Урок по теме "Моря и острова"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mir_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Моря и острова.

Цели:

 – Ознакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.

 – Научить находить и показывать моря, острова и полуострова на карте.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности морей, должны уметь находить и показывать по карте моря, острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова.

Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте. Различать и уметь находить и показывать на карте острова и полуострова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3  4  3  4

На слайде: (На какие группы можно разбить эти понятия?)

Равнины  Океаны  Реки  Горы  Озёра

 (Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.)

– Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)

Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах.  

 Лена с Мишей придумали игру: нужно назвать географические объекты одним словом, объясни, что это такое, и разбить их на группы. Предлагаю вам сыграть в эту игру.  При выполнении заданий вам поможет карта.

Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка.

1. Общее название: реки.

2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная.

3. Предлагаем выделить две группы: Обь, Лена  текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке.

Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый.

1. Это океаны.

2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они омывают материки.

3. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку.

Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор.

Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное.

Группы начинают выполнять задание.

1. Мы считаем, что это моря.

2. Что такое море?

Ответы могут быть самыми разными.

– Ребята, почему столько много разных версий возникло? (Мы ещё не разбирали, что такое море).

– Можно ли разбить моря на группы?

Ответы детей.

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар,  Камчатка.

1. Можно ли разделить на группы?

2. Дайте название.

– Объясни, что обозначает это понятие.

– Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы?

– Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

Тема урока: Моря. Острова и другие части суши.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1  3  7  3  4  3

1. Работа по учебнику и по карте.

При изучении географических объектов мы должны  узнать:

1. Относится к суше или воде.

2. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан

3.. Где располагаются.

4. В чем особенность данного объекта.

Как вы знаете, в реках находится пресная вода. А в океанах – солёная, а какая  же вода в морях? (Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная.)

– К какому выводу вы пришли? (В море вода солёная.)

– Можете ли объяснить свой вывод? (Нет.)

– Мне кажется, что вам поможет схема (слайд) 

– Можно ли пить морскую воду?

С какими объектами связаны моря?

Сказка.

- О каком свойстве морей знал мудрый лев? (Моря соединяются с морями и океанами.)

- Где располагаются моря?  

 Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.

- Это внутренние моря. (ПРИМЕРЫ)

(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например, Баренцево, Красное, Лаптевых.)

- Это окраинные моря. (ПРИМЕРЫ)

Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).

- Как определяли глубину? (По цвету).

- А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).

- Что это значит, уровень океана? Демонстрация опыта.

- Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?

Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.

Вода стремится быть на одинаковой высоте.

Уровень воды во всех морях одинаковый.

– А зачем нужно было людям придумывать названия морям? (чтобы лучше ориентироваться)

Физ. минутка.

-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)

Учащиеся повторяют движения

- Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).

- Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).

- Присели, полетели… в каком направлении?

Учитель указывает по карте на север.

- Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).

Дети выполняют упражнения.

- Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..

- Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).

(слайд)

– Попробуйте описать эти части суши. (показать острова и полуострова) Эта неизвестная нам часть относятся к суше.  

Найдите определение на с. 120. (Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.)

– Скажите, как взаимодействует с сушей вода? (Она размывает берега, уносит с собой камни, песок.)

– А как, вы думаете, образовались полуострова? (Если посмотреть на полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.)

– Вспомните, ребята, как образуются вулканы. (Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма…)

– А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться?   (Мы думаем, что на этом месте возникнет остров.)

– Какие острова образуются из потухших подводных вулканов

– Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами? Предположения детей.

– Тогда откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения островов.

– Где встречаются коралловые острова? Из чего они состоят? (В жарком поясе. Состоят из известковых домиков.)

 

– Вернёмся к нашим   Сможем ли мы их теперь выполнить?

Задание № 3.

Средиземное, Баренцево, Чёрное.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие. __________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп. ___________

Примерные ответы

1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря.

2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши.

3. Дети предлагают свои варианты классификации.

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.

1. Можно ли разделить на группы?

2. Дайте название.

Объясните, что обозначает это понятие.

Ответы детей:

– Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова.

Острова – это участки суши, окружённые водой.

Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой.

СЛАЙДЫ и находим на карте

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

моря связаны с реками и океанами 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в Рабочей тетради.   1  4  2

– Выполните задания в Рабочей тетради:  задания 1 и 2.

– Попробуем продолжить заполнять таблицу по образцу на с. 120. Поиграем в лото. Первая команда отвечает за моря, вторая – за острова, третья – за полуострова. Ведущий достаёт названия частей света.

1. Европа.

2. Африка.

3. Азия.

4. Америка.

5. Австралия.

Нужная команда отзывается, рассказывает о своих объектах. Остальные команды заполняют таблицу, используя рассказ группы.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

 

ΙV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

Сказка о Дракоше-Водохлёбе

Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил всё, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.

Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и солёные озёра выпил. Нет нам больше жизни!»

Подумал лев и сказал: «Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, её количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».

Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлёбу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в своё удовольствие». Дракоша и пошёл к морю. Пил он пил, пил, пил, пил... а вода всё не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлёбу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!

Европа

Моря: ____________________

__________________________________________________________

Острова: ____________________

__________________________________________________________

Полуострова: _______________

__________________________________________________________

Азия

Моря: ____________________

__________________________________________________________

Острова: ____________________

__________________________________________________________

Полуострова: _______________

__________________________________________________________

Африка

Моря: ____________________

__________________________________________________________

Острова: ____________________

__________________________________________________________

Полуострова: _______________

__________________________________________________________

Америка

Моря: ____________________

__________________________________________________________

Острова: ____________________

__________________________________________________________

Полуострова: _______________

__________________________________________________________

Австралия

Моря: ____________________

__________________________________________________________

Острова: ____________________

__________________________________________________________

Полуострова: _______________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)

В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...

Итоги и уроки событий на острове Даманском

Итоги и уроки событий на острове ДаманскомЦель работы:Обозначить политические итоги событий на острове ДаманскомЗадачи:1.Определить уроки истории 1969 г.2.Проанализировать, чем закончился конфликт, ег...

"Приключения на необитаемом острове"

Когда-то очень давно герой книги Даниеля Дефо попал на необитаемый остров. Звали этого героя Робинзон. Упорный труд и несокрушимая решительность при самых безнадежных условиях помогли ему выжить...

Путешествие по загадочным островам

Внеклассное занятие по математике с дошкольниками в форме путешествия....

Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"

Технологическая карта урока по математике с презентацией...