Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок является завершающим в главе «Мир драмы. Где искать автора?». Изучение школьниками классического жанра хокку являет собой пример диалога двух культур – Востока и Запада. Поиск позиции автора, способы её выражения открываются ребятам на протяжении всего цикла данного направления. Задача урока  - не показать или рассказать, а намекнуть, дать толчок к творчеству, что и проявляют дети в презентации своих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chteniya_1.zip2.22 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК:  система Занкова.  Предмет: литературное чтение. Класс: 4

Тема урока: Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы.

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок является завершающим в главе «Мир драмы. Где искать автора?». Изучение школьниками классического жанра хокку являет собой пример диалога двух культур – Востока и Запада. Поиск позиции автора, способы её выражения открываются ребятам на протяжении всего цикла данного направления. Задача урока  - не показать или рассказать, а намекнуть, дать толчок к творчеству, что и проявляют дети в презентации своих работ.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Расширить представления о творчестве классика японской литературы Кобаяси Иссы; способствовать пониманию особенностей национального мироощущения японского народа;  чуткого, трепетного отношения автора к природе.

Задачи урока: Посредством углубления восприятия поэтической формы хокку подвести учащихся к созданию собственных поэтических трехстиший, развивать навыки анализа поэтического текста; обогащать словарный запас учащихся; развивать собственное речевое творчество учащихся.

  Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I.Оргмомент

1

Слайд 1

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Потому что наступила весна, сегодня светит солнце…)

-Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало теплей, и солнышко светит, и нашей встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.

Настраивает ребят на работу.

II.Инициация.

2

Слайд 2

-Закройте глаза и послушайте.  (Звучит японская музыка)

-Какие ассоциации возникли  у вас при слушании этой музыки? (Япония, страна восходящего солнца….)

Приём «Ассоциации»

фронтальная

Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме

После прослушивания музыкального отрывка устно воспроизводят возникшие ассоциации, связанные со звуковыми образами

Формирование учебной мотивации.

III. Подведение к  формулированию темы урока.

1

Слайд 3.

-«Чужих меж нами нет…

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету»

-Что скажете? Красиво? Какую картину нарисовало ваше воображение? (По щелчку появляется картинка «вишни в цвету»)

-Это обычное стихотворение? (Нет, это хокку)

-Какие признаки указывают на то, что это хокку? ( Три строчки, рифмы нет)

-Молодцы, правильно подметили. А кто автор? (Исса)

-Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Хокку)

-Да, ребята, мы сегодня будем говорить о том, как японские поэты  в трёхстишиях  могут выразить свой внутренний мир через образы природы. (прикрепляю  веер)

-В  использовании любого предмета японцы видят глубокий смысл. И смысл нахождения веера на нашем уроке тоже имеет своё символическое значение. А какое - вы узнаете в конце урока.

Слайд 4. Тема: «Мир природы глазами японского поэта»

Подводящий диалог

фронтальная

Развитие умения участвовать в беседе.

IV.Вызов.

4

-Заполните столбики таблицы ЗХУ в творческих тетрадях. Впишите всё, что вы знаете о хокку и что хотели бы узнать ещё.

Слайд 5.  

З

Х

У

-Что вы знали? (ответы детей) Молодцы, вы уже много знаете о японской поэзии.

-Что хотели бы узнать?

-Какую цель поставим на уроке? (Побольше  узнать о Японии, о хокку, об отношении поэта к миру природы.)

Приём «Заполнение таблицы ЗХУ»

индивидуальная

Называет тему и предлагает заполнить колонку «Знаю».

В колонку «Хочу знать» предлагает внести спорные идеи и вопросы.

Вносят сведения, известные им по этой теме.

Вносят заинтересовавшие их  идеи и вопросы.

Умение высказываться в устной и письменной форме.

V. Осмысление

7

-Попробуйте найти интересующую вас информацию в тексте (Приложение 4) и заполните третий столбик таблицы. Работаем с текстом и помечаем  новые сведения значками.

Слайд 6.

«! «– удивило, думал по-другому

 « -  « не знал  совсем

-Если у вас не получилось ответить на интересующие вопросы, попробуйте это сделать в течение урока и внести в таблицу, в столбик «Узнал»

Приём «Чтение с пометами «Инсерт»

индивидуальная

фронтальная

Предлагает учебный текст и  систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:

 «-», «!» .

Предлагает учащимся сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

В колонку «Узнал» предлагает внести новые сведения.

Читают учебный текст и знаком минус помечают то, что противоречит их представлениям;

«!» - помечают то, что является

для них  интересным и неожиданным.

Заполняют колонку «Узнал(а)», вносят новые сведения.

Использование знаково-символических средств представления информации для решения задач.

VI. Минутка релаксации.

1

Слайд 7.

Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.

Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.

Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.

Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.

Под спокойную мелодию произносит текст и показывает движения.

Повторяют движения

VII.Интерактивная лекция.

5

-Ребята, а можете назвать имена японских поэтов? (Басё, Кикаку)

-Мир каждого поэта уникален. И читать хокку нужно проникновенно, словно созерцая мир природы, вслушиваясь в него сердцем.

-Представьте, однажды утром, японский старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своём ярком ночном впечатлении.

Слайд 8 -9. Видео. «Вот выплыла луна

И самый мелкий кустик

На праздник приглашён!»

-О чём оно?

-О каком празднике говорится? (О полнолунии)

-А почему  это праздник?

-Поэт нарисовал картину праздника природы под ясной луной, где гости - цветы, деревья, даже самый маленький кустик – желанный гость. Поэт заступается за  крошечный кустик и нетрудно понять, что тем самым он встаёт на защиту обездоленного человека и мы узнаём в этих словах мечту о равенстве людей.

-А вот ответ старику от соседа, который вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку. Вслушайтесь.

