урок-проект .Обобщение по разделу "Писатели детям."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Груздева Елена Георгиевна

Для активизации и мотивации учебной деятельности учащихся, на уроке  использованы: игровые моменты, метод программированного обучения (задания в форме тестов), диалогический метод, частично-поисковый и метод самоконтроля.

         На уроке  чередуются  различные формы работы с учащимися: самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.

        Грамотное чередование различных форм и методов позволяют  поддержать выбранный темп и высокую работоспособность учащихся в течение всего урока, способствуют развитию творческих, познавательных, интеллектуальных умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urchteniya2kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок-проект литературного чтения во 2 А  классе.

Тема: "Обобщение по разделу: «Писатели – детям».                 Учитель: Груздева Е.Г.

Цель:

повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;

учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;

развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей, показ слайдов по произведениям писателей.

                                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

 

- Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

-Итак, урок литературного чтения.

 

    2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

   

     Сегодня мы вспомним и обобщим изученные произведения по нашему разделу. А как он называется, вы мне скажете, если расшифруете эти слова (илетасип – мятед). Писатели – детям. Как вы догадались? (читали справа налево)

Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

Ну, а начнём наш урок с биографии писателей.

   3.Рассказ о писателях.

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

1

     Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

 

     Группа «Радость» расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни – 1882 – 1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Стихи-сказки Чуковского – «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», «Муха-цокотуха» и другие – воспринимаются детьми как песенки, под которые можно двигаться, приплясывать. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать… они никогда не зажгут малолетних сердец» – утверждал Чуковский. Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает.

     Группа «Верёвочка» расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

     Группа «Мяч» расскажет о С.Я.Маршаке

Самуил Яковлевич Маршак – детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими

2

коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой

книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах

Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого-

полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме – вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе.

     4.Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.

- Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

- Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

- Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

- Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

    5.  Творческая работа учащихся

- Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи и кукольные спектакли.

а) Группа «Радость» покажет для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!»

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

«Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали:

«Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали:

«Кря, кря, кря!»

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

«Му-у-у!»

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»

3

И кукушка на суку:

«Не хочу кричать ку-ку,

Я собакою залаю:

Гав, гав, гав!»

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По заячьи хлопотал

И зверюшек неразумных уговаривал:

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

Но весёлые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

б) Группа «Верёвочка» покажет телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, слоник, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стихи о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, дети читают стихи)

 

          «Лошадка»

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком поглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

          «Зайка»

Зайку бросила хозяйка.

Под кустом остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

4

          «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Ведущий: Тебе понравились стихи? Это были стихи А.Барто из сборника «Игрушки». А в следующей передаче мы почитаем другие стихи. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)

Я сегодня сбилась с ног –

 у меня пропал щенок.

 Два часа его звала,

 два часа его ждала,

 За уроки не садилась

 и обедать не могла.                         рисунок

 В это утро очень рано

 соскочил щенок с дивана,

 Стал по комнатам ходить,

 прыгать, лаять, всех будить.          рисунок

 Он увидел одеяло –

 покрываться нечем стало.

 Он в кладовку заглянул

 с мёдом жбан перевернул.             рисунок

 Он порвал стихи у папы,

 на пол с лестницы упал,

 В клей залез передней лапой,

 еле вылез и пропал…                    рисунок

 Может быть, его украли,

 на верёвке увели,

 Новым именем назвали,

 дом стеречь заставили?                 рисунок

 Может, он в лесу дремучем

 под кустом сидит колючим,

 Заблудился, ищет дом,

 мокнет, бедный, под дождём?      рисунок

 Я не знала, что мне делать.

 Мать сказала: – Подождём.

 Два часа я горевала,

 книжек в руки не брала,

 Ничего не рисовала,

 всё сидела и ждала.                       рисунок

 Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

5

 прыгает через порог...

 Кто же это? Мой щенок.               рисунок

 Что случилось, если сразу

 не узнала я щенка?

 Нос распух, не видно глаза,

 перекошена щека,

 И, впиваясь, как игла,

 на хвосте жужжит пчела.

 Мать сказала: – Дверь закрой!

 К нам летит пчелиный рой.        рисунок

 Весь укутанный, в постели

 Мой щенок лежит пластом

 и виляет еле-еле

 Забинтованным хвостом.

 Я не бегаю к врачу –

 Я сама его лечу.                           рисунок    10 листов

г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идёт.

Спрашивают лодыри у него:

- Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

-Мне, коту усатому, скоро год.

И красив, я, лодыри и умён,

А письму и грамоте не учён.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!

Отвечают лодыри: - Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте, и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

- Мне, коту усатому, скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

6

     Физминутка

- Мы дружно трудились,

Немного устали,

А теперь все тихонечко встали.

     6. «Узнай по голосу: «Кто так сказал?» (включить аудио запись)

Дети называют героя и автора произведения.

-«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять».                         Федора (К.И.Чуковский)

-«А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!»              Кот (С.Я.Маршак)

-«Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь-

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!».                        Мальчик (С.В.Михалков)

-« Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

-Я б не так ещё могла!                              Лида (А.Л. Барто)

     7. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

С. Маршак

Назовите произведения С.Я.Маршака. Как выглядел кот в стихотворении «Кот и

лодыри»?

