Урок литературного чтения Борис Заходер "На горизонтских островах"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
Урок литературного чтения в 1 классе ( УМК « Планета Знаний»)
на тему Б. Заходер «На горизонтских островах»
Подготовила учитель начальных классов
Силякова Светлана Николаевна
Г. о. Саранск
2011
Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогащать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.
Развивать речь, фантазию, воображение.
Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера.
Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, компьютер.
Ход урока
Отрывок из мультфильма «Песенка Винни -Пуха» (слайд2)
- Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели?
- А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки?
- Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.
Орг. момент
- Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3)
- Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя?
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.
- А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия. (слайд 4)
- Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».
Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»
Моя Вообразилия
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
- Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).
«Папа» этой чудесной Вообразилии детский писатель, поэт Борис Владимирович Заходер. В Вообразилии живут, стихи, сказки, которые он придумал для детей. Вот такая Вообразилия Бориса Заходера.
Речевая разминка
- Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
Слайд 5 – 6
- Б.В. Заходер родился 9 сентября. В детстве Борис Владимирович любил читать книги о животных. Мог и подраться, если видел. Что обижают слабого. Однажды мальчишка по прозвищу Казарма, гроза переулка, стал мучить кошку .Не выдержав Заходер набросился на него и грозный противник с плачем побежал. Знал Заходер много интересных историй и сказок, которые сочинили иностранные писатели. Но вот беда! Не умели их герои говорить на русском языке. Вот и помог Борис Владимирович этим героям объясниться с ребятами. Впервые научил говорить по русски знаменитого плюшевого медвежонка Винни- Пуха и его друзей: маленькую девочку Алису, побывавшую в стране чудес, Пана Трулялинского с которым была
И тетка - Трулялятка,
И Дочурка - Трулялюрка
И сынишка – Трулялишка
И собачка – Трулялячка
Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает литературный институт и становится настоящим писателем.
- Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного возраста.
-Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения Б. Заходера «Два и три»
Сценка «Два и три» (слайд 7)
Автор
Пошел Сережа в 1 класс
С Сережей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос:
Вот так-то за столом отцу
Он задает вопрос…
Сережа
Два пирожка тут, папа ,да?
А хочешь на пари,
Я доказать смогу всегда
Что их не два ,а три!
Автор
Считают вместе
Сережа
Вот один, а вот и два .Смотри!
Один да два…
Автор
Закончил сын
Сережа
Как раз и будет три!
Отец
Вот молодец!
Автор
Сказал отец
Отец
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
_ Как удалось папе подшутить над «мудрецом» Сережей?
- Б. Заходер – замечательный переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски знаменитого плюшевого медвежонка Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.
- Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха?
- Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.
Выставка книг Заходера (слайд 8)
- В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.
В моей Вообразилии,
Моей Вообразилии–
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.
- Отправимся туда? На чём бы вы думали?
Нам не нужен вездеход,
Не годится самолёт –
На летающей корове
Мы отправимся в полёт!
- Полетели!
Мы мечтаем приземлиться
На одном из островов,
Во владенья Трулялинского,
Пана песен и стихов.
Познакомимся? (слайд 9) – физминутка под песню
Про пана Трулялинского
(Из Ю. Тувима)
Работа над новым материалом
Работа с учебником
- Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова. (чтение слов в учебнике с. 40)
Словарная разминка
- Самостоятельное чтение.
- Коллективное чтение.
- Что такое «горизонт»? (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.
- Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?
- Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)
- Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».
- Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)
- Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)
- Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был.
- Свидетель – человек, который присутствовал при каком-то событии.
На Горизонтских островах
(Из Яна Бжехвы)
Первичное восприятие. Читает учитель.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
Вторичное восприятие
- Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано.
- Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?
- Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу? Словесное рисование
- Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз
- Коллективное чтение с соблюдением всех пауз
- А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)
- А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)
- Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите.
- Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.
(слайд 14)
Закончи предложения
- Я узнал на уроке …
- Учился на уроке …
- Мне было интересно …
- Я считаю, что работал …
- Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)
В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".
Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Урок по теме "Моря и острова"
Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"...