. умный | жестокий | добрый | завистливый | чуткий | вольный | понимающий | особенный | бескорыстный | ласковый | весёлый | преданный | злой | благодарный | глупый |
|
3.Отношение героя к окружающим, отношение к герою других действующих лиц. Прочитайте абзац и впишите слова-действия (глаголы) Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ними один день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело с своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин… Как относился Приемыш к Тарасу и Соболько? Докажите строчками из текста. любит | переживает | грустит | скучает | сердится | тоскует | злится | печалится | благодарит | дружит |
Как вы думаете, автор осуждает Приемыша
Защита работы (составление рассказа о герое) - Чем отличаются эти герои? - Что общего в характере этих героев? В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.
| Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Познавательное УУД: подведение под понятие . Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования. Коммуникативное УУД: учет разных мнений |
3 этап – метод «Карта группового сознания» Количество участников - весь класс, разделенный на три группы Цели задачи использования метода: анализ существующей проблемы. Поиск решений. Продолжительность проведения – 10 мин Необходимые материалы –большие листы блокнота, фломастеры Предварительная подготовка –знание текста Подробная технология проведения: Кейс № 2 Проведение: Ведущий разделяет участников на небольшие группы по 5 – 6 человек. Каждая группа берет по листу блокнота и фломастеры. Ведущий формирует проблему. Каждая группа записывает ее в центре листа в круге. Далее участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся вокруг круга с проблемой. Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают косвенные идеи, относящиеся не напрямую к проблеме, а к одному из аспектов, то они пишутся в стороне от основного положения и соединяются лучами с ним. По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты группового сознания» на стену и представляет ее.
Оценка в оценочный лист | Учитель: Работая над рассказом мы увидели, что Мамин-Сибиряк затрагивает много проблем. Поработаем над одной из них и попробуем найти пути решения. Работа с кейсом № 2. 1 группа. Согласны ли вы с утверждением, что добрый человек - это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь? Приведите аргументы. | Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения. Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
|