Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Разработка учебной программы 2-го класса Литературное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецким, М.В. Головановой «Литературное чтение 1 – 4 классы». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы .М.: Просвещение, 2011г.)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Общая характеристика предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям , эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ
- (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
- Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения , об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства
Место предмета в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Оценка достижений - 11, проектов - 4, тестирование -9, входная контрольная работа – 1, комплексная работа – 1, Техника чтения по тексту администрации – 2.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
- принимать учебную задачу урока.
- Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.
- Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.
- Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям,. предложенным учителем.
- Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, разноцветных фишек и пр.),
- аргументировать позитивное отношение к своим успехам,
- проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал,
- формулировать их в устной форме по собственному желанию.
- Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности .условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя
- . Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
- Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки).
- Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
- Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради».
- Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений.
- Осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры,
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный тексты, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
- Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
- Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
- Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.
- Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
- участвовать в выработке путей её достижения,
- участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.
- Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.
- Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.
- Готовить небольшую презентацию (5—б слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя группы продлённого дня и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;) развитие художественно-творческих способностей , умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий):книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представление разных видов
книг : историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений , как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте , определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся : чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера : собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества : пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук»
Тематическое планирование | |||||||||||
№ п/п | Наименование раздела( темы), тема урока | Кол- во ча-сов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
План. | Факт. | ||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||||||||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника | 1 | 1.09 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | |||||||
Самое великое чудо на свете ( 4 часа) | |||||||||||
2. | Знакомство с названием раздела « Самое великое чудо на свете» Книги прочитанные летом. | 1 | 2.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). | |||||||
3. | Проект « О чём может рассказать школьная библиотека» | 1 | 3.09 | Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия | |||||||
4. | Старинные и современные книги. Высказывания о книгах | 1 | 4.09 | Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг | |||||||
5. | Выразительное чтение напутствия читателю Р .Сефа. Входная контрольная работа. | 1 | 8.09 | Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. | |||||||
Устное народное творчество ( 15 часов) | |||||||||||
6. | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Сочинение по пословице | 1 | 9.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. соотносить содержание рассказа с пословицей. | |||||||
7. | Русские народные песни | 1 | 10.09 | Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества Читать, выражая настроение произведения | |||||||
8. | Потешки и прибаутки-малые жанры устного народного творчества | 1 | 11.09 | Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Читать, выражая настроение произведения | |||||||
9. | Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества | 1 | 15.09 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. | |||||||
10. | Загадки, пословицы, поговорки - малые жанры устного народного творчества | 1 | 16.09 | Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Придумывать рассказ по пословице; Читать, выражая настроение произведения | |||||||
11. | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | 17.09 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. | |||||||
12. | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание сказки по рисунку. | 1 | 18.09 | Читать с выражением, опираясь на ритм произведения Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок | |||||||
13. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Рассказывание сказки по плану | 1 | 22.09 | Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
14. | Сказка «Лиса и тетерев». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев | 1 | 23.09 | Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
15. | Соотношение смысла пословицы со сказочным текстом. Сказка «Лиса и журавль» | 1 | 24.09 | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; объяснять смысл пословиц; придумывать рассказ по пословице; находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
16. | Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Сказка «Каша из топора» | 1 | 25.09 | Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. | |||||||
17. | Герои сказки «Гуси-лебеди» | 1 | 29.09 | Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. | |||||||
18. | Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» по плану. | 1 | 30.09 | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
19. | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество | 1 | 1.09 | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
20. | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Устное народное творчество» | 1 | 2.09 | Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Люблю природу русскую. Осень.( 8 часов) | |||||||||||
21. | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Осень.» Осенние загадки | 1 | 6.10 | Прогнозировать содержание раздела Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
22. | Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | 1 | 7.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
23. | Лирические стихи К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А. Плещеева«Осень наступила…» | 1 | 8.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
24. | Выразительное чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» | 1 | 9.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
25. | Осенние картины природы в стихах А.Толстого, С.Есенина,В.Брюсова,И.Токмаковой. | 1 | 13.10 | Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту | |||||||
26. | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы» и «Грибы»(из энциклопедии) | 1 | 14.10 | Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
27. | Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | 15.10 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | |||||||
28. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | 16.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
Русские писатели ( 14 часов) | |||||||||||
29. | Знакомство с названием раздела «Русские писатели» А.С. Пушкин-великий русский писатель. | 1 | 20.10 | Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения.. Воспринимать на слух художественные произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
30. | Сказочные чудеса. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | 21.10 | Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте Воспринимать на слух художественные произведения Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
31. | Средства художественной выразительности в стихотворении А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» | 1 | 22.10 | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
32. | Картины природы в стихотворении А. С. Пушкина «Зима!.. крестьянин торжествуя» | 1 | 23.10 | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
33. | Сравнение литературной и народной сказок. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 27.10 | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках | |||||||
34. | Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 28.10 | ||||||||
35. | Картины моря в сказке А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 29.10 | ||||||||
36. | Нравственный смысл басен..И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | 30.10 | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. | |||||||
37. | Характеристика героев басни .И.А Крылова«Стрекоза и Муравей» | 1 | 10.11 | ||||||||
38. | Соотнесение смысла басни с пословицей Л.Н Толстого «Старый дед и внучек» | 1 | 11.11 | Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||||||
39. | Герои рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок » | 1 | 12.11 | Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно Воспринимать на слух художественные произведения Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
40. | Подробный пересказ. Л. Толстой «Филиппок» | 1 | 13.11 | Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
41. | Характеристика героев в рассказах Л. Толстого «Котёнок», «Правда всего дороже» | 1 | 17.11 | Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
42. | Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Русские писатели». | 1 | 18.11 | Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
О братьях наших меньших (12 часов) | |||||||||||
43. | Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших» А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | 19.11 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. | |||||||
44. | Весёлые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | 20.11 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
45. | Заголовок стихотворения В.Берестова «Кошкин щенок» | 1 | 24.11 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
46. | Рассказы о животных. М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 25.11 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
47. | Нравственный смысл поступков в рассказе М.Пришвина «Ребята и утята» | 1 | 26.11 | Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
48. | Герои рассказа Е Чарушина «Страшный рассказ» | 1 | 27.11 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | |||||||
49. | Подробный пересказ на основе вопросов Е Чарушина «Страшный рассказ» | 1 | 1.12 | Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | |||||||
50. | Характеристика героев рассказа Б.Житкова «Храбрый утёнок» | 1 | 2.12 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
51. | Подробный пересказ на основе плана .В.Бианки «Музыкант» | 1 | 3.12 | Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | |||||||
52. | Характеристика героев .В.Бианки «Сова» | 1 | 4.12 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
53. | Подробный пересказ на основе рисунков. В.Бианки «Сова». | 1 | 8.12 | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
54. | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Оценка достижений. Тестирование по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | 9.12 | Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения Проверять себя и самостоятельно Оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |||||||
Из детских журналов ( 9 ч) | |||||||||||
55. | Знакомство с названием раздела «Из детских журналов» Д.Хармс «Игра» | 1 | 10.12 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух прочитанное. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. | |||||||
56. | Подбор заголовка в соответствии с содержанием, Д.Хармс «Вы знаете?...» | 1 | 11.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
57. | Ритм стихотворного текста. Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | 15.12 | Воспринимать на слух прочитанное. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Чувствовать ритм и мелодику стихотворения | |||||||
58. | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | 16.12 | Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в работе пары и группы. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения | |||||||
59. | Подбор заголовка в соответствии с содержанием Ю..Владимиров «Чудаки» | 1 | 17.12 | Подбирать заголовок в Воспринимать на слух прочитанное.соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
60. | Выразительное чтение стихотворения на основе ритма А.Введенский «Учёный Петя». | 1 | 18.12 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Чувствовать ритм и мелодику стихотворения | |||||||
61. | Придумывание вопросов по содержанию. А.Введенский «Лошадка» | 1 | 22.12 | Участвовать в работе пары и группы. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Воспринимать на слух прочитанное. | |||||||
62. | Проект «Мой любимый детский журнал» | 1 | 23.12 | Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. | |||||||
63. | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Из детских журналов». | 1 | 24.12 | Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме | |||||||
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч) | |||||||||||
64. | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима». Зимние загадки | 1 | 25.12 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественный Текст Соотносить загадки и отгадки. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.. | |||||||
65. | Лирические стихи И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима | 1 | 12.01 | Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему Читать выразительно, отражая настроение стихотворения | |||||||
66. | Авторское отношение к зиме. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | 13.01 | Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | |||||||
67. | Настроение стихотворения. С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 | 14.01 | Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения | |||||||
68. | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | 15.01 | Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики | |||||||
69. | Соотношение пословицы с главной мыслью произведения в сказке «Два мороза» | 1 | 19.01 | Соотносить пословицы с главной мыслью произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
70. | Чтение по ролям. С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | 20.01 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Понимать особенности были и сказочного текста. | |||||||
71. | Весёлые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе» А.Прокофьев «Как на горке на горе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | 21.01 | Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Соотносить загадки и отгадки. | |||||||
72. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | 22.01 | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. | |||||||
Писатели детям (17 часов) | Писатели детям (17 часов) | ||||||||||
73. | Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковский «Путаница» | 1 | 26.01 | прогнозировать содержание раздела; -объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;; -находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; | |||||||
74. | Рифма в стихотворении К.И.Чуковского «Радость» | 1 | 27.01 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -оценивать своё чтение | |||||||
75. | Авторское отношение к изображаемому К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | 28.01 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -оценивать своё чтение | |||||||
76. | Чтение по ролям К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | 29.01 | рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. | |||||||
77. | Герои произведения С.Я.Маршака «Кот и лодыри» | 1 | 2.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -оценивать своё чтение | |||||||
78. | Эпическое стихотворение. С.В.Михалков «Мой секрет» | 1 | 3.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. | |||||||
79. | Характеристика героя в стихотворении С.В.Михалкова «Сила воли | 1 | 4.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения;- читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. | |||||||
80. | Деление текста на части. С.В.Михалков «Мой щенок» | 1 | 5.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения;-определять смысл произведения; -соотносить смысл пословицы с содержанием произведения | |||||||
81. | Настроение стихотворения А.Л.Барто «Веревочка» | 1 | 9.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. | |||||||
82. | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» Выразительное чтение стихов. | 1 | 10.02 | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -определять смысл произведения; -соотносить смысл пословицы с содержанием произведения | |||||||
83. | Юмористические рассказы для детей. Н.Носов «Затейники» | 1 | 11.02 | выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; определять особенности юмористического произведения -характеризовать героя, используя слова-антонимы; | |||||||
84. | Герои юмористического рассказа и авторское отношение к ним. Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | 12.02 | выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; определять особенности юмористического произведения -характеризовать героя, используя слова-антонимы; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; | |||||||
85. | Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана. | 1 | 16.02 | рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; составлять план произведения; -пересказывать текст подробно на основе плана; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
86. | Герои юмористического рассказа и авторское отношение к ним. Н.Носов «На горке» | 1 | 17.02 | выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; определять особенности юмористического произведения -характеризовать героя, используя слова-антонимы; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
87. | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. | 1 | 18.02 | рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; составлять план произведения; -пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
88. | Обобщение по разделу «Писатели детям» | 1 | 19.02 | -пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение -определять смысл произведения; -соотносить смысл пословицы с содержанием произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
