Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока "Как я ловил человечков" + учебная презентация) 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Учебно-методический комплект по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._kak_ya_lovil_chelovechkov.doc | 95 КБ |
literaturnoe_chtenie.kak_ya_lovil_chelovechkov.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков»
Цели деятельности учителя:
1) обобщить знания по рассказу Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»;
2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
3) работать над навыком осознанного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии
Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент. Мотива-ционный Словес.: слово учителя | 8:00-8:01 | Все дружно встали! Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Меня зовут Альфия Зиннатулловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Тихонечко садитесь. | Эмоционально настраиваются на работу | К.: планирование учебного сотрудничества |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: артикуляционные упражнения Словес.: беседа, ответы на вопросы Нагляд.: презентация Словес.: слово учителя Нагляд.: презентация Словес.: ответы на вопросы, слово учителя
| 8:01-8:04 9:04-9:06 8.06-8.09 8:09-8:12 | Речевая разминка - Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте: За забором Борис посадил барбарис, Кустик барбариса перерос Бориса. А вы знаете, что такое барбарис? Хорошо. Давайте посмотрим на экран. Кто прочитает? Барбарис – колючий кустарник с красными и кислыми ягодами. А также сами ягоды. - Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос. - Очень хорошо! - Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О мальчике Борисе) - Да! А вы не догадываетесь, почему я выбрала именно это имя? (потому что главного героя рассказа, с которым мы познакомились на прошлом уроке, зовут Борис) Хорошо, молоцы! Как называется рассказ с которым вы познакомились на прошлом уроке?(«Как я ловил человечков») Верно! Какие главные цели мы поставим на урок? ( 1)вспомнить о жизни и творчестве автора; 2) пересказать часть рассказа Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»; 3)выполнить анализ произведения). - Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 124. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Борис Степанович Житков). - Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения его вы уже читали? («беспризорная кошка», «про волка», «про обезьянку», «белый домик», «как слон спас хозяина от тигра») - Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя. Теперь я вам даю 2 минуты, чтобы повторить домашнее задание. В парах перескажите текст. Слово об авторе - Сейчас давайте вспомним о жизни этого писателя. Что вы о нем раньше знали? Борис Степанович Житков (1882 — 1938) — русский писатель, педагог. Родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно “ушел” в детскую литературу. В его книгах: “Морские истории”, “Что бывало”, “Рассказы про животных” - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность. Какие еще произведения этого писателя вам известны? Что вам еще известно об авторе? | Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение Определяют тему и цели урока Отвечают на вопросы учителя Внимательно слушают рассказ учителя | П: осмысленно читают текст К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: структурирование знаний. Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование. |
3. Решение частных задач Словес.: учебный диалог, слово учителя Практич.: слушание и чтение текста, анализ рассказа, составление плана рассказа Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение Нагл.: презентация Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение по ролям Словес.: ответы на вопросы, составление плана Слов.: ответы на вопросы, Практич.: чтение Слов.: ответы на вопросы, учебный диалог Словес.: учебный диалог Практич.: составление плана рассказа Словес.: ответы на вопросы, выборочное чтение Нагл.: презентация Словес.: слово учителя Словес.: ответы на вопросы, фронтальная беседа Практич.: работа в группах Практич.: работа в парах, выполнение задание Словес.: ответы на вопросы | 8:12-9:15 8:15-8:16 8:16-8:20 8:20-9:22 8:22-8:24 8:24-8:26 8.26-8.28 8.28-8.30 8:30-8:33 8.33-8.35 8:35-8:37 8.37-8.40 8.40-8.42 | Сегодня мы будем продолжать знакомиться с главным героем рассказа, выделяя качества характера мальчика, которые нам нравятся и те, которые мы осуждаем. Будем вместе анализировать рассказ. Для этого я вам предлагаю сегодня поиграть в ролевую игру «Обвинители» и «Защитники». Суть этой игры состоит в том, что я вас поделю на 2 команды: Защитники и обвинители. Защитники будут искать положительные черты характера мальчика, а обвинители – отрицательные. Откройте учебник. Мы будем строго следовать сюжету рассказа по логическим частям с обсуждением. (По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают.) также мы будем вместе составлять план рассказа и каждую часть озаглавим. Перед нами 1 часть рассказа. Как мы её озаглавим? 1. Маленькие жильцы пароходика. О чём рассказывается в этой части? Какие положительные и отрицательные черты характера мы отметим у мальчика в 1 части? Слово даем «защитникам», «обвинителям». (В этой части мы узнаём, что мальчик очень впечатлительный, его привлекает всё красивое. Мальчик фантазер, у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике.) Зачитайте подтверждение своих слов из текста. Итак, вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем. Словарная работа Корма – задняя часть судна Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. Перед нами 2 часть рассказа. Как мы её озаглавим? 2. Ночные наблюдения за пароходиком. О чём рассказывается в этой части? (Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.) Какие качества здесь вы увидели? (отвечают защитники и обвинители) (Обманщик. Герой наврал бабушке, что не может спать без света. На ложь мальчик решился из-за любопытства. Он настойчивый – надеется на тайну и строит план.) Зачитайте подтверждение своих слов из текста. Физ. минутка Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем. Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. - Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем к третьей части. Как мы её озаглавим? 3. Тайный план. О чём рассказывается в этой части? (Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.) Какие качества вы увидели в этой части? (ответы защитников и обвинителей) Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно. Скрывает от неё все свои поступки: скрытный. Герой делает это вынужденно: иначе бабушка спрятала бы пароходик. Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе. Зачитайте подтверждение своих слов из текста.
