Урок по теме "Моря и острова"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Моря и острова.
Цели:
– Ознакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.
– Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности морей, должны уметь находить и показывать по карте моря, острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова.
Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте. Различать и уметь находить и показывать на карте острова и полуострова.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 3 4 3 4 На слайде: (На какие группы можно разбить эти понятия?) Равнины Океаны Реки Горы Озёра (Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.) – Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.) – Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. – Лена с Мишей придумали игру: нужно назвать географические объекты одним словом, объясни, что это такое, и разбить их на группы. Предлагаю вам сыграть в эту игру. При выполнении заданий вам поможет карта. Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка. 1. Общее название: реки. 2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная. 3. Предлагаем выделить две группы: Обь, Лена текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке. Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. 1. Это океаны. 2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они омывают материки. 3. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку. Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор. Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. Группы начинают выполнять задание. 1. Мы считаем, что это моря. 2. Что такое море? Ответы могут быть самыми разными. – Ребята, почему столько много разных версий возникло? (Мы ещё не разбирали, что такое море). – Можно ли разбить моря на группы? Ответы детей. Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Камчатка. 1. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. – Объясни, что обозначает это понятие. – Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы? – Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок? Тема урока: Моря. Острова и другие части суши. | Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 3 7 3 4 3 1. Работа по учебнику и по карте. При изучении географических объектов мы должны узнать: 1. Относится к суше или воде. 2. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан 3.. Где располагаются. 4. В чем особенность данного объекта. Как вы знаете, в реках находится пресная вода. А в океанах – солёная, а какая же вода в морях? (Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная.) – К какому выводу вы пришли? (В море вода солёная.) – Можете ли объяснить свой вывод? (Нет.) – Мне кажется, что вам поможет схема (слайд) – Можно ли пить морскую воду? С какими объектами связаны моря? Сказка. - О каком свойстве морей знал мудрый лев? (Моря соединяются с морями и океанами.) - Где располагаются моря? Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном. - Это внутренние моря. (ПРИМЕРЫ) (Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например, Баренцево, Красное, Лаптевых.) - Это окраинные моря. (ПРИМЕРЫ) Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше). - Как определяли глубину? (По цвету). - А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана). - Что это значит, уровень океана? Демонстрация опыта. - Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода? Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца. Вода стремится быть на одинаковой высоте. Уровень воды во всех морях одинаковый. – А зачем нужно было людям придумывать названия морям? (чтобы лучше ориентироваться) Физ. минутка. -Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.) Учащиеся повторяют движения - Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая). - Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору). - Присели, полетели… в каком направлении? Учитель указывает по карте на север. - Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу). Дети выполняют упражнения. - Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море).. - Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные). (слайд) – Попробуйте описать эти части суши. (показать острова и полуострова) Эта неизвестная нам часть относятся к суше. Найдите определение на с. 120. (Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.) – Скажите, как взаимодействует с сушей вода? (Она размывает берега, уносит с собой камни, песок.) – А как, вы думаете, образовались полуострова? (Если посмотреть на полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.) – Вспомните, ребята, как образуются вулканы. (Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма…) – А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться? (Мы думаем, что на этом месте возникнет остров.) – Какие острова образуются из потухших подводных вулканов – Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами? Предположения детей. – Тогда откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения островов. – Где встречаются коралловые острова? Из чего они состоят? (В жарком поясе. Состоят из известковых домиков.)
– Вернёмся к нашим Сможем ли мы их теперь выполнить? Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие. __________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп. ___________ Примерные ответы 1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря. 2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши. 3. Дети предлагают свои варианты классификации. Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан. 1. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. Объясните, что обозначает это понятие. Ответы детей: – Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова. Острова – это участки суши, окружённые водой. Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой. СЛАЙДЫ и находим на карте | ΙΙ. Совместное открытие знаний. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности моря связаны с реками и океанами |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Работа в Рабочей тетради. 1 4 2 – Выполните задания в Рабочей тетради: задания 1 и 2. – Попробуем продолжить заполнять таблицу по образцу на с. 120. Поиграем в лото. Первая команда отвечает за моря, вторая – за острова, третья – за полуострова. Ведущий достаёт названия частей света. 1. Европа. 2. Африка. 3. Азия. 4. Америка. 5. Австралия. Нужная команда отзывается, рассказывает о своих объектах. Остальные команды заполняют таблицу, используя рассказ группы. | ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
| ΙV. Итог урока. |
V. Домашнее задание. | По усмотрению учителя. |
Сказка о Дракоше-Водохлёбе
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил всё, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и солёные озёра выпил. Нет нам больше жизни!»
Подумал лев и сказал: «Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, её количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлёбу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в своё удовольствие». Дракоша и пошёл к морю. Пил он пил, пил, пил, пил... а вода всё не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлёбу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
Европа
Моря: ____________________
__________________________________________________________
Острова: ____________________
__________________________________________________________
Полуострова: _______________
__________________________________________________________
Азия
Моря: ____________________
__________________________________________________________
Острова: ____________________
__________________________________________________________
Полуострова: _______________
__________________________________________________________
Африка
Моря: ____________________
__________________________________________________________
Острова: ____________________
__________________________________________________________
Полуострова: _______________
__________________________________________________________
Америка
Моря: ____________________
__________________________________________________________
Острова: ____________________
__________________________________________________________
Полуострова: _______________
__________________________________________________________
Австралия
Моря: ____________________
__________________________________________________________
Острова: ____________________
__________________________________________________________
Полуострова: _______________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)
В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...
Классный час Путешествие 3 Б: тайна острова Толерантность
Сюжетная игра-путешествие...
Итоги и уроки событий на острове Даманском
Итоги и уроки событий на острове ДаманскомЦель работы:Обозначить политические итоги событий на острове ДаманскомЗадачи:1.Определить уроки истории 1969 г.2.Проанализировать, чем закончился конфликт, ег...
"Приключения на необитаемом острове"
Когда-то очень давно герой книги Даниеля Дефо попал на необитаемый остров. Звали этого героя Робинзон. Упорный труд и несокрушимая решительность при самых безнадежных условиях помогли ему выжить...
Путешествие по загадочным островам
Внеклассное занятие по математике с дошкольниками в форме путешествия....
Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"
Технологическая карта урока по математике с презентацией...