89. | Оценка достижений по разделу «Писатели детям» | 1 | 23.02 | -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать своё чтение. | |||||||
Я и мои друзья ( 10 часов) | Я и мои друзья ( 10 часов) | ||||||||||
90. | Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской | 1 | 24.02 | прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя -воспринимать на слух художественное произведение; -оценивать свой ответ в соответствии с образцом; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
91. | Нравственно –этические представления в стихотворении В.Лунина «Я и Вовка» | 1 | 25.02 | -понимать авторское отношение к героям и их поступкам; -выразительно читать по ролям; -оценивать свой ответ в соответствии с образцом читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
92. | Смысл названия рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти!» | 1 | 26.02 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя -воспринимать на слух художественное произведение определять последовательность событий в произведении; | |||||||
93. | Составления плана рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти | 1 | 2.03 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя -воспринимать на слух художественное произведение -оценивать свой ответ в соответствии с образцом | |||||||
94. | Главная мысль рассказа Ю.Ермолаева «Два пирожных» | 1 | 3.03 | объяснять и понимать поступки героев; -понимать авторское отношение к героям и их поступкам определять последовательность событий в произведении; -понимать авторское отношение к героям и их поступкам; -выразительно читать по ролям; придумывать продолжение рассказа; | |||||||
95. | Составление плана рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» | 1 | 4.03 | -составлять план рассказа; -пересказывать по плану объяснять нравственный смысл рассказов; соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
96. | Смысл названия рассказа. В. Осеевой «Хорошее» | 1 | 5.03 | определять последовательность событий в произведении; -понимать авторское отношение к героям и их поступкам; -выразительно читать по ролям; объяснять нравственный смысл рассказов; | |||||||
97. | Рассказ В.Осеевой «Почему» . Составление устных рассказов о дружбе и взаимовыручке | 1 | 9.03 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя -воспринимать на слух художественное произведение -оценивать свой ответ в соответствии с образцом объяснять нравственный смысл рассказов; | |||||||
98. | Составление плана рассказа .В.Осеевой «Почему». | 1 | 10.03 | определять последовательность событий в произведении; -составлять план рассказа; -пересказывать по плану - придумывать продолжение рассказа; | |||||||
99. | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений . Тестирование по разделу «Я и мои друзья». | 1 | 11.03 | -понимать авторское отношение к героям и их поступкам; -выразительно читать по ролям; -оценивать свой ответ в соответствии с образцом составлять короткий рассказ на предложенную тему планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
Люблю природу русскую. Весна.( 9 часов) | Люблю природу русскую. Весна.( 9 часов) | ||||||||||
100. | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | 12.03 | -прогнозировать содержание раздела; -читать стихотворения, загадки с выражением; отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; -оценивать свой ответ; | |||||||
101. | Приём контраста в создании картин зимы и весны в стихах Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды» | 1 | 16.03 | передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению представлять картины весенней природы; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
102. | Настроение стихотворения. А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка» | 1 | 17.03 | контролировать и оценивать своё чтение представлять картины весенней природы; -объяснять отдельные выражения в лирическом тексте читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
103. | Слово как средство создания весенней картины природы. А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег | 1 | 18.03 | передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению сравнивать стихотворения о весне разных поэтов читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
104. | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | 1 | 19.03 | контролировать и оценивать своё чтение передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса -объяснять отдельные выражения в лирическом тексте читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
105. | Лирические стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» | 1 | 1.04 | контролировать и оценивать своё чтение придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению -объяснять отдельные выражения в лирическом тексте читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
106. | Настроение стихотворения. Л С.Васильев «Белая береза» | 1 | 2.04 | контролировать и оценивать своё чтение передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
107. | Проект Газета «День Победы – 9 мая» | 1 | 6.04 | Участвовать в проекте « День- Победы 9 мая»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. | |||||||
108. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую Весна.» Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люблю природу русскую Весна.» | 1 | 7.04 | -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -контролировать и оценивать своё чтение ---оценивать свои достижения придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
И в шутку и в серьёз. (14 часов) | И в шутку и в серьёз. (14 часов) | ||||||||||
109. | Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.Заходер «Товарищам детям» | 1 | 8.04 | прогнозировать содержание раздела; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
110. | Заголовок-«входная дверь» в текст. Б.Заходер «Что красивей всего?» | 1 | 9.04 | оценивать свой ответ; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
111. | Настроение стихотворения. Б..Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | 13.04 | оценивать свой ответ; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; инсценировать стихотворение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
112. | Весёлые рассказы для детей. Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | 14.04 | -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; оценивать свой ответ; понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них; восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; | |||||||
