Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I.Оргмомент
| 1
| Слайд 1 -Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что наступила весна, сегодня светит солнце…) -Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало теплей, и солнышко светит, и нашей встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.
|
|
| Настраивает ребят на работу.
|
|
|
II.Инициация.
| 2 | Слайд 2 -Закройте глаза и послушайте. (Звучит японская музыка) -Какие ассоциации возникли у вас при слушании этой музыки? (Япония, страна восходящего солнца….)
| Приём «Ассоциации»
|
фронтальная
| Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме
| После прослушивания музыкального отрывка устно воспроизводят возникшие ассоциации, связанные со звуковыми образами
| Формирование учебной мотивации.
|
III. Подведение к формулированию темы урока.
| 1 | Слайд 3. -«Чужих меж нами нет… Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету» -Что скажете? Красиво? Какую картину нарисовало ваше воображение? (По щелчку появляется картинка «вишни в цвету») -Это обычное стихотворение? (Нет, это хокку) -Какие признаки указывают на то, что это хокку? ( Три строчки, рифмы нет) -Молодцы, правильно подметили. А кто автор? (Исса) -Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Хокку) -Да, ребята, мы сегодня будем говорить о том, как японские поэты в трёхстишиях могут выразить свой внутренний мир через образы природы. (прикрепляю веер) -В использовании любого предмета японцы видят глубокий смысл. И смысл нахождения веера на нашем уроке тоже имеет своё символическое значение. А какое - вы узнаете в конце урока. Слайд 4. Тема: «Мир природы глазами японского поэта»
| Подводящий диалог
| фронтальная
|
|
| Развитие умения участвовать в беседе.
|
IV.Вызов.
| 4 | -Заполните столбики таблицы ЗХУ в творческих тетрадях. Впишите всё, что вы знаете о хокку и что хотели бы узнать ещё. Слайд 5. -Что вы знали? (ответы детей) Молодцы, вы уже много знаете о японской поэзии. -Что хотели бы узнать? -Какую цель поставим на уроке? (Побольше узнать о Японии, о хокку, об отношении поэта к миру природы.)
| Приём «Заполнение таблицы ЗХУ»
| индивидуальная
|
Называет тему и предлагает заполнить колонку «Знаю».
В колонку «Хочу знать» предлагает внести спорные идеи и вопросы.
| Вносят сведения, известные им по этой теме.
Вносят заинтересовавшие их идеи и вопросы.
| Умение высказываться в устной и письменной форме. |
V. Осмысление
| 7 | -Попробуйте найти интересующую вас информацию в тексте (Приложение 4) и заполните третий столбик таблицы. Работаем с текстом и помечаем новые сведения значками. Слайд 6. «! «– удивило, думал по-другому « - « не знал совсем -Если у вас не получилось ответить на интересующие вопросы, попробуйте это сделать в течение урока и внести в таблицу, в столбик «Узнал»
| Приём «Чтение с пометами «Инсерт»
| индивидуальная
фронтальная | Предлагает учебный текст и систему маркировки текста, предполагающая следующие значки: «-», «!» . Предлагает учащимся сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. В колонку «Узнал» предлагает внести новые сведения.
| Читают учебный текст и знаком минус помечают то, что противоречит их представлениям; «!» - помечают то, что является для них интересным и неожиданным.
Заполняют колонку «Узнал(а)», вносят новые сведения.
| Использование знаково-символических средств представления информации для решения задач.
|
VI. Минутка релаксации.
| 1 | Слайд 7. Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла. Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно. Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас. Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.
|
|
| Под спокойную мелодию произносит текст и показывает движения.
| Повторяют движения
|
|
VII.Интерактивная лекция.
| 5 | -Ребята, а можете назвать имена японских поэтов? (Басё, Кикаку) -Мир каждого поэта уникален. И читать хокку нужно проникновенно, словно созерцая мир природы, вслушиваясь в него сердцем. -Представьте, однажды утром, японский старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своём ярком ночном впечатлении. Слайд 8 -9. Видео. «Вот выплыла луна И самый мелкий кустик На праздник приглашён!» -О чём оно? -О каком празднике говорится? (О полнолунии) -А почему это праздник? -Поэт нарисовал картину праздника природы под ясной луной, где гости - цветы, деревья, даже самый маленький кустик – желанный гость. Поэт заступается за крошечный кустик и нетрудно понять, что тем самым он встаёт на защиту обездоленного человека и мы узнаём в этих словах мечту о равенстве людей. -А вот ответ старику от соседа, который вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку. Вслушайтесь. Слайд 10-11.Видео «Ах, не топчи траву! Там светлячки сияли Вчера ночной порой. -Как вы понимаете его смысл? -Сравните эти стихи. -Какое восприятие мира: выраженное во впечатлении старика или в замечании его соседа, кажется вам более поэтичным? Утончённым? -Какую идею хотел донести до нас японский поэт? Чем хотел, может быть, поделиться с нами? -Поэт как бы обращается к нам: приглядитесь, и вы постигнете таинство природы.
