Конспект урока - проекта по теме "Имя существительное. Обобщение" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Корина Любовь Петровна

 В данном конспекте прослеживается проектная деятельность, способствующая повторению изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Имя существительное»

Тема урока: «Имя существительное».

 Цель урока: используя  метод проектов, разнообразные методы и приёмы обучения,  проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительног: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:

- воспитывать интерес  к изучению предмета;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ .

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы MicrosoftOfficePowerPoint;  карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

    Урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.  Перед вами Рабочий лист, который в конце урока должен оказаться не просто рабочим листом, а проектом по теме. А тему определим прямо сейчас.

Постановка темы и целей урока.

- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.

В рабочий лист запишите дату и тему урока.

Рабочий лист  работы над проектом

Дата

Двадцать второе декабря.

Тема проекта

Имя существительное.

Проблемный вопрос

План реализации проекта

Форма представления проекта

Почему возникла необходимость закрепить наши знания об имени существительном?

(ответы детей).

 - Какой проблемный вопрос мы можем вписать в РЛ (рабочий лист)?

(В процессе обсуждения приходят к единому мнению)

Всё ли мы знаем об имени существительном?(вписывают)

Дата

Двадцать второе декабря.

Тема проекта

Имя существительное.

Проблемный вопрос

Всё ли мы знаем об имени существительном?

План реализации проекта

  1. Повторить теоретические знания.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Предложить свои задания для взаимопроверки.

Форма представления проекта

Как же мы будем реализовывать свой проект?  (Предлагают пути реализации)

  1. Повторить теоретические знания.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Предложить свои задания для взаимопроверки.

     -Я согласна. Запишем план  в соответствующую строку. А как представим наш проект? (В конце урока проведём итоговый диалог)

Дата

Двадцать второе декабря.

Тема проекта

Имя существительное.

Проблемный вопрос

Всё ли мы знаем об имени существительном?

План реализации проекта

  1. Повторить теоретические знания.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Предложить свои задания для взаимопроверки.

Форма представления проекта

В конце урока проведём итоговый диалог

Наши рабочие моменты.

1.Словарная работа

2.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

3.Собственные и нарицательные имена существительные

4.Род имён существительных

5. Число имён существительных (неизменяемые имена существительные)

6. Склонение имён существительных

7. Практическая работа.

Итоговый диалог

Словарная работа.

- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.

1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено.

(Природа)

2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?  (Пассажир)

3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено?   (Горизонт)

- Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своем рабочем листе – проекте..

- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

А как представим наш проект? (В конце урока проведём итоговый диалог)

  1. Актуализация опорных знаний.

Игра «Интервью»

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры.   
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет.

 Например: журнал – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - журнал).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет.   Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ураган), события (праздник), животный и растительный мир (лисица, берёза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?

Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы, имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений.  К 1 склонению относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
  - Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Правильно. Молодцы.

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания.

Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу».

  1. Работа по теме урока.

1). Устная работа.

- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.

  1. Облака – облако (число).
  2. «Весна» - весна (собственное, нарицательное).
  3. Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое).

2). Игра «Доскажи словечко».

- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание .

  1. Каждый колосок хорош,

На полях созрела _____ (рожь).

  1. Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел- ____ (врач).

  1. Возле штанги, как циркач,

Я ловлю футбольный _____ (мяч).

  1. Луна и ночь,

Что мать и _____ (дочь).

  1. В полдень или в полночь

Друг придёт на _____ (помощь).

  1. В этот час такая тишь,

Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).

- Молодцы, и с этим заданием справились.

3). Игра «Заказ от учёного лингвиста».

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А. Громова).

Физминутка.

4). Творческая работа.

(Рассмотреть иллюстрацию, описать её, используя только имена существительные, но, чтобы они были разных типов склонения).

 Если бы вы не видели картину, не знали её  название , смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне? (Дети предлагают свои варианты ответов)

Сейчас мы посмотрим, как вы справились с заданием: вам необходимо записать имена существительные в тетрадь, распределяя их в три столбика в зависимости от склонения.

Описывая картину, не забудьте назвать настроение, которое создаёт она у вас. Представьте, если бы картина ожила, какие звуки бы вы услышали?

- Давайте проверим, что у вас получилось. Чем вы руководствовались, распределяя существительные по склонениям?

(Родом, окончанием существительных).

- Молодцы. Я полностью с вами согласна, что эта картина наполнена солнцем, светом и теплом, радостным весенним настроением.

5). Работа с учебником. Грамматический разбор существительных.

- Откройте учебник на стр. 98, найдите упр. 244.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Выразительно прочитайте первое четверостишие.

- А задание будет таким: необходимо выписать из стихотворения выделенные имена существительные и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться планом разбора.

Травка – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., И.п.

Солнышко – сущ., нариц., неодуш., ед. ч., с.р., 2 скл., И.п.

Ласточка - сущ., нариц., одуш., ед. ч., ж.р., 1 скл., И.п.

Дата

Двадцать второе декабря.

Тема проекта

Имя существительное.

Проблемный вопрос

Всё ли мы знаем об имени существительном?

План реализации проекта

  1. Повторить теоретические знания.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Предложить свои задания для взаимопроверки.

Форма представления проекта

В конце урока проведём итоговый диалог

Наши рабочие моменты.

1.Словарная работа

2.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

3.Собственные и нарицательные имена существительные

4.Род имён существительных

5. Число имён существительных (неизменяемые имена существительные)

6. Склонение имён существительных

7. Практическая работа.

Итоговый диалог

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

2. Солнце  – это существительное мужского рода

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные

4. К  1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями  –а,  -я

5. Склонение – это изменение существительных по падежам

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).

1

2

3

4

5

6

-


Ставим  +  или   -

- Давайте проверим.

  Домашнее задание.

По своему рабочему листу – проекту придумать интересные задания.

        Итог урока. Оценивание.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

Почему наш урок мы назвали урок – проект?

(Всё, о чём говорили на уроке мы оформили в рабочем листе – проекте.  По нему можно легко повторить все признаки имени существительного, придумать свои задания.

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

- Мне было лень.

- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока «Части речи. Имя существительное» 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка «Части речи. Имя существительное»...

план-конспект урока по теме имя существительное 2 класс УМК "Школа Росии"

Конспектурока русского языка во 2 классе. Введение понятия "Имя существительное"...

План-конспект урока по теме имя существительное 3 класс УМК "Школа России"

Повторение и обобщение знаний по теме "Имя существительное"...