Перед нами 4 часть рассказа. Как мы её озаглавили? 4.Угощение исчезло. О чём рассказывается в этой части? Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках. Какие здесь качества? Мальчик продолжает обманывать бабушку. Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику, а сам к нему прикасался: обманщик. Эти действия он совершал по любознательности. Настойчивый, наблюдательный, эмоциональный, фантазёр. Перед нами 5 часть рассказа. Как мы её озаглавили? 5. «Я не мог больше терпеть» О чём рассказывается в этой части? Качества? (защитники и обвинители) Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить в гости с бабушкой, придумал свою болезнь. Нарушает слово, данное бабушке: решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там внутри. Идет на обман: сказавшись больным, чтобы остаться дома. Нетерпеливый – не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков. Перед нами 6 часть рассказа. Как мы её озаглавили? 6.Охота на человечков. О чём рассказывается в этой части? Какие качества здесь вы увидели? Мальчик взламывает пароходик. Совершает безрассудный поступок. Не контролирует свои действия: эмоции желания берут верх над разумом. Все-таки иногда задумывается – прав ли он, но герой ещё маленький, поэтому не умеет себя контролировать. Нетерпеливый. Перед нами 7 часть рассказа. Как мы её озаглавили? 7. «Чего я наделал – то!» О чём рассказывается в этой части? Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет. Мальчик нарушает слово не трогать пароходик. В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком. Осознает свой поступок и приходит в ужас от содеянного. Переживает случившееся. У нас получился план рассказа: 1. Маленькие жильцы пароходика. 2. Ночные наблюдения за пароходиком. 3. Тайный план. 4.Угощение исчезло. 5. «Я не мог больше терпеть» 6.Охота на человечков. 7. «Чего я наделал – то!» (На доске формируется запись - главные черты характера героя, его душевные качества.) Обманщик Фантазер Скрытный Верит в чудеса Не умеет держать слово Любопытный Не умеет контролировать поведение Переживает Нетерпеливый Настойчивый Находчивый Наблюдательный Впечатлительный Эмоциональный Осознает свой поступок К какому же окончательному выводу мы должны прийти в результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя? (Понять можно, но оправдать нельзя. Человек должен управлять только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом.) Теперь поработаем в группах. Я проверю вас, как хорошо вы запомнили рассказ. Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте на листочке: “верно” - “+”, “неверно” - “-”. “Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” “Я заснул с радостью” “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил” “Я ночью даже слышал какую-то возню” “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке” Проверяем. 1 группа читает 1 предложение. Верное ли это предложение? Присутствует ли оно в рассказе? Докажите. 2 группа - 2 предложение и т.д. Итак, ребята, как вы думаете, зачем автор написал рассказ? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.) | Слушают учителя Участвуют в ролевой игре Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту. Слушают учителя Составляют план рассказа, выделяют отрицательные и положительные качества главного героя, читают выполняют словарную работу Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы Выполняют физические упражнения Слушают внимательно одноклассников Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы. Внимательно слушают задание учителя. Отвечают на вопросы учителя, поиск необходимой информации из текста Отвечают на вопросы, выявление положительных и отрицательных качеств главного героя отвечают на вопросы, выявление качеств главного героя Читают Делают выводы, анализируют , отвечают на Вопросы Работают в группах, выполняют задание, слушают учителя Проверка задания Работают в парах, выполняют задание Отвечают на вопросы | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: осознанное чтение П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез. К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
4. Подведение итогов. Рефлексия. Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ Нагляд.: презентация | 8:42-8:45 | - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? - Чему учит рассказ? - А вы будете поступать так? Хорошо ли это? - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ второй части рассказа. - А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока. - Вспомните, какие мы ставили цели? - Всех ли целей мы достигли? - Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. Оценку за сегодняшнюю работу получили… - Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания! | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барбарис – колючий кустарник с красными, кислыми ягодами. А также сами ягоды.
За забором Борис посадил барбарис, Кустик барбариса перерос Бориса.
Цели: Вспомнить о жизни и творчестве автора; Выполнить анализ рассказа.
Борис Степанович Житков
Борис Степанович Житков (1882 - 1938) Русский писатель, педагог. Был морским офицером, учителем, объездил полстраны. В его произведениях четко видно добро и зло, мужество и трусость.
«Обвинители и Защитники»
План: 1. Маленькие жильцы пароходика;
Корма – задняя часть судна Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Модель – образец изделия
План: 1 . Маленькие жильцы пароходика; 2. Ночные наблюдения за пароходиком; 3. Тайный план; 4. Угощение исчезло; 5. Я не мог больше терпеть; 6. Охота на человечков; 7. «Чего я наделал – то!».
Домашнее задание: пересказ 2 части рассказа
Цели: Вспомнить о жизни и творчестве автора; Выполнить анализ рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "My home" + учебная презентация) 4 класс
Класс: 4-бТема: "My home"Цель урока: формирование лексического навыка речи.Задачи:1) практические:· отработать звук [ð];·...
Учебно-методический комплект по ИЗО (технологическая карта урока "Человек и его украшение" + учебная презентация ) 2 класс
Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока "Употребление глаголов в речи" + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "Animal World" + учебная презентация) 4 класс
Учебно-методический комплект по английскому языку...