Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_nashe_otechestvo.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Класс: 1б
Автор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011
Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.
Тип урока: комбинированный
Место проведения: МОУ СОШ №1 п.Пангоды
Учитель: Бурдаева Марина Павловна
Оборудование: аудиозапись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; портрет К. Д. Ушинского;
проектор, экран, видеоурок «Физминутки с Пандой».
Цели
- Познакомить учащихся с творчеством К. Ушинского, с рассказом "Наше отечество".
- Учить навыкам правильного, осознанного чтения, учить отвечать на вопросы, работать с текстом.
- Развивать произвольное внимание и умение концентрироваться; формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.
- Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине, бережное отношение к ней; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы, работы в парах.
- Развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» – Ребята, о чем вы прослушали песню? (о Родине). – Как называется наша Родина? - Хотите узнать больше о нашей Родине? Если вы на уроке будете внимательными слушателями и помощниками, то узнаете много нового и интересного. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙI. Актуализация знаний Цели: - организовать повторение знаний о стране | Работа в «Букваре» с.96 1) Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам.) Варианты детей: Наша Родина – Россия, Русь. В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург… - Вспомните, где вы отдыхали летом, и продолжите название городов. – Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? Рассмотрите рисунок. В каких костюмах изображены куклы? (В народных. В русском народном костюме и в якутском) - Посмотрите еще раз на иллюстрацию похожи эти куклы? (Нет, никакого внешнего сходства и костюмы очень отличаются). - Я попрошу Ваню прочитать из толкового словаря С.И.Ожегова что значит народность. - Россию заселяют около 200 разных народов и народностей. Некоторые народы достигают численности более 1 млн. чел., это - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Есть народности которых меньше 10 чел. например - багулалы жители Дагестана. Какими бы не были разными народы, в нашей стране они живут дружно, уважая обычаи и традиции друг друга. -Прочитайте, какие народы и народности России перечислены на этой странице: русские, якуты, татары, мордва и др. - Какие вы знаете народности России? Назовите их. | Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися. |
ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Цели: - определить тему и цель урока; -составить план работы | - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? – Что же такое Родина? (Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, – Россия, Русь.) – А что вы можете сказать про Пангоды? – Это наша малая родина, то место, где родились многие из вас. У каждого человека есть большая Родина – страна, в которой он живет, и малая Родина – местность, где он родился. Это может быть и стойбище оленеводов, и маленькая деревушка, и огромный современный город. Продолжить разговор о Родине нам поможет текст. Совместное составление плана работы над текстом:
(Добавляет учитель.)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Физкультминутка.1 | Познавательные: формирование проблемы, путей её решения
Регулятивные: формирование умения составлять план. |
ΙV. Открытие нового знания. Цели: выполнить все пункты плана | – Посмотрите на доску: родина, Родина. – На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.) – Догадались, почему? – Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. 2) – Много стихов сложено о Родине. Послушайте стихи и постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о малой родине, в каком – о стране. Россия ...Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей... Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою, С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называю Одним широким словом: «Русь». (Сергей Васильев.) – Какие строки подсказали ответ на вопрос? Родина Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! (Зоя Александрова.) – Какие строки подсказали ответ на вопрос? 3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество». а) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте, кто автор текста. Послушайте рассказ о писателе. Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению. С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. Сегодня вы прочтёте отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше отечество». – Как связаны название и иллюстрация? – Что подсказывает слово Отечество? – Какие близкие по значению слова вы знаете? - Предположите по называнию, о чем этот текст? б) Работа с текстом во время чтения. Чтение учителем по предложениям с комментариями. После чтения 2-го предложения: – Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы – это однокоренные слова.) - Как вы понимаете выражение “испокон веку”? (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.) После чтения 3-го предложения: – Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, родитель – и у всех слов корень -род-. Чтение последнего предложения. в) Работа с текстом после чтения. – К как вы думаете какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.) – Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. Читают последний абзац. - Какие вопросы возникли к автору во время чтения? – Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.) – Сколько абзацев в тексте? – Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»? – В каком году он был написан Ушинским? – Кто представляет, сколько лет прошло? – Почему же сегодня дети читают текст, написанный так давно? - Чему учит нас этот рассказ? - Давайте подумаем, как Родина заботится о нас? (У нас есть возможность учиться, отдыхать, лечиться) - Что значит быть гражданином своей страны? (Иметь не только права но и обязанности) - Что могут сделать первоклассники, чтобы наша Родина стала еще крепче? Чтение вслух хорошо читающими детьми. - Самые внимательные слушатели приготовят ответ на вопрос: Почему Россию мы зовём матерью? Читающие дети найдут подтверждение в тексте и прочтут нам предложение. После чтения 3 предложения. - Вы уже знаете, знак многоточия ставится тогда, когда автор недосказал что-либо. Продолжите это предложение. - Родителей не выбирают, так же нельзя выбрать страну, в которой ты родился. Эта страна может быть заботливой, а может быть и совсем неласковой. Главное, помнить каким будешь ты – такой будет и твоя Родина. - Как вы думаете, с каким настроением автор писал этот рассказ? - Итак, мы с вами поработали над текстом. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.) Физкультминутка для глаз | Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; ппрлдожд |
V. Применение нового знания. Развитие смыслового чтения. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку | - Сейчас я предлагаю поработать на листах, где отрабатываем смысловое чтение. Вас ждут 5 заданий. Четыре задания выполняют все, а №5 можно выполнить по желанию. У кого возникнут трудности, я жду вопросов. Так как вопросы одинаковые, можно обсуждать, работать в парах. Приложение 1. | Регулятивные УУД: - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Включение в систему знаний Цели: -зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и затруднения; | - В заключительной части урока мы проведем конкурс. Вчера вы получили задание по выбору: подобрать пословицы и поговорки про Родину, нарисовать рисунок своей малой родины и найти стихотворение о малой родине родителей, дедушек и бабушек. Рассказ о своем рисунке. Конкурс стихотворений Игра «Доскажи пословицу» | Коммуникативные: -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - умение высказывать свои предположения. |
VII. Итог Рефлексия учебной деятельности Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Все пункты плана работы по тексту мы выполнили? – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить работу? – Мы выполнил всё правильно или были недочёты? – Чья работа вам больше всего понравилась? – Кто доволен сегодня своей работой? – А каким словом вы бы оценили свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. | Регулятивные УУД: -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
VШ. Домашнее задание (по желанию) | Стр.96-97, прочить выразительно рассказ. По выбору: подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока "Как я ловил человечков" + учебная презентация) 3 класс
Учебно-методический комплект по литературному чтению...
Методическая разработка (технологическая карта) урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе по теме: К. Ушинский "Наше Отечество"
Методическая разработка урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе...
Литературное чтение. Технологическая карта урока.
Литературное чтение. Технологическая карта урока по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу"(2 класс)....
Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2 Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема: Шуточный или юмористический художественный образ. Т...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):Личностные:- Прививать любовь к Родине.- Воспитывать чувство патриотизма.Метапредметные:·...