Урок чтения на тему: Николай Иванович Сладков «Жалейкин и пруд»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дмитриева Ольга Владимировна

Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе

Тема: Н. Сладков «Жалейкин и пруд».

Цели:

  1. Познакомить с рассказом Н. Сладкова «Жалейкин и пруд». Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, умение  отвечать на вопросы по  содержанию текста.
  2. Коррекция внимания, памяти, словесно-логического мышления, развитие устной  связной речи на основе обогащения и активизации  словарного запаса детей.
  3. Воспитание интереса к чтению, любви к природе  и природе родного края.

Оборудование: учебник С.Ю. Ильина, презентация, компьютер,  картинки солнышек, коробка с книгами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку чтения. 1 СЛАЙД

-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Тихо и правильно сядьте.

-Какое у вас настроение? Покажите солнышко. Итак, настроение у всех хорошее. Это замечательно. К уроку все готовы.

II. Работа над чистоговоркой

        Сейчас мы поработаем над чистоговоркой для того, чтобы красиво и правильно говорить и читать тексты. 2 СЛАЙД

Караси

Си-си-си, си-си-си –

В водоёме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся –

Вот поймать бы карася!

                                                                 

        -Скажите, ребята, какой звук вам чаще всего встретился в этой чистоговорке? [с]

-Расскажите, что вам известно об этом звуке? (Согласный, глухой, мягкий, свистящий, парный.)

-В каком слове чаще всего встретился этот звук? (Карась.)

-Кто такой карась?

-Правильно, карась это рыба. Посмотрите, как она выглядит. 3 СЛАЙД

-Где он обитает? Водится ли в нашей реке такая рыба?

  1. Актуализация пройденного материала

У: А сейчас мы повторим то, что уже изучили.

Посмотрите на картинку, 4 СЛАЙД там появились какие-то слова: Буду делать хорошо и не буду плохо.  Прочитайте это предложение вслух.

У: Почему на картинке появилось это предложение? Где вы слышали это предложение?

Д: Так называется раздел, по которому мы работаем.

У: Посмотрите, на картинке появился портрет Агнии Барто. 5 СЛАЙД

У: Какие произведения вы знаете Агнии Барто? 6 СЛАЙД. На слайде вы видите названия ее нескольких произведений, но какое из них было задано на дом? Какое было домашнее задание? (Выучить наизусть). 7 СЛАЙД

У: Давайте послушаем несколько человек. Молодцы вы порадовали Агнию Барто! 8 СЛАЙД

  1.  Изучение нового материала.

У: А мы продолжаем наш урок, но сначала немножко отдохнём!

Музыкальная физминутка

У: Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то коробка! В ней что-то живёт, давайте ее откроем и узнаем, что же там находится!

(Дети открывают и достают от туда книги)

У: Прочитайте название книги и назовите автора этой книги.

(Читают и выставляют на доску).

У: Кто  автор всех этих книг? Правильно Николай Сладков. Посмотрите на портрет Николая Сладкова, а я вам расскажу про него немного. 9 СЛАЙД

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе.  Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость - проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост". " Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

У: Сейчас мы познакомимся с одним из его рассказов, который называется «Жалейкин и пруд». Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно его послушайте, чтобы ответить на вопрос: «В какое время года происходили события в этом рассказе?». 10 СЛАЙД

У: Читает рассказ «Жалейкин и пруд».

Ответы детей на поставленный вопрос.

Словарная работа:

Слово на доске и демонстрация в картинках:

11 СЛАЙД Склянки – небольшой стеклянный сосуд с горлышком.

12 СЛАЙД Неряха – человек, имеющий неаккуратный внешний вид.

13 СЛАЙД Пруд – водоем в естественном и выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

14 СЛАЙД Хлам – негодные старые вещи, все бесполезное, ненужное. 15 СЛАЙД

Чтение рассказа учениками по частям с анализом каждой части. Учебник, страница 152.

        Вопросы и задания к первой части рассказа:

  1. Куда однажды побежал Жалейкин?
  2. Что он увидел на берегу?
  3. Как он назвал этого человека?
  4. Что решил сделать мальчик?

Вопросы и задания ко второй части рассказа:

  1. Каким снова стал бережок и пруд?
  2. Кто прибежал на пруд? Что случилось с купальщиками?
  3. Что стало с лесками и крючками рыболовов?
  4. А что случилось с рыбами, которые жили в пруду?

Вопросы и задания к третьей части рассказа:

  1. Как хотел сделать Жалейкин? А что получилось?
  2. Как нужно делать всякое дело?

Молодцы, давайте теперь немного отдохнём!

Музыкальная физминутка

Работа по вопросам:

- Что однажды увидел Жалейкин на пруду? Найдите, что об этом говорится в рассказе,  и прочитайте.

- Как Жалейкин решил навести порядок? Что он сделал с мусором? Найдите и прочитайте.

- Что случилось с купальщиками? Найдите и прочитайте.

- Помог ли Жалейкин рыболовам? Почему?

- Почему рыбы в пруду стали болеть и задыхаться?

- Объясни, как ты понимаешь  выражение «всякое дело с умом делать надо».

- Как бы ты поступил на месте Жалейкина?

V. Закрепление изученного.

У: Ребята посмотрите на картинку. 16 СЛАЙД. Что на ней изображено? (Красивая природа).

Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?

У нас тоже  в Илире есть река, за которой мы должны ухаживать. Осталось совсем немного времени и начнёт оттаивать снег, растает лед и на берегах реки мы  с вами увидим много мусора, хлама.

- Кто кидает этот мусор? (Люди).

- Какие это люди? Как назвал их Николай Сладков? (неряхи).

- Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор).

-Вы рисовали картинки о природе, давайте из наших маленьких картинок создадим свою большую, красивую и чистую природу.

У: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Маленькое, большое море». Посмотрите внимательно этот мультфильм, чтобы ответить на вопрос: «Какой хороший поступок совершили герои этого мультфильма?»

17 СЛАЙД

        Работа над вопросом к мультфильму.

У: Наш урок подходит к концу, но подождите! Что это появилось у нас на доске?

Пословица. Прочитайте её. (Всякое дело с умом делать надо)

- Где вы слышали  сегодня на уроке эту пословицу?

- Что она означает?

- Пословица – это мудрое народное высказывание, которое нужно запомнить. Я надеюсь, что вы запомните эту пословицу и будете следовать с нею по жизни. Именно пословицы  учат людей хорошим поступкам, и становиться хорошими людьми.

VI. Итог урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Какие задания выполняли?

-Что было особенно интересным для вас?

VII. Домашнее задание:

Домашнее задание: прочитать выразительно это произведение: 5 человек прочитать и нарисовать рисунок.

VIII. Оценивание детей.

-Давайте вспомним наши солнышки и скажите, если понравился наш урок, поднимите  солнышко.

Спасибо за урок. 18 СЛАЙД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения

Слайд 2

Караси Си-си-си, си-си-си – В водоёме караси. Ся-ся-ся , ся-ся-ся – Вот поймать бы карася! Се-се-се, се-се-се – Карасей ловили все. Ся-ся-ся , ся-ся-ся – Не поймали карася.

Слайд 4

Буду делать хорошо и не буду плохо

Слайд 6

Собака Рыцари

Слайд 7

Агния Барто «Рыцари»

Слайд 9

Николай Иванович Сладков

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Иванович Сладков "Скворец-молодец" "Апрельские шутки"

Программа: начальная школа ххI века. 2 класс, литературное чтение....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке" с презентацией

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке"...