Интегрированный урок (литературное чтение и ИЗО) 4 класс "Авторский почерк в переводах хокку. Иллюстрирование японского хокку поэта Кобаяси Иссы "Дикие гуси"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО
4 класс
Учитель: Семкив М.В.
МКОУ СОШ № 16 г. Бирюсинска
Тема урока чтения: Авторский почерк в переводах хокку
Цель: на материале разных переводов хокку сравнить творческий
почерк разных переводчиков.
Тема урока ИЗО: Рисуем птиц по памяти. Иллюстрирование япон-
ского хокку поэта Кобаяси Иссы «Дикие гуси»
Цель: развивать творческое воображение, зрительную память, на-
блюдательность, умение определять и выразительно переда-
вать в рисунках особенности формы, строения птицы, про-
должать знакомство с анималистическим жанром, воспиты-
вать бережное отношение к окружающему миру через сред-
ства художественного произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс», интерак-
тивная доска – показ репродукций изображения гор, зданий,
архитектурных памятников, картин художников Японии, ме-
тодическая таблица с показом поэтапного изображения гуся,
репродукция художника Хиросите «Тростник под снегом и
дикая утка», карандаши, гуашь, акварельные краски, воско-
вые мелки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
- Эпиграфом к нашему уроку будет японская поговорка. Прочитайте.
Пустые места на свитке
исполнены большого смысла,
чем начертала на нем кисть.
- Кто может объяснить слово «свиток»?
Работа со словарем русского языка С.И.Ожегова.
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Сегодня на уроке мы проверим, станут ли эти слова вам более понятны, после того как в очередной раз соприкоснемся с японской поэзией.
III. Работа по теме урока. (чтение)
Просмотр слайдов
1-3. Горы Японии очень живописны: острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи, и густые леса создают поэтический пейзаж.
4. Главной природной достопримечательностью является гора Фудзияма. Высота ее 3.776 метров.
5. Дворец правителей в Окинаве.
6. Буддийский храм Тодайдзи.
7. Императорский дворец расположен в самом центре столицы Японии – Токио. Дворец служил основным местом проживания правителей.
8. Недалеко от императорского дворца находится мост Нихомбаси перекинутый через широкую речку.
Мосты и дороги – гордость современной Японии.
9. Радужный мост – визитная карточка японской столицы. Он соединяет старый Токио с новыми районами. Прогулка по мосту займет около 30 минут.
10. Традиционный японский сад.
11. Традиции остаются важной частью жизни современного японца. Например, на улице и на работе он, как правило, носит европейский костюм, а дома или на национальных и религиозных праздниках его часто можно видеть в национальном костюме – кимоно.
12. Японская чайная церемония.
13. Еще одна традиция: писать письма – обращения к богам. В храме можно купить специальную дощечку – эма, и написать на ней любую просьбу. Перед этим нужно два раза хлопнуть в ладоши, бросить в ящик монетку и, сложив ладони перед собой попросить богов не отказывать в такой малости. Дощечки вешают на специальный крючок.
- С одним из проявлений «загадочной японской души» - поэзией хокку – знакомят нас переводчики Татьяна Соколова – Делюсина, Александр Долин, Вера Маркова.
Стр. 169. Учитель читает переводы хокку
- Что можете сказать?
- В каком хокку интонации самые бытовые и разговорные? Докажите.
- Прочитайте 1 и 3 хокку.
- В каком – торжественные и праздничные интонации? Докажите.
IV. Рассматривание ксилографии. (ИЗО)
- Ксилография – это рельефный рисунок, гравюра на дереве или оттиск с такой гравюры.
- Какие ощущения появляются у вас, когда вы смотрите на эту ксилографию?
- Какие изобразительные средства использует художник, чтобы показать это ведущее чувство одиночества?
- Кто такие художники анималисты?
V. Смысловое содержание хокку о диких гусях. (чтение)
- Какой перевод ближе вам? Почему?
- Какие чувства испытываете?
- Всего три строчки. Несколько слов. А ваше воображение уже нарисовало картину. Какую картину, какие образы вы представили?
- Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку – это умение сказать многое в нескольких строчках. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.
VI. Практическая работа учащихся. (ИЗО)
- Вспомним последовательность изображения птиц.
- Выполните иллюстрацию к этому хокку и передайте настроение автора через композицию и цвет.
VII. Просмотр работ.
Ребята называют удачные работы, и чем они понравились.
VIII. Работа с ксилографией. (ИЗО)
- Каждый японский художник ставит на свою картину печать. Здесь олень и лошадь, каждая из них символизирует счастье. Обе вместе обозначают слово «бака» - простой, глупый. Смысл : «Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!» - говорит своей картиной художник.
XI. Обобщение. (чтение)
- Как вы представляете счастье?
- Вернемся к поговорке. Что вы можете сказать сейчас?
Выставление оценок.
Д/з. Чтение – стр. 169 выразительное чтение хокку.
ИЗО – рисование птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"
Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"
Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...
Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор". В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Гармония» Тема: Осень в стихах русских поэтов
Методическая разработка урока литературного чтения с технологической картой по теме: "Осень в стихах русских поэтов" будет интересна учителям начальных классов и студентам педагогических кол...