Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_liter_chteniyu.docx | 184.52 КБ |
zolotoy_lug.ppt | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: | Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи». |
Класс: | 2 |
Педагогические цели: | показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в её тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек |
Задачи: | Образовательные: - учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения; Развивающие: Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу; Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений о природе |
Планируемые результаты(предметные): | -знакомятся с произведением М. Пришвина и выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения. |
Личностные результаты: | -формируют ценностное отношение к природному миру, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные): | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Оборудование: | Презентация, компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению за 2 класс. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационная часть | -Прозвенел звонок! Начинается урок! -Здравствуйте! | Приветствие | Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность |
II. Речевая разминка | Слайд №6 1.Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? 2.Читай без ошибок. Произноси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине. | Читают все хором Читают выборочно | Умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи. |
III. Актуализация знаний | - Ребята вспомните, какую главу учебника мы с вами изучаем? - Откройте содержание учебника и скажите с какими произведениями этой главы мы уже познакомились? - Чему научили нас эти произведения? - А зачем в природе нужно быть наблюдательными? | - «Природа для поэта – любимая и живая» Дети перечисляют изученные произведения. - Они научили нас любить природу, бережно относиться к ней, быть наблюдательными и внимательными. -Только наблюдательный человек может заметить скрытую жизнь природы. | Метапредметные. Познавательные: -находят и выделяют необходимую информацию в учебнике. |
IV. Постановка цели урока. | - Послушайте стихотворение Слайд № 7 В пестрых, красивых, башкирских коврах, Людям звездой путеводной сияй! Скажите о чём мы будем читать следующее произведение главы «Природа для поэта – любимая и живая» -Это стихотворение написал наш с вами земляк Рустам Гафуров. -Давайте медленно пройдём по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. - Отгадайте загадку и узнаете , какой именно луговой цветок поразил героя произведения. Слайд № 8 Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух. - Почему вы так решили? | Дети слушают стихотворение и определяют тему нового произведения. Дети отгадывают загадку. - Одуванчик. Ответы детей | Определяют тему урока. |
V. Подготовка к работе над текстом. | - Найдите по содержанию учебника произведение, с которым мы сегодня будем работать. - На какой странице находится ? Слайд № 9 - С каким произведением М. Пришвина мы уже знакомы? - Что вы узнали об этом писателе? -Предположите какова же цель изучения нового произведения, что мы должны увидеть. Если затрудняетесь, вспомните название изучаемой главы. -Сегодня мы продолжим беседовать о природе, учиться любить её, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в её тайны. | - М. Пришвин «Золотой луг». - Стр.123. - «Разговор деревьев». Ответы детей. - Мы должны увидеть, что природа для поэта – любимая и живая. | Метапредметные. Регулятивные: -определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем ; |
Физкультминутка | Слайд № 10 Зайцы утром рано встали, | Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции |
VI. Работа с текстом. А) Словарная работа Б) Чтение текста детьми по цепочке В) Работа по содержанию текста. | - Откройте учебник на нужной странице. - Что нам поможет в работе над текстом, обратите внимание на пиктограмму. - Что мы узнаём с помощью толкового словаря? - Где находится школьный толковый словарь? - C какой страницы начинается? -Приготовьте словарь к работе. - Прослушайте рассказ М. Пришвина и подумайте, почему автор решил написать именно об одуванчике? Чтение текста учителем. Слайд № 11 - А сейчас вы прочитаете текст по цепочке, чтобы мы смогли ответить на вопросы Учёного Кота. Вопросы из учебника. Слайд № 12 - Что казал Кот об одуванчике? - Найдите в тексте подтверждение. - Найдите и прочитайте, какая смешная забава была у них связана с одуванчиками? - Что вы можете сказать об иллюстрации в учебнике? - Читаем дальше задание из учебника. -Прочитайте следующее задание Кота. -Какие же секреты открыл наш герой? -Вспомните, как герой сначала называл эти цветы? -Каким же людям природа раскрывает свои секреты? | -Толковый словарь -Значение слов -Учебник «Русского языка №2». -Стр. 98 Дети готовят словарь. Дети слушают и высказывают свое мнение. - Промысел-добывание чего-либо, охота - Пята-то же, что пятка. - Фукнуть-дунуть. Дети читают текст по цепочке по одному предложению. -Одуванчик – загадочный цветок. - С тех пор одуванчик стал……… - Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо……… - Иллюстрация подходит к этим словам. -Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи своё мнение строчками из текста. - От лица мальчика. Дети читают доказательство (С тех пор одуванчик……вместе с нами детьми……..). Дети читают из учебника: -Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? Ответ -Луг с одуванчиками меняется в течение суток: он то зелёный, то золотой. Одуванчик - очень красивый цветок. -Наблюдательным, любознательным, любящим природу. | Метапредметные Коммуникативные -договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Предметные: знакомятся с произведениями М. Пришвина Личностные: -формируют ценностное отношение к природному миру Метапредметные Регулятивные -формулируют и удерживают учебную задачу Метапредметные. Познавательные: -находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре. Метапредметные. Познавательные: -осуществляют смысловое чтение Метапредметные Коммуникативные: -договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, Предметные: -выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа. |
VII. Работа с картиной В. Ван Гога «Подсолнухи» Гимнастика для глаз | - С какой картиной мы сегодня будем работать? -Рассмотрите картину . Слайд № 13 - Начинаем обсуждение. Слайд № 14 -Какие цветы подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими? -Как художник это показывает? -Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали,- сопротивляются, изгибаются , как бы не даются в руки?
