Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме: « Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по общекультурному направлению внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме:
« Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».
Цель занятия: дать представление об особенностях отражения природы в японской живописи.
Задачи:
- Познакомиться с особенностями художественной культуры Японии.
- Дать представление о характере японской природы.
- Познакомиться с творчеством японского художника К. Хокусая.
- Познакомиться с традиционным японским праздником «Цветение вишни – сакуры».
- Развивать воображение, творчество, совершенствовать изобразительные навыки, воспитывать трудолюбие.
- Воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, графические материалы (акварель), японская поэзия, запись японских инструментальных мелодий, веер, свиток на рисовой бумаге, репродукции картин.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Давайте начнем наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу, пусть у вас будет хорошее настроение.
- Актуализация знаний
а) отгадывание кроссворда
- Сегодня мы отправимся в страну, которую отгадаем, прочитав ребус.
Я (изображение пони) Я
ЯПОНИЯ
б) рассказ учащегося о Японии .
- Объявление темы и цели занятия.
Выяснение задач.
- Для достижения цели занятия, какие задачи мы должны решить? Что бы вы хотели узнать?
- Работа по теме занятия.
1. Рассказ учителя о природе Японии
Природа Японии прекрасна. Яркие краски. Стволы, ветви и корни причудливо извиваются, они корявы, но очень красивы. Там очень влажно. И часто бывают туманы. Вот выйдешь ранним утром в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко изображается четко, детально, крупно, ясно (на слайдах меняются картинки с изображением росы на траве, снежинки, паутины, шмеля на цветке), а все, что вдалеке, размыто, серебристо, словно мягкая тень. Вот именно так часто видят свой пейзаж японцы и именно так любят его изображать. Подробно рисуют детали первого плана, а на заднем плане изображают светлые, расплывчатые силуэты гор - простор большого мира. На японском языке есть термин «массе буммет» - «цивилизация сосновой иглы». Под этим имеется ввиду умение наслаждаться красотой кончика сосновой хвоинки, вместо того, чтобы охватить взором целое дерево.
2. Рассказ учителя о Кацусике Хокусае.
Поклонение природе в Японии возникло в давние времена, к созерцанию ее относились, как к молитве. Художник должен обладать зоркостью видеть невидимое. Мировую известность приобрел японский живописец, график, поэт, писатель Кацусика Хокусай. Он родился в Токио. Он изучил искусство резьбы по дереву. В 18 лет он начинает работать как иллюстратор. Он создал иллюстрации более чем к 500 книгам. Позже основной темой творчества Хокусая стал пейзаж. (проказ картин художника: 1-ая картина – символ Японии - гора Фудзияма).
3. Словарная работа: гравюра.
4. Рассматривание картин.
5. Стихи Кито, Бусон.
Японская пейзажная живопись очень поэтична и похожа на японскую традиционную поэзию (чтение стихов детьми наизусть)
Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была
Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь вишневый цвет.
Кито.
Сон или явь?
Трепетанье сжатой в ладони
Бабочки.
Весенний дождь.
Куда-то бредут бесконечно болтая,
Зонтик и плащ.
Бусон.
Каждое стихотворение (хокку) – маленькая картинка. Немногими словами намечено то, что мы должны дорисовать в воображении. Для того, чтобы научиться видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость в Японии сложилось искусство рассматривать и любоваться.
В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат (слайд): всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; Всматриваться в простое и видеть сложное; всматриваться в некрасивое – и видеть красивое; всматриваться в малое - и видеть великое.
Физкультминутка
7. Рассказ учителя о празднике «Цветение вишни – сакуры».
В Японии долгожданная пора пробуждения природы начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни – сакуры. Для японцев – это настоящий праздник.
Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера (показ слайдов с изображением вишни).
Послания – свитки дарят в праздничные дни.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Сравнение японской и русской пейзажной живописи.
- Какое отличие имеет японская пейзажная живопись от русской? (Игорь Грабарь «Осень», Иван Шишкин «Ручей в лесу»).
Вывод: художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали.
Практическая работа
а) Задание.
- Сегодня вы должны нарисовать такое послание – свиток. Это мог быть прекрасный подарок маме и всем, кого вы любите!
Вы должны изобразить на свитке – пейзаже природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, ветка вишни на фоне дальних гор). Показ веера, свитка на рисовой бумаге.
б) Рекомендации учителя.
Запомните:
- Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному.
- Не старайтесь делать изображение слишком многоцветным. Используйте зеленую, белую, красную краски. Возьмите за основу 3 цвета.
- Можно добавлять в выбранные цвета черную краску, она дает сдержанные, изысканные тона.
- Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получалось прозрачным, как у японских мастеров.
- Рефлексия.
- Что вы узнали нового на занятии?
- Что вам понравилось?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Хотелось ли вам еще узнать о художественной культуре Японии?
- Итог занятия.
- Анализ ошибок. Оценка работ учащихся.
- Экспресс – выставка лучших работ.
- Дарение гостям и друг другу бумажных журавликов.
- В завершение урока мы хотели бы подарить гостям бумажных журавликов, выполненных ребятами на уроке технологии способом оригами, рожденным в Японии. Журавлик – это символ мира, счастья, тепла и благополучия.
Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».
Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...
Презентация "Отношение к красоте природы в японской культуре" по изобразительному искусству в 4 классе по программе Б.М. Неменского
По программе Б.М. Неменского на изучение темы "Образ художественной культуры Японии" предлагается три урока, чтобы раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой, понимание кра...
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
Учебно-методический комплект на тему " Образ женской красоты. Характер в японской культуре" 4 класс
Школа России...
Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе "Отношение к красоте природы в японской культуре"
Разработка урока изобразительного искусства по теме:«Отношение к красоте природы в японской культуре» Класс: 4Учитель: Дюмина Л.Н. Цель...
План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".
Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...