Слайд 10-11.Видео

«Ах, не топчи траву!

Там светлячки сияли

Вчера ночной порой.

-Как вы понимаете его смысл?

-Сравните эти стихи.

-Какое восприятие мира: выраженное во впечатлении старика или в замечании его соседа,

кажется вам более поэтичным? Утончённым?

-Какую идею хотел донести до нас японский поэт? Чем хотел, может быть,  поделиться с нами?

-Поэт как бы обращается к нам: приглядитесь, и вы постигнете таинство природы.

Прослушивание художественного чтения, анализ хокку.

фронтальная

Предлагает прослушать художественное чтение хокку. Задаёт вопросы.

Слушают, затем, размышляя,  отвечают на вопросы.

Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, строить речевые высказывания в устной форме.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

VIII. Рефлексия.

10

-А сейчас вы попробуете себя в роли авторов хокку. У каждой группы – своё  задание (Приложение5), картинки (Приложение 1)  и памятка по написанию хокку (Приложение 2). Постарайтесь, чтобы то, что вы пишете, передавало ваши чувства, мысли. Будьте искренними. Попытайтесь приблизиться к форме хокку, чтобы у вас получилось всё-таки трёхстишие. Удачи!

Ученики работают в группах, соблюдая правила работы в группах (Приложение 3).  

Слайд 12. Звучит тихая мелодия.

- Басё писал: “Создание стихотворения происходит мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как волк кидается на опасного противника, точно так же, как режут арбуз острым ножом или откусывают большой кусок от груши”.

Приём «Генерация идей» (работа в группах)

групповая

Каждой группе предлагает выполнить задание, попробовать себя в роли авторов хокку, выразить новые идеи и информацию собственными словами.

В течение короткого времени происходит генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках. Вводится  правило, запрещающее критику любой идеи.

Развитие умений слушать,
участвовать в беседе,
ставить вопросы, качественно их формулировать.
Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.

IX. Представление результатов работы группы.

5

-Ну, давайте теперь посмотрим, как вы справились. Кто первым представит нам результаты своих трудов?

-Украсьте им наш  веер.

-Читайте выразительно, передавая задуманную интонацию.

-Какие замечательные стихи получились у вас! Не беда, если форма вашего произведения не совпала с формой хокку. Главное, что вы попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому.

-Ваши стихи, написанные на цветах, веточках и листочках, не только сделали веер красивым для созерцания, но и наполнили более глубоким смыслом его нахождение на нашем уроке.

Приём «Вернисаж идей» (коллективное монологическое высказывание с опорой на созданный коллаж)

Каждой группе предлагает  представить  свои сочинения.

Каждая группа представляет свой рассказ. Картинки с написанными на них  хокку  наклеиваются на веер с изображением японских иероглифов. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу.

X. Подведение итогов.

3

-Достигли мы с вами цели урока?  

-Скажите, смогли ли вы увидеть и почувствовать отношение японского поэта к природе?

-Как он относится к природе? (Чутко, бережно, трепетно)

-У кого появились ещё ответы на вопросы? Запишите их в табличку.

фронтальная

Развитие критического мышления.


Способность к глубокой творческой деятельности.

-А как вы оцените свою работу на уроке? Выберите 2-3 фразы.

 Слайд 13.

было трудно…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось

я смог…

я попробую…

-Вы оценили свою работу, а как вы думаете, для чего нам было нужно исследовать другие взгляды на мир природы? Зачем нам другой взгляд на мир, если у каждого из нас свой? Подумайте и выберите изречение, которое говорит о значении того, что мы делали на уроке.

Слайд 14.

«Кого можно назвать мудрым? Того, кто от каждого умеет чему-нибудь научиться»

«Стремление познать всё больше и больше-единственно важное в жизни»

«Всё, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу - вот поэзия»

«Чем богаче твой внутренний мир, чем тоньше он умеет чувствовать, тем глубже твоя душа откликнется на прозвучавший зов в душе поэта»

Формирование самооценки

Приём «Продолжи предложение»

Приём «Выбери изречение»

фронтальная

Предлагает

оценить собственный вклад в работу над осмыслением содержания учебного текста, японских хокку, создавая ситуацию успеха.

Предлагает на выбор фразы, которые нужно продолжить.

Предлагает оценить собственный  вклад в работу группы, выбрать и обосновать изречение, соответствующее представлению каждого  о значении полученных знаний на уроке.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, проговаривая предложение, начало которого дано на слайде.

Каждый оценивает приобретённые знания, свой вклад в создание коллажа, выбирая изречение, наиболее близкое и понятное ему по идее.

Способность к самооценке, самостоятельно,  адекватно оценивать свою работу на уроке
 

Умение формулировать собственное мнение

XI. Домашнее задание.

1

Слайд 15.

1. Сочинить хокку о природе, о друзьях.

2. Поискать дополнительный материал о японских поэтах.

-И в заключении хочу вам сказать что-то на японском языке

– Гокуросама! Спасибо за помощь!

Предлагает домашнее задание на выбор.

Выбирают домашнее задание по желанию.

Спигина Ольга Юрьевна, учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

города Сорочинска Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 4 класс "Кобаяси Исса. Хокку про гусей Японии"

Урок литературног чтения в 4 классе по учебнику Чураковой...

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Презентация "Отношение к красоте природы в японской культуре" по изобразительному искусству в 4 классе по программе Б.М. Неменского

По программе Б.М. Неменского на изучение темы "Образ художественной культуры Японии" предлагается три урока, чтобы раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой, понимание кра...

Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме: « Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по общекультурному направлению внеурочной деятельности....

Мир осенней природы глазами поэтов

Природная лирика. Мир природы глазами поэтов. Знакомство с творчеством Д.Самойлова....