113. | Составление плана рассказа Э.Успенского «Чебурашка» | 1 | 15.04 | ||||||||
114. | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». Анализ заголовка. | 1 | 16.04 | оценивать свой ответ; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
115. | Чтение стихотворения на основе ритма. Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». | 1 | 20.04 | понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
116. | Ритм стихотворения. В.Берестов «Знакомы», «Путешественники» | 1 | 21.04 | оценивать свой ответ; понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
117. | Чтение стихотворения на основе ритма. В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | 22.04 | оценивать свой ответ; понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
118. | Герои юмористического рассказа Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | 23.04 | -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; -пересказывать весёлые рассказы; оценивать свой ответ; понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них; | |||||||
119. | Г.Остер «Будем знакомы» Пересказ на основе вопросов. | 1 | 27.04 | ||||||||
120. | Составление плана рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» | 1 | 28.04 | оценивать свой ответ; -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них; восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; | |||||||
121. | В.Драгунский «Тайное становится явным» Восстановление последовательности текста на основе вопросов. | 1 | 29.04 | ||||||||
122. | Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз» Оценка достижений. Тестирование по разделу «И в шутку и в серьёз» | 1 | 30.04 | придумывать собственные весёлые истории; -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
Литература зарубежных стран (14 часов) | Литература зарубежных стран (14 часов) | ||||||||||
123. | Знакомство с названием раздела. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | 4.05 | прогнозировать содержание раздела; -воспринимать на слух художественное произведение; участвовать в проектной деятельности; -создавать свои собственные проекты -определять героев произведений; -давать характеристику героев произведения; -оценивать свой ответ; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
124. | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | 5.05 | проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. -давать характеристику героев произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
125. | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» Сравнение русских и зарубежных песенок | 1 | 6.05 | сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; -сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
126. | Герои зарубежных сказок. Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | 7.05 | объяснять значение незнакомых слов; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; составлять план сказки, определять последовательность событий; -пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке | |||||||
127. | Творческий пересказ сказки Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | 11.05 | ||||||||
128. | Сравнение героев русских и зарубежных сказок. Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 12.05 | -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; давать характеристику героев произведения; -придумывать окончание сказок; планировать возможный вариант исправления ошибок; | |||||||
129. | Герои зарубежных сказок. Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 13.05 | объяснять значение незнакомых слов; давать характеристику героев произведения; -придумывать окончание сказок; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
130. | Герои сказки .Эни Хогарт «Мафин и паук» | 1 | 14.05 | объяснять значение незнакомых слов; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; давать характеристику героев произведения; -придумывать окончание сказок; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
131. | Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 | 18.05 | проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
132. | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. | 1 | 19.05 | составлять план сказки, определять последовательность событий; -пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
133. | Итоговая комплексная работа.. | 1 | 20.05 | выбирать книгу для самостоятельного чтения проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||
134. | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 | 21.05 | участвовать в проектной деятельности; -создавать свои собственные проекты; -инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; - находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках | |||||||
135. | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» Оценка достижений по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | 22.05 | -давать характеристику героев произведения; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
136. | О чем мы будем читать летом | 1 | 25.05 | Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках ; -составлять списки книг для чтения летом (с учителем); | |||||||
Итого :136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса по литературному чтению
календарно - тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС "Школа 2100"...
рабочая программа для 1 класса по литературному чтению
календарно - тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС "Школа 2100"...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС литературное чтение
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС литературное чтение...
Рабочая программа для 1 класса по литературному чтению. УМК "Перспектива". Л.Ф.Климанова
Рабочая программа для 1 класса по литературному чтению. УМК "Перспектива". Л.Ф.Климанова...
Рабочая программа для 1 класса п литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". Н.А.Чуракова.
Рабочая программа для 1 класса п литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". Н.А.Чуракова....
Рабочая программа для 3 класса п литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". Н.А.Чуракова.
Рабочая программа для 3 класса п литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". Н.А.Чуракова....
Рабочая программа для 1 класса по "Литературному чтению"
Рабочая программа для 1 класса составлене на основе Примерной программы начальног общего образования политературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...