Мир осенней природы глазами поэтов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Природная лирика. Мир природы глазами поэтов. Знакомство с творчеством Д.Самойлова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мир осенней природы | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
VII.
Урок чтения в 4 классе
«Мир осенней природы
глазами поэтов»
Учитель:
Устинова Ольга Владимировна
Тема: Природная лирика. Мир осенней природы глазами поэтов. Давид Самойлов «Красная осень».
Цель: Содействие эмоционально-чувственному и образному восприятию родной природы.
Задачи:
- Познакомить с творчеством Д. Самойлова.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Учить находить образные средства изображения (сравнения, эпитеты, метафоры), развивать ассоциативность мышления.
- Формировать эстетические чувства детей, прививать любовь к природе.
- Совершенствовать навыки выразительного осмысленного чтения.
Оборудование: учебник, альбомы детей с фотографиями, иллюстрации художников, Чайковский «Осенняя песенка».
I. Оргмомент.
- - Предлагаю послушать музыку.
(звучит музыка Чайковского «Осенняя песенка»).
- Что представляли себе, слушая музыку?
- Что почувствовали?
- Может быть, кто-то узнал пьесу и композитора?
Это Петр Ильич Чайковский, его музыкальная пьеса называется «Осенняя песенка».
- Вы, конечно, догадались, что я не случайно поставила сегодня эту запись.
- Сформулируйте тему урока.
- Сообщение темы и цели урока, (обсуждение в группах).
(Золотая осень. Мир осенней природы глазами поэтов. Бродит осень по дорогам).
Мир осенней природы глазами поэтов, (на доске).
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Какие цели поставим?
(Будем учиться выразительно читать, находить образные средства). Познакомимся с творчеством поэтов, которые писали об осени.
Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те образные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.
II. Подготовка к восприятию нового произведения.
(На доске портрет поэта Давила Самойлова).
- - Знаком ли вам этот поэт?
- Что вы о нем знаете?
- Сообщение о творчестве Давида Самойлова.
Давид Самойлов - человек военного поколения, поэт военных времен. Решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира, стала Великая Отечественная война.
Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения - все это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всем творчестве этого поэта.
В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт 20 столетия. Люди, перенесшие тяготы войны, особенно ценят красоту природы, замечают много удивительного и прекрасного, что мы видим каждый день, но проходим мимо.
Сегодня мы узнаем о чувствах поэта военного времени, познакомимся с его стихотворением «Красная осень».
III. Первичное чтение текста учителем.
IV. Проверка первичного восприятия.
- Какие картины вы представляли себе, слушая стихотворение?
- Что вас удивило?
- Что запомнилось больше всего?
V. Повторное чтение.
- Прочитайте текст про себя.
- Отметьте слова и выражения, значение которых непонятно.
VI. Словарная работа.
Вкрался - незаметно появился
Обнажилось - лишилось покровов, т.е. листьев.
Отсвет - отблеск, отраженный свет.
Мука - страдание, мучение.
Риск - возможная опасность.
Уста - губы.
Благородство - чаще относим к людям, скромность, скромная красота.
VII. Анализ произведения (по группам).
- - В каждой строфе поэт создает свою картину осени. Чем же они различаются?
- Чем вызваны к жизни такие неожиданные сравнения: листа - с сердцем, листьев с открытыми устами?
(В 1 строфе самая драматическая картина осени, раз слово внезапно, значит, до этого спокойная картина осени, взрывается первым красным пятном. Поэт создает удивительно выразительный образ: как будто в земно-золотистую плоть леса воткнули кинжал, вскрыли его грудную клетку, и обнажилось ярко-алое сердце леса. Это образ - олицетворение: лес - живой, а единичный алый лист - это его сердце).
Во 2 строфе - образ олицетворение.
Куст живой: его листья - это полуоткрытые красные уста.
В 3 строфе красный цвет воспринимается как цвет - победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет.
Лес для поэта живой, дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нем красного цвета.
- - Чем отличается настроение в первой и последней строфе?