|
Прослушивание художественного чтения, анализ хокку.
| фронтальная
| Предлагает прослушать художественное чтение хокку. Задаёт вопросы.
| Слушают, затем, размышляя, отвечают на вопросы.
| Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, строить речевые высказывания в устной форме.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
VIII. Рефлексия. | 10 | -А сейчас вы попробуете себя в роли авторов хокку. У каждой группы – своё задание (Приложение5), картинки (Приложение 1) и памятка по написанию хокку (Приложение 2). Постарайтесь, чтобы то, что вы пишете, передавало ваши чувства, мысли. Будьте искренними. Попытайтесь приблизиться к форме хокку, чтобы у вас получилось всё-таки трёхстишие. Удачи! Ученики работают в группах, соблюдая правила работы в группах (Приложение 3). Слайд 12. Звучит тихая мелодия. - Басё писал: “Создание стихотворения происходит мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как волк кидается на опасного противника, точно так же, как режут арбуз острым ножом или откусывают большой кусок от груши”.
| Приём «Генерация идей» (работа в группах)
| групповая | Каждой группе предлагает выполнить задание, попробовать себя в роли авторов хокку, выразить новые идеи и информацию собственными словами.
| В течение короткого времени происходит генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках. Вводится правило, запрещающее критику любой идеи.
| Развитие умений слушать, участвовать в беседе, ставить вопросы, качественно их формулировать. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.
|
IX. Представление результатов работы группы.
| 5 | -Ну, давайте теперь посмотрим, как вы справились. Кто первым представит нам результаты своих трудов? -Украсьте им наш веер. -Читайте выразительно, передавая задуманную интонацию. -Какие замечательные стихи получились у вас! Не беда, если форма вашего произведения не совпала с формой хокку. Главное, что вы попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому. -Ваши стихи, написанные на цветах, веточках и листочках, не только сделали веер красивым для созерцания, но и наполнили более глубоким смыслом его нахождение на нашем уроке.
| Приём «Вернисаж идей» (коллективное монологическое высказывание с опорой на созданный коллаж)
|
| Каждой группе предлагает представить свои сочинения.
| Каждая группа представляет свой рассказ. Картинки с написанными на них хокку наклеиваются на веер с изображением японских иероглифов. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу.
|
|
X. Подведение итогов.
| 3 | -Достигли мы с вами цели урока? -Скажите, смогли ли вы увидеть и почувствовать отношение японского поэта к природе? -Как он относится к природе? (Чутко, бережно, трепетно) -У кого появились ещё ответы на вопросы? Запишите их в табличку.
|
| фронтальная |
|
| Развитие критического мышления. Способность к глубокой творческой деятельности.
|
|
| -А как вы оцените свою работу на уроке? Выберите 2-3 фразы. Слайд 13. было трудно… я выполнял задания… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось я смог… я попробую… -Вы оценили свою работу, а как вы думаете, для чего нам было нужно исследовать другие взгляды на мир природы? Зачем нам другой взгляд на мир, если у каждого из нас свой? Подумайте и выберите изречение, которое говорит о значении того, что мы делали на уроке. Слайд 14. «Кого можно назвать мудрым? Того, кто от каждого умеет чему-нибудь научиться» «Стремление познать всё больше и больше-единственно важное в жизни» «Всё, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу - вот поэзия» «Чем богаче твой внутренний мир, чем тоньше он умеет чувствовать, тем глубже твоя душа откликнется на прозвучавший зов в душе поэта»
| Формирование самооценки
Приём «Продолжи предложение»
Приём «Выбери изречение»
| фронтальная | Предлагает оценить собственный вклад в работу над осмыслением содержания учебного текста, японских хокку, создавая ситуацию успеха.
Предлагает на выбор фразы, которые нужно продолжить.
Предлагает оценить собственный вклад в работу группы, выбрать и обосновать изречение, соответствующее представлению каждого о значении полученных знаний на уроке.
| Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, проговаривая предложение, начало которого дано на слайде.
Каждый оценивает приобретённые знания, свой вклад в создание коллажа, выбирая изречение, наиболее близкое и понятное ему по идее.
| Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке
Умение формулировать собственное мнение |
XI. Домашнее задание.
| 1 | Слайд 15. 1. Сочинить хокку о природе, о друзьях. 2. Поискать дополнительный материал о японских поэтах. -И в заключении хочу вам сказать что-то на японском языке – Гокуросама! Спасибо за помощь!
|
|
| Предлагает домашнее задание на выбор. | Выбирают домашнее задание по желанию.
|
|