Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами, понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания, давать характеристику действующим лицам, определять главную мысль.
Использовала технологию критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.9 КБ |
Оценочный лист детей | 14.07 КБ |
Презентация | 308.99 КБ |
Анализ урока | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем мы выполняли эту работу? | ||
12 Вывод по уроку. Оценивание. | Какую главную мысль нам хотел донести Пришвин? Вывод. За всем о чем мы сегодня говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на все живое, что рядом с нами. Учит нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству. Оцените свою работу на уроке. Достигли ли мы поставленных целей? | Слайд 12 |
| Каждый может выбрать задание для себя.
| Слайд 13 |
Спасибо. | Слайд 14 |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист.
! – отлично
+ хорошо работал
- не работал
1. Знакомство с произведением-
Задачи
| С автором литературного произведения, с новым произведением |
| Не понимать Читать прочитанное |
| Недовольство Собственное мнение пожелание |
2.Словарная работа.
Выводок | |
Срам | |
Бдительность | |
С заскоком и с пыльцой на голове | |
Поскакала дуром |
Подберите синонимы
Срам | |
Бдительность | |
Радужный |
3. Верно ли утверждение.
1 | 2 | 3 | 4 | |
+ | ||||
- |
4. Составление синквейна
1. Главный герой (одно существительное кто?)
2. Описание в двух словах (2 прилагательных какая?)
3. Описание действия ( 3 глагола что делает?)
4.Свое отношение к герою
5. Это слово через которое автор выражает свои чувства и ассоциации.
Оцените свою работу на уроке -------
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте хором предложение с последовательной постановкой логического ударения Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! Какое чудесное утро !
Природа и мы и мы п р Р о д и а
Прочитайте цитату «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице- воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу- значит охранять Родину». М. М. Пришвин
Задачи Знакомимся с новыми произведением Читать и понимать прочитанное Высказывать и доказывать свое мнение
Пришвин-певец природы.
ВЫСКОЧКА - (разговорное неодобр.). Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
Словарная работа Выводок Сородичи Улучшила Поскакала дуром С заскоком и пыльцой в голове Нашла подходящее время (словарь Ожегова) Родственники Птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущих с матерью Не умная, глуповатая Не по порядку, как попало, не думая (словарь Даля)
Подберите синонимы к словам Срам Бдительность Радужный Разноцветный Стыд, позор Настороженность
Верно ли что… 1 2 3 4 5 + + + + - - -
Составьте синквейн 1 вариант- собака 2 вариант - сорока Главный герой ( одно существительное) Описание ( два слова какая?) Описание действия (3 глагола) Предложение о теме. Свое отношение к герою. Это слово, через которое автор выражает свое чувство и ассоциации.
Задачи Знакомимся с новыми произведением Читать и понимать прочитанное Высказывать и доказывать свое мнение
Домашнее задание 1. Пересказ рассказа от имени Вьюшки 2. Пересказ любого рассказа Пришвина 3. Придумать свой рассказ о сороке.
Предварительный просмотр:
Анализ урока проведенного в 4 классе МБОУ «СОШ №5» учителем Казаковой Надеждой Николаевной.
Сегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность – это человек, умеющий действовать, решать возникающие в жизни задачи
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
На уроках литературного чтения младшие школьники учатся полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника. Они получают возможность воспринимать
художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, знакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
Помогает учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове технология развития критического мышления.
Чтение с остановками - условное название методического приема (технологии РКМЧП) по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов.
На уроках достигается необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, формируются универсальные действия, отражающие
учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Технологические особенности. Технология критического мышления.
Тип урока. Изучение нового материала.
Общая дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления и закрепления знаний по творчеству М.М. Пришвина.
Образовательная цель: познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом «Выскочка»; активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.
Развивающая цель: развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.
Воспитательная цель: создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.
Методы обучения. Частично-поисковый, репродуктивный.
Средства обучения: презентация, оценочный лист.
Тема моего урока – работа с художественным произведением М.М. Пришвина « Выскочка ».
Это первый урок в разделе « Природа и мы". Мой урок работает и на перспективу, т.к. велась подготовительная работа к ознакомлению детей с другими произведениями о природе.
При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; понимание содержания прочитанного, умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные, бытовые описания; давать характеристику действующим лицам; определять главную мысль.
На уроке решались следующие образовательные задачи:
∙ познакомить учащихся с произведением М.М. Пришвина « Выскочка »; краткой биографией писателя;
развивающие:
∙ развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
∙ развивать кругозор учащихся, работать над осознанностью чтения, выразительностью;
воспитательные:
∙ прививать интерес к предмету;
∙ воспитывать любовь ко всему живому;
∙ прививать любовь к природе.
Мной были использованы различные методы и приемы, т.к. считаю, что именно они были рационально использованы для решения задач урока.
В зависимости от характера художественного произведения и возможностей учащихся, я выбрала следующие виды анализа художественного произведения:
∙ стилистический;
∙ проблемный;
∙ композиционный;
∙ анализ художественных образов.
С помощью стилистического ( языкового анализа ), я показываю как в подборе слов - образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
Например: «Как описывает автор Вьюшку?» Отношение автора к ней.
Чтобы провести стилистический эксперимент я прошу заменить авторское слово синонимом. Например: подберите синонимы к словам срам, бдительность
Я провожу специальную работу над пониманием фразеологизмов ( Что значит « В семье не без урода », « поскакала дуром » ).
Познавательные учебные действия я использую таблицу утверждений.. Например: Верно ли что Вьюшка была овчаркой?
В основу построения урока использовала коммуникативные универсальные учебные действия. Для этого использовала следующие прием- работа в парах.
В течении урока формировались регулятивные универсальные учебные действия.
На этапе занакомства с произведением использую метод прогнозирования. ( Корзина предположений)
Целепологание
Волевая соморегуляция при самостоятельной работе
Осознание качества и уровня усвоения учебного материала (самооценка)
Для закрепления материала и выхода на домашнее задание я использую прием составление синквейна
Синквейн – в переводе с французского языка, «пять строк». Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
На уроке я использовала следующий виды работы с текстом:
- Чтение с остановками
2. Чтение « про себя»
.
Считаю, что цели урока достигнуты . Запланированные мною задания были выполнены.
Активность средняя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....