В каком произведении есть герои – цифры?

7

А. Барто

Какое время года описано в произведении «Верёвочка».Что делал герой Вовка?  Почему Петя просыпался 10 раз?

К. Чуковский

Назовите полное имя Федоры. Кто из героев стихотворения «Путаница» был паинькой? Что вырастает от радости на берёзах?

С. Михалков

Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

     8. «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

1. «Порядок – душа всякого дела»       Федорино горе

2. «Учись смолоду – пригодится в старости»       Кот и лодыри

3. «У страха глаза велики»        Сила воли

4. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»       Вовка – добрая душа

     9. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу»,  «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора.

     10. Подведение итога урока.

- Произведения  каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов    объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?

-Интересно пишут, весело, иногда ругают детей;

-радуются хорошим детским поступкам;

-помогают избавиться от недостатков;

-подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру.

- Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему вам нравится читать произведения этих авторов? Чему учат эти стихи? И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

- Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!

8

Самоанализ урока

Урок – проект литературного чтения по программе «Школа России», 2 А класс. В классе по списку 8 человек, на уроке присутствовали все обучающиеся. В целом класс трудоспособный. Есть учащиеся, которые успешны в обучении, легко осваивают учебный материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Но на фоне этих обучающихся выделяется группа школьников, которым нелегко даётся изучение школьных предметов. Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению.

В целях повышения мотивации к учебной деятельности младших школьников был использован метод проектного обучения. В этом проекте мы работали над стихотворениями известных писателей, повторяли и обобщали знания по их творчеству. Работа над проектом с обучающимися 2 А класса дала возможность мне, как учителю, работающему в этом классе, открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не проявляли себя на уроках. Работая в группах, дети сдружились, вместе готовили маски для мини – спектакля, приносили игрушки для телепередачи, создавали диафильм, рисовали рисунки по группам, искали книги данных авторов, обменивались ими, давали друг другу читать, т.е. повысилась творческая инициатива обучающихся, дружеское сотрудничество, что создало положительный мотив к учёбе. Каждый ребёнок может стать успешным через игровую деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работу в группах, через проблемное обучение. Игра, творчество – эффективные способы повышения мотивации обучающихся.

На уроке решались следующие задачи:

      1.Образовательные:

-Учить различать стихотворения поэтов.

-Учить составлять вопросы к прочитанным произведениям.

-Учить анализировать, высказывать своё мнение.

     2. Развивающие:

-Развивать у учащихся познавательный интерес.

-Развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление.

-Совершенствовать словарный запас учащихся.

     3. Воспитательные:

-Воспитывать интерес к урокам чтения, любовь к родной культуре через стихи поэтов.

-Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Приёмы, используемые на уроке литературного чтения:

-Приём настроя детей на работу, организация класса;

-приём постановки цели и актуализации знаний;

-приём работы по отработке навыков чтения наизусть стихотворения каждого автора;

-приём дифференцированного подхода к детям (давались разноуровневые задания-сильным ученикам подготовить рассказ о писателях, роль авторов в мини-спектаклях, создание папки о своём писателе, слабым – чтение стихотворений наизусть, рисунки к произведениям, составление вопросов по прочитанным произведениям;

-приём творческой работы: мини-спектакль, телепередача, диафильм, кукольный спектакль по стихотворениям писателей;

-приём ролевой игры;

-приём наглядности (портреты писателей, карточки, рисунки детей, слайды портретов и книг поэтов, выставка книг);

-приём прослушивания аудиозаписи и угадывания героя произведения;

-приём вопросов и ответов;

-приём наблюдения над языком и речью;

-приём активизации словарного запаса;

-приём проблемной мотивации;

-приём доказательства учебной задачи;

-приём формулирования выводов и обобщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по литературному чтению "Писатели детям"

Портреты писателей Б.Заходер, М. Цветаева, П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов....

презентация к уроку-проекту обобщение по разделу "Писатели детям."

Содержится материал по краткому обзору биографии авторов К.Чуковский, А.Барто,С.Михалков, С.Маршак, а также перечень их произведений....

Обобщение раздела "Писатели детям" 2 класс "Школа России" конспект

Пример конспекта урока: обобщение раздела "Писатели детям" + текстовый документ с заданиями к данному уроку....

Обобщение педагогического опыта урок-проект "Дизайн пришкольного участка" в разновозрастных группах

Целью указанного проекта является привлечение внимания учащихся к вопросам экологического развития, сохранения  биологического разнообразия. Ведь в настоящее время люди стали больше уделять внима...

Урок-проект окружающий мир на тему "Природные зоны России. Обобщение"

Открытый урок-проект по Окружающему миру. 4 класс.Учебник: Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях.М.:.Тема: Обобщение по природным зонам России.Продолжительность занятия: 40 ми...

Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе

Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела &qu...

Конспект урока - проекта по теме "Имя существительное. Обобщение" 4 класс

В данном конспекте прослеживается проектная деятельность, способствующая повторению изученного материала....