Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин. Моя Родина"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Ибрагимов Руслан Сулейманович

Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин Моя Родина" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m.prishvin_moya_rodina.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент. ( слайд № 1)

     –   Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте  

         поприветствуем их и подарим им наши улыбки.

I I. Проверка домашнего задания.    ( слайд № 2).

     –  Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились на прошлом уроке? (С.Есенина   «Черемуха».)

     –  Чем стихотворения отличаются от других произведений?  (рифма, ритм, краткость,   точность)

     –  Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.

-О чем хотел нам сказать автор?

            - Учитель:   Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

(о красоте родной природы) (( слайд № 3)

чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

             Как называется образное средство, помогающее неживой предмет представить как живое существо? (Олицетворение) (кудри завила, вкрадчиво поет)

          - Найдите метафоры (употреблённые в переносном значении) - (зелень  в серебре, серебряный ручей, зелень горит)

              - Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

     I I I.  Изучение новой темы.

              - Учитель: есть такое правило…

Встал поутру, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету.

                                                                                                  (Антуан де Сент-Экзюпери)

Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы.

- Как сохранить природу?

- Как жить с ней в согласии?

- А может лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?

Играй, рассвет-чародей, ( слайд № 4)

На флейте ветров,

                              на струнах дождей.

Переливами трав,

                                   перезвонами рек

Околдовано сердце навек…

        Сегодня мы поговорим на уроке об этом и   начинаем  работу над темой «Люби живое». ( слайд № 5 ) И первым нашим шагом будет рассказ  Михаила Пришвина «Моя Родина»

        - Биография М.М.Пришвина. ( слайды № 6 -7)  Родился Михаил Михайлович Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца.

          Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с пятью детьми. ( слайд № 8) Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.

       Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц».  ( слайд № 9).   Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.( слайд № 10)  Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое. Чего я еще не видел и, может быть, никто еще в своей жизни не встречал».

Особенно нравилось Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем.( слайды №  11, 12, 13, 14 )А книги его с удовольствием читают и сегодня. -  Выставка книг.   ( слайд № 19-20)  Своими произведениями М.Пришвин утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать ее жизнь и брать у нее разумно».

  Могила М.М.Пришвина ( слайд №15) Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.

Стих М .Цуранова (слайд 16)

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

                IV.Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась. Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела. На четыре - полетела.

               V. Словарная работа. ( слайд 17)

- А теперь обратим внимание на произведение "Моя Родина". Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

рас-ти-тель-ный

про-буж-да-ет-ся

со-кро-ви-ща

кла-до-вая

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

3) ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)

VI. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.

- Как вы считаете, к какому жанру мы отнесём это произведение?

(Учащиеся ещё не знают жанр очерк, поэтому, скорее всего, скажут, что это рассказ.)

- Вы правы, но только отчасти. Такой документальный, небольшой рассказ о жизни людей, Родине, музыке, природе, искусстве называется очерк.

(Повесить слово «очерк» на доску, прочитать всем вместе с правильной постановкой ударения.)

- Как вы поняли от чьего лица написано произведение?

- Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.

- Пришвин считал, что вставать рано – это полезно, надо, чтобы все люди вставали рано. Для чего? Зачитайте.

- В чем заключалась охота писателя?

- Зачитайте, как об этом рассказывает сам Пришвин.

- Найдите в очерке, как автор называет природу?

- Объясните, как вы понимаете слова: «Природа – это кладовая солнца с великими  сокровищами жизни».

- К кому, и с какими словами обращается автор в своём произведении? Зачитайте.

- К чему призывает нас автор?

- Природа, окружающая человека всегда волновала писателей, композиторов, поэтов, художников. Каждое время года по-своему красиво. И зима с её чистым белым снегом. И осень, которая раскрашивает всё вокруг багряно-золотистыми красками. И лето, когда леса и луга сливаются в один зелёный ковёр. И весна с её цветущими садами.

- Рассмотрите репродукции картин русских художников и найдите в очерке словосочетания и предложения, которые подходят к этим картинам.

---Выразительное чтение по «цепочке».

- Как рано встал однажды маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- Найдите и прочтите, как по-особенному
готовилось молоко, и каким был чай?

- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Вкусный чай)

- Как вы думаете, какое из этих предложений выражает главную мысль текста?

(«Охранять природу – значит охранять Родину».)

- Как вы понимаете эти слова?

  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Дома и стены помогают.
  • Чужая сторона –дремучий бор.
  • Рощи да леса-всему миру краса.
  • Чужбина-калина, Родина-малина.
  • «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
  • «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
  • «Человек без Родины, что птица без крыльев»
  • «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
  • «Своя земля в горсти мила»
  • «Охранять природу – значит охранять Родину»

                 - Учитель: Чему учит нас рассказ «Моя Родина»?

                -       Ученик:  

Берегите Землю, берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку мелькающую в жите…

Берегите Землю! Берегите!

---- У каждого из нас есть еще малая Родина. Это город Хасавюрт. Расскажем немного о нашем городе нашим гостям. ( слайд № 22)

Одной из достопримечательностей. Хасавюрта можно считать нашу центральную библиотеку имени великого дагестанского поэта Расула Гамзатова. (слайд № 23) Ей в прошлом году исполнилось целых 90 лет. Она старше нашего города аж на 10 лет.  

Гордостью Хасавюрта можно считать старый храм Знамения Божьей Матери, находится  он на ул. Орджоникидзе и является одним из крупнейших православных храмов на Северном Кавказе. ( слайд № 24)

В городе Хасавюрте  очень популярна борьба.  Уроженцами Хасавюрта является многие знаменитые борцы, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, братья Мавлет. и Адам Батировы, Махач Муртазалиев.  ( слайд № 25)

 И вот этот прекрасный Дворец спорта был построен для продолжения таких побед. ( слайд № 26)

 Гордимся мы  героем Великой Отечественной войны  Эльмурзой Джумагуловым .

В бою не вышел он из строя,

И смерти он глядел в глаза.

По праву доблестным героем

Стал Джумагулов Эльмурза.

В честь Джумагулова в  центре Хасавюрта возле. Дылымского кольца установлен этот  памятник, (танк «Т-72»). ( слайд № 27)

Другие достопримечательности  ( слайд № 29-33)

VII. Подведение итогов.

Вывод:   - Как мы должны относиться к природе?

(Бережно, охранять, умножать богатство.)

- Что нужно рыбе? птице? зверю?

- А человеку? (Родина)

- Что значит охранять природу? (Значит – охранять Родину)

VIII. Домашнее задание. Выучить отрывок очерка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс. М. Пришвин Ребята и утята

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "О братьях наших меньших" М.Пришвин Ребята и утята...

Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин

Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознатель...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"

Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс  М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....