-Каким образом художник напоминает нам, что когда- то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо? -С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы? (Главное, чтобы дети поняли смысл главного наблюдения художника: подсолнухи, даже, когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к свету.) - Что вы можете сказать о художнике, о его отношении к природе? Слайд № 15 | -Ван - Гог «Подсолнухи» Дети читают задание из учебника. -Ответ: Это цветки, которые расположены в центре картины и прямо над кувшином. -Ответ: У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые, склонённые вниз головки. -Ответ: Эти цветки, которые расположены ближе к правому верхнему краю картины. -Ответ: Стол , на котором стоит кувшин с подсолнухами,- золотисто- жёлтого цвета, как поле подсолнухов. Фон картины зеленовато- голубой, как летнее небо. -Художник наблюдательный, любознательный и очень любит природу Выполняют гимнастику для глаз. | Метапредметные. Коммуникативные: -строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение. Выполняют гимнастику для глаз согласно инструкции. |
VIII. Итог урока. | Стр.123-124, выразительное чтение Слайд № 16
| Читают выразительно Ответы детей | Метапредметные Регулятивные: -формулируют и удерживают учебную задачу Личностные: -формируют ценностное отношение к природному миру, |
IX. Домашнее задание | Слайд №17 Задание по выбору: 1).Найти загадки об одуванчике 2).Нарисовать рисунок к рассказу | Записывают домашнее задание |
Литература
1. Г.Г. Граник О.В.Соболева «Путешествие в страну книг». НПО «ОБРАЗОВАНИЕ» Москва 1998г.
2.У.В. Бунеева О.В.Смирнова, Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». Москва «Баласс» 2000г.
3.Газета «Начальная школа» 2001г.
Приложение 1
Сообщение об одуванчиках.
Одуванчик лекарственный - травянистое многолетнее растение высотой 10-30 см. Отнесено к семейству сложноцветных. Корень одуванчика мощный, вертикальный, бурый, в разрезе белый. Его листья образуют прикорневую розетку, глубоко рассеченные. Цветки одуванчика собраны в соцветия-корзинки, желтого цвета. Плод растения представляет собой семянку с хохолком. Он цветет в апреле - мае, а его семена созревают в июне - июле. Сорное растение одуванчик лекарственный распространен на всей территории России. Растет на лугах, в садах, на пустырях, на газонах, вдоль дорог. Это один из наиболее распространенных в земледелии растений – сорняков с полезными свойствами.
Лекарственное растение одуванчик.
Лекарственное растение одуванчик, сегодня я вам расскажу об этом растении. Растет одуванчик на полях, в садах, на лугах, около дорог, около жилья. Одуванчик многолетнее травянистое растение, которое имеет безлиственный
цилиндрический стебель, на верхушке стебля всего одна корзиночка.
Цветки одуванчика золотисто-желтого цвета, язычковые. Цветет одуванчик в апреле-мае. Листья в прикорневой розетке длинные. Растение во всех частях имеет млечный сок. Плод одуванчика серовато-бурая семянка с хохолком, состоит из белых волосков.
В народе одуванчик имеет такие названия полая трава, бабака, придорожь, подойничек, дуан, одуй-плешь, дойник, зубной корень, плешивец.
Лекарственное растение одуванчик применяют в народной медицине. С лечебной целью используют саму траву, листья, сок, корни растения. Корни нужно выкапывать ранней весной или поздней осенью, траву и листья собирают в апреле - мае.
Водный раствор из корней вместе с листьями улучшает пищеварение, возбуждает аппетит, улучшает обмен веществ, тонизирует организм, усиливает выделение молока у кормящих женщин.
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в её тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек
Образовательные Развивающие Воспитательные Учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения; Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу; Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений о природе
Личностные УУД :формируют ценностное отношение к природному миру,самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, Метапредметные УУД . Регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль; Познавательные УУД: находят и выделяют необходимую информацию в разных источниках. Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности. Предметные УУД : знакомятся с произведением М. Пришвина и выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения.
Орг.момент Актуализация знаний Постановка цели урока Подготовка к работе над текстом Работа с текстом: Словарная работа Чтение текста с детьми по цепочке Работа по содержанию текста Выборочное чтение Работа с картиной Ван-Гога «Подсолнухи» Итог урока Домашнее задание
1.Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? 2.Читай без ошибок. Произноси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине.
В пестрых, красивых, башкирских коврах, Девственных, горных, воздушных лесах, Под золотистого солнца лучами, Липы душистые пленяют цветами. Трудятся пчелы башкирского меда, Свойства целебные дарит природа. Мягкие травы, в зелёное время, Лугов сенокосных молочное бремя. Духом священна гора Иремель, Стремительна Уфа, полноводен Инзер, Лентой голубой украшает Агидель Башкортостан, любимый край! Песней Отчизну возносит курай , - Башкортостан, жизнерадостный, выше взлетай, Людям звездой путеводной сияй! Рустам Гафуров
Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух.
«Золотой луг»
Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачутКак же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Промысел Пята Фукнуть Добывание чего-либо, охота. То же, что пятка Дунуть
Что казал Кот об одуванчике? Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? Какие же секреты открыл наш герой? Вспомните, как герой сначала называл эти цветы? Каким же людям природа раскрывает свои секреты?
Какие цветы подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими? Как художник это показывает? Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали,- сопротивляются, изгибаются , как бы не даются в руки? Каким образом художник напоминает нам, что когда- то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо ? С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?
С какими произведениями мы сегодня работали? Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение? Что означает здесь слово «золотой»? Что нового и интересного узнали на уроке?
Задание по выбору: Найти загадки об одуванчике Нарисовать рисунок к рассказу
Г. Г. Граник. О. В. Соболева Путешествие в страну книги 1. НПО «ОБРАЗОВАНИЕ» Москва. 1998. У. В. Бунеева. О. В. Смирнова, Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве» Москва. «Баласс» 2000. Газета «Начальная школа» №23 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...