- Найди конкретные слова, подтверждающие твое мышление.
(В 1 строфе настроение тревожное. Это создается целым рядом приемов: использование таких слов как «внезапно», «вкрался». Эти слова подчеркивают момент неожиданности, таинственности и вероломства. Создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. Сравнение леса и человека (сердце леса...готово на муку и риск).
В последней строфе настроение радостно-праздничное (в двух последних строчках). Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создает праздничный образ сияния, в котором лес и небо составляют единое целое.
- - Какой оттенок в каждую картину осени привносит слово «внезапно»?
В 1 строфе - неожиданность случившегося, элемент испуга, содержит некий колючий оттенок раны, боли, некоего произошедшего насилия, которое совершил красный цвет в лесу.
Во 2 строфе это слово употребляется 2 раз, уже не может нести прежнего настроения, не может восприниматься также ярко. Обозначает распространение красного цвета, - возможно, в ночное время. Крошечная еще вчера рана леса заметно расширилась и выросла: алое пятно заметно разрослось.
В 3 строфе слово «внезапно» воспринимается уже привычным знаком расширения победы красного цвета: оно обозначает еще более увеличивающуюся зону красного, которая теперь охватила все обозримое пространство - и лес, и небеса.
- - Как ты считаешь, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например желтый, смысл стихотворения изменился бы?
- Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении «Красная осень».
Красный цвет используется и как цвет крови и как цвет праздничных знамен. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. Он объединяет контрастные настроения.
Желтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.
VII. Подготовка к выразительному чтению (по памятке в группах).
- Вам нужно подготовиться к выразительному чтению.
- Что это значит?
Выбрать правильный темп чтения, показать чувства, нестроение поэта, выдержать паузы, выделить голосом особые места.
IX. Выразительное чтение.
От каждой группы по 1ч., по 2, по 3 или всей группой.
- Объявляется конкурс на лучшее исполнение.
Анализ по памятке
- С чувством ли читал.
- Соблюдал ли нужную интонацию.
- Правильно ли выдерживал паузы.
- Выделял ли голосом особые места.
- Не было ли ошибок в словах.
X. Чтение стихов об осени других поэтов. Работа с альбомами.
- - Посмотрите в альбомах, нет ли у вас фотографий, соответствующих этому стихотворению. (Юля - осина, Владик - клен, Леня - куст, Катя - мелкий рис, Лена - рябина)
- К каким строфам подходят?
- - Но осень бывает не только красная, она разная. Почти все поэты выделяют это время года и обращаются к осени.
И мы с вами тоже умеем увидеть красоту и благородство осени. Мы не сочиняем стихи, но можем использовать поэтические строчки разных поэтов, когда видим замечательные картины осени.
И вы вместе с родителями наблюдали эту красоту, выполняя это задание.
- - Строчки какого поэта вам особенно понравились?
Зачитайте и покажите ребятам из своей группы.
XI. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображаем осеннюю природу. Урок ИЗО 2 класс
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов на осеннюю тематику, научить изображать пейзаж.Задачи урока: сформировать умение скомпоновать на листе бумаги свою комп...
Урок окружающий мир 1 класс Осень - природа готовится к зиме.
Урок проводился в 1 классе по програме " Школа 2100".Цели и задачи урока: Познакомить детей с признаками осенней природыОбъяснить как живые существа готовятся к зиме – уметь объяснять мир.Воспиты...
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме", программа "Школа 2100"
Данный материал содержит конспект урока по окружающему миру. Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС - 2, способствует формированию УУД, развитию творческих способностей, отвечает принципам д...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
Осень. Природа готовится к зиме (1класс)
Материал урока о том, как природа готовится к зиме. Урок насыщен занимательным материалом, что позволяет лучше усвоить тему....
Осень. Природа готовится к зиме (закрепление 1класс)
Урок-закрепление. Учащиеся закрепляют полученные знания....
Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень».
Тема: Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень». Задачи урока: Показать детям красоту русской осени в живописи на примере произведений русских художников И.И.Левитана и И....