Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин. Моя Родина"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин Моя Родина" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_moya_rodina.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент. ( слайд № 1)
– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте
поприветствуем их и подарим им наши улыбки.
I I. Проверка домашнего задания. ( слайд № 2).
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились на прошлом уроке? (С.Есенина «Черемуха».)
– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость, точность)
– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.
-О чем хотел нам сказать автор?
- Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
(о красоте родной природы) (( слайд № 3)
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
Как называется образное средство, помогающее неживой предмет представить как живое существо? (Олицетворение) (кудри завила, вкрадчиво поет)
- Найдите метафоры (употреблённые в переносном значении) - (зелень в серебре, серебряный ручей, зелень горит)
- Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
I I I. Изучение новой темы.
- Учитель: есть такое правило…
Встал поутру, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы.
- Как сохранить природу?
- Как жить с ней в согласии?
- А может лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
Играй, рассвет-чародей, ( слайд № 4)
На флейте ветров,
на струнах дождей.
Переливами трав,
перезвонами рек
Околдовано сердце навек…
Сегодня мы поговорим на уроке об этом и начинаем работу над темой «Люби живое». ( слайд № 5 ) И первым нашим шагом будет рассказ Михаила Пришвина «Моя Родина»
- Биография М.М.Пришвина. ( слайды № 6 -7) Родился Михаил Михайлович Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца.
Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с пятью детьми. ( слайд № 8) Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». ( слайд № 9). Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.( слайд № 10) Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое. Чего я еще не видел и, может быть, никто еще в своей жизни не встречал».
Особенно нравилось Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем.( слайды № 11, 12, 13, 14 )А книги его с удовольствием читают и сегодня. - Выставка книг. ( слайд № 19-20) Своими произведениями М.Пришвин утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать ее жизнь и брать у нее разумно».
Могила М.М.Пришвина ( слайд №15) Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
Стих М .Цуранова (слайд 16)
«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
IV.Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась. Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела. На четыре - полетела.
V. Словарная работа. ( слайд 17)
- А теперь обратим внимание на произведение "Моя Родина". Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:
ки-пя-ти-лось
не-о-бык-но-вен-но
рас-ти-тель-ный
про-буж-да-ет-ся
со-кро-ви-ща
кла-до-вая
- Что такое сокровища?
1) драгоценность, дорогая вещь
2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом
3) ценности духовной и материальной культуры
- Что такое кладовая?
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)
VI. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.
- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.
- Как вы считаете, к какому жанру мы отнесём это произведение?
(Учащиеся ещё не знают жанр очерк, поэтому, скорее всего, скажут, что это рассказ.)
- Вы правы, но только отчасти. Такой документальный, небольшой рассказ о жизни людей, Родине, музыке, природе, искусстве называется очерк.
(Повесить слово «очерк» на доску, прочитать всем вместе с правильной постановкой ударения.)
- Как вы поняли от чьего лица написано произведение?
- Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.
- Пришвин считал, что вставать рано – это полезно, надо, чтобы все люди вставали рано. Для чего? Зачитайте.
- В чем заключалась охота писателя?
- Зачитайте, как об этом рассказывает сам Пришвин.
- Найдите в очерке, как автор называет природу?
- Объясните, как вы понимаете слова: «Природа – это кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
- К кому, и с какими словами обращается автор в своём произведении? Зачитайте.
- К чему призывает нас автор?
- Природа, окружающая человека всегда волновала писателей, композиторов, поэтов, художников. Каждое время года по-своему красиво. И зима с её чистым белым снегом. И осень, которая раскрашивает всё вокруг багряно-золотистыми красками. И лето, когда леса и луга сливаются в один зелёный ковёр. И весна с её цветущими садами.
- Рассмотрите репродукции картин русских художников и найдите в очерке словосочетания и предложения, которые подходят к этим картинам.
---Выразительное чтение по «цепочке».
- Как рано встал однажды маленький Пришвин?
- Чем его угостила мама?
- Найдите и прочтите, как по-особенному
готовилось молоко, и каким был чай?
- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Вкусный чай)
- Как вы думаете, какое из этих предложений выражает главную мысль текста?
(«Охранять природу – значит охранять Родину».)
- Как вы понимаете эти слова?
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Дома и стены помогают.
- Чужая сторона –дремучий бор.
- Рощи да леса-всему миру краса.
- Чужбина-калина, Родина-малина.
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
- «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
- «Человек без Родины, что птица без крыльев»
- «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
- «Своя земля в горсти мила»
- «Охранять природу – значит охранять Родину»
- Учитель: Чему учит нас рассказ «Моя Родина»?
- Ученик:
Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку мелькающую в жите…
Берегите Землю! Берегите!
---- У каждого из нас есть еще малая Родина. Это город Хасавюрт. Расскажем немного о нашем городе нашим гостям. ( слайд № 22)
Одной из достопримечательностей. Хасавюрта можно считать нашу центральную библиотеку имени великого дагестанского поэта Расула Гамзатова. (слайд № 23) Ей в прошлом году исполнилось целых 90 лет. Она старше нашего города аж на 10 лет.
Гордостью Хасавюрта можно считать старый храм Знамения Божьей Матери, находится он на ул. Орджоникидзе и является одним из крупнейших православных храмов на Северном Кавказе. ( слайд № 24)
В городе Хасавюрте очень популярна борьба. Уроженцами Хасавюрта является многие знаменитые борцы, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, братья Мавлет. и Адам Батировы, Махач Муртазалиев. ( слайд № 25)
И вот этот прекрасный Дворец спорта был построен для продолжения таких побед. ( слайд № 26)
Гордимся мы героем Великой Отечественной войны Эльмурзой Джумагуловым .
В бою не вышел он из строя,
И смерти он глядел в глаза.
По праву доблестным героем
Стал Джумагулов Эльмурза.
В честь Джумагулова в центре Хасавюрта возле. Дылымского кольца установлен этот памятник, (танк «Т-72»). ( слайд № 27)
Другие достопримечательности ( слайд № 29-33)
VII. Подведение итогов.
Вывод: - Как мы должны относиться к природе?
(Бережно, охранять, умножать богатство.)
- Что нужно рыбе? птице? зверю?
- А человеку? (Родина)
- Что значит охранять природу? (Значит – охранять Родину)
VIII. Домашнее задание. Выучить отрывок очерка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс. М. Пришвин Ребята и утята
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "О братьях наших меньших" М.Пришвин Ребята и утята...
Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин
Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознатель...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"
Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа...
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята....