Конспект урока М.М.Зощенко "Ёлка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сваткова Олеся Юрьевна
МБОУ СОШ №2
Карасукского района
Новосибирской области
http://nsportal.ru/olesya-yurevna-svatkova
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
Предметные
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
- воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
II. Речевая разминка
- Артикуляционная гимнастика
Скороговорки
- У елки иголки колки.
- Сыплет снегопад с неба снег.
III. Повторение изученного материала
- Какой раздел мы с вами изучили? (страна детства)
- Почему он так называется?
- Откройте оглавление стр
- Все произведения мы прочитали?
( нет)
- Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Поставьте цель и задачи урока
Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»
- Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?
- Познакомиться с писателем
- Прочитать рассказ
- Приступаем к работе
- У вас на партах текст
м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя
- Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко
М.М. Зощенко (1894–1958)
1 группа
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.
2 группа
Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
IV. Подготовка к первичному восприятию
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
- Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (просмотр– 7 мин.)
VI. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
VII. Повторное восприятие (Слайд 10)
Работа в группах: 1 и 2 группы.
Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
| Девочки | Мальчики |
| Леля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
3 группа
Самостоятельная работа ответить на вопросы:
- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
- Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
- Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
- Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
- Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
4 группа (Слайд 11)
Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр
- 2 рисунок – стр.
- 3 рисунок – стр.
Проверка работы в группах.
Физминутка (Упражнение для глаз)
(Слайд 17)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
- На что и клад, если в семье лад.
- Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
- Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
- Почему не нужен клад, если в семье дружно?
- как вы понимаете 2 пословицу?
- почему надо учить детей пока они маленькие?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
- Приготовить пересказ от лица Миньки.
- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20)
Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....