Урок чтения на тему: Николай Иванович Сладков «Жалейкин и пруд»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок чтения во 2 классе
Тема: Н. Сладков «Жалейкин и пруд».
Цели:
- Познакомить с рассказом Н. Сладкова «Жалейкин и пруд». Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Коррекция внимания, памяти, словесно-логического мышления, развитие устной связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса детей.
- Воспитание интереса к чтению, любви к природе и природе родного края.
Оборудование: учебник С.Ю. Ильина, презентация, компьютер, картинки солнышек, коробка с книгами.
Ход урока
- Организационный момент.
-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку чтения. 1 СЛАЙД
-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Тихо и правильно сядьте.
-Какое у вас настроение? Покажите солнышко. Итак, настроение у всех хорошее. Это замечательно. К уроку все готовы.
II. Работа над чистоговоркой
Сейчас мы поработаем над чистоговоркой для того, чтобы красиво и правильно говорить и читать тексты. 2 СЛАЙД
Караси
Си-си-си, си-си-си –
В водоёме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся –
Вот поймать бы карася!
-Скажите, ребята, какой звук вам чаще всего встретился в этой чистоговорке? [с]
-Расскажите, что вам известно об этом звуке? (Согласный, глухой, мягкий, свистящий, парный.)
-В каком слове чаще всего встретился этот звук? (Карась.)
-Кто такой карась?
-Правильно, карась это рыба. Посмотрите, как она выглядит. 3 СЛАЙД
-Где он обитает? Водится ли в нашей реке такая рыба?
- Актуализация пройденного материала
У: А сейчас мы повторим то, что уже изучили.
Посмотрите на картинку, 4 СЛАЙД там появились какие-то слова: Буду делать хорошо и не буду плохо. Прочитайте это предложение вслух.
У: Почему на картинке появилось это предложение? Где вы слышали это предложение?
Д: Так называется раздел, по которому мы работаем.
У: Посмотрите, на картинке появился портрет Агнии Барто. 5 СЛАЙД
У: Какие произведения вы знаете Агнии Барто? 6 СЛАЙД. На слайде вы видите названия ее нескольких произведений, но какое из них было задано на дом? Какое было домашнее задание? (Выучить наизусть). 7 СЛАЙД
У: Давайте послушаем несколько человек. Молодцы вы порадовали Агнию Барто! 8 СЛАЙД
- Изучение нового материала.
У: А мы продолжаем наш урок, но сначала немножко отдохнём!
Музыкальная физминутка
У: Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то коробка! В ней что-то живёт, давайте ее откроем и узнаем, что же там находится!
(Дети открывают и достают от туда книги)
У: Прочитайте название книги и назовите автора этой книги.
(Читают и выставляют на доску).
У: Кто автор всех этих книг? Правильно Николай Сладков. Посмотрите на портрет Николая Сладкова, а я вам расскажу про него немного. 9 СЛАЙД
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость - проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост". " Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
У: Сейчас мы познакомимся с одним из его рассказов, который называется «Жалейкин и пруд». Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно его послушайте, чтобы ответить на вопрос: «В какое время года происходили события в этом рассказе?». 10 СЛАЙД
У: Читает рассказ «Жалейкин и пруд».
Ответы детей на поставленный вопрос.
Словарная работа:
Слово на доске и демонстрация в картинках:
11 СЛАЙД Склянки – небольшой стеклянный сосуд с горлышком.
12 СЛАЙД Неряха – человек, имеющий неаккуратный внешний вид.
13 СЛАЙД Пруд – водоем в естественном и выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.
14 СЛАЙД Хлам – негодные старые вещи, все бесполезное, ненужное. 15 СЛАЙД
Чтение рассказа учениками по частям с анализом каждой части. Учебник, страница 152.
Вопросы и задания к первой части рассказа:
- Куда однажды побежал Жалейкин?
- Что он увидел на берегу?
- Как он назвал этого человека?
- Что решил сделать мальчик?
Вопросы и задания ко второй части рассказа:
- Каким снова стал бережок и пруд?
- Кто прибежал на пруд? Что случилось с купальщиками?
- Что стало с лесками и крючками рыболовов?
- А что случилось с рыбами, которые жили в пруду?
Вопросы и задания к третьей части рассказа:
- Как хотел сделать Жалейкин? А что получилось?
- Как нужно делать всякое дело?
Молодцы, давайте теперь немного отдохнём!
Музыкальная физминутка
Работа по вопросам:
- Что однажды увидел Жалейкин на пруду? Найдите, что об этом говорится в рассказе, и прочитайте.
- Как Жалейкин решил навести порядок? Что он сделал с мусором? Найдите и прочитайте.
- Что случилось с купальщиками? Найдите и прочитайте.
- Помог ли Жалейкин рыболовам? Почему?
- Почему рыбы в пруду стали болеть и задыхаться?
- Объясни, как ты понимаешь выражение «всякое дело с умом делать надо».
- Как бы ты поступил на месте Жалейкина?
V. Закрепление изученного.
У: Ребята посмотрите на картинку. 16 СЛАЙД. Что на ней изображено? (Красивая природа).
Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?
У нас тоже в Илире есть река, за которой мы должны ухаживать. Осталось совсем немного времени и начнёт оттаивать снег, растает лед и на берегах реки мы с вами увидим много мусора, хлама.
- Кто кидает этот мусор? (Люди).
- Какие это люди? Как назвал их Николай Сладков? (неряхи).
- Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор).
-Вы рисовали картинки о природе, давайте из наших маленьких картинок создадим свою большую, красивую и чистую природу.
У: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Маленькое, большое море». Посмотрите внимательно этот мультфильм, чтобы ответить на вопрос: «Какой хороший поступок совершили герои этого мультфильма?»
17 СЛАЙД
Работа над вопросом к мультфильму.
У: Наш урок подходит к концу, но подождите! Что это появилось у нас на доске?
Пословица. Прочитайте её. (Всякое дело с умом делать надо)
- Где вы слышали сегодня на уроке эту пословицу?
- Что она означает?
- Пословица – это мудрое народное высказывание, которое нужно запомнить. Я надеюсь, что вы запомните эту пословицу и будете следовать с нею по жизни. Именно пословицы учат людей хорошим поступкам, и становиться хорошими людьми.
VI. Итог урока.
- Что мы повторили на уроке?
- Какие задания выполняли?
-Что было особенно интересным для вас?
VII. Домашнее задание:
Домашнее задание: прочитать выразительно это произведение: 5 человек прочитать и нарисовать рисунок.
VIII. Оценивание детей.
-Давайте вспомним наши солнышки и скажите, если понравился наш урок, поднимите солнышко.
Спасибо за урок. 18 СЛАЙД
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Караси Си-си-си, си-си-си – В водоёме караси. Ся-ся-ся , ся-ся-ся – Вот поймать бы карася! Се-се-се, се-се-се – Карасей ловили все. Ся-ся-ся , ся-ся-ся – Не поймали карася.
Буду делать хорошо и не буду плохо
Собака Рыцари
Агния Барто «Рыцари»
Николай Иванович Сладков
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Иванович Сладков "Скворец-молодец" "Апрельские шутки"
Программа: начальная школа ххI века. 2 класс, литературное чтение....
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме Николай Иванович Рыленков «К Родине»
Конспект урока литературное чтение 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Презентация к уроку чтения по теме: "Н.Сладков "Воробьиный термометр".
Презентация к уроку чтения во 2 классе....
Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений
АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...
Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке" с презентацией
Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке"...