Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Аннотация
В исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Современные ученики пользуются не только приобретенным жизненным опытом, не только знаниями, которые они усвоили в процессе обучения, но и характером деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
В данном конспекте представлен материал с приемами работы направленными на развитие читательских умений с применением элементов коммуникативно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3)
для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений.
Общие сведения.
1.Предмет, класс – Урок литературного чтения, 3 класс.
2.Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного.
3.Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание текста, составлять картинный план, пересказывать текст кратко, выборочно.
II.Речевая деятельность:
Беседовать по содержанию текста. Составлять вопросы к тексту. Уметь читать по ролям, пересказывать по плану.
Метапредметные
Читательские умения: находить в тексте необходимую информацию для ответа на вопросы, для выполнения задания.
Познавательные: планировать работу по теме, находить информацию из учебника.
Регулятивные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций.
Коммуникативные: участвовать в работе пары, читать фрагменты текста в группе, договариваться друг с другом, выражать свою позицию.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания произведений художественной литературы; выражать личное отношение к прочитанному произведению.
4.Коррекционно - развивающие задачи: пополнять словарный запас учащихся, путем объяснения пословиц. Развивать память, проводя блиц-опрос по содержанию текста.
5.
Предметное содержание для усвоения | Рече-языковой материал | |||||
Терминология | Блиц-опрос | Звуко-слоговой | Чистоговорка | |||
Фактология | - | Лексико- грамматический | Договаривание вопросов «Корзина вопросов» | |||
Предметные умения | Знать содержание текста, пересказывать текст кратко, выборочно. | |||||
Межпредметные умения | Взаимосвязь с уроками окружающего мира, окружающего мира «Животные жарких стран» | Текстовый | Соотнесение иллюстраций с записями к ним. Восстановление текста с пропущенными словами. | |||
Контрольные формы | Сравнение отредактированного текста с текстом учебника. | Коммуникативные ситуации | Участвовать в работе пары, договариваться друг с другом, выражать свою позицию. | |||
Ход урока | ||||||
1.Орг. момент 2.Речевая разминка 3.Ориентировочно целевой Предтекстовая деятельность | Работа со стишком - о чем пойдёт речь? Постановка цели урока Актуализация знаний | 1. Движения со стихами «Раз, два - выше голова …» 2. Речевая разминка (чтение вслух с заданием: громко вслух; тихо, чтобы не разбудить слона) Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Спил в углу его слониха, двое маленьких слонят спать давно-давно хотят. - Почему начали урок с этого стишка? - Рассказ прочитали. Предположите, что будем делать сегодня? Для чего? Цели: Знать содержание произведения. Уметь составлять план текста. Пересказывать по плану. Проверка Д.З. Послушаем, как дети подготовились читать отрывки произведения по ролям. Чтение по ролям - Томми в гостях у Нади: 1 отрывок - Мама и дочка с. 30-31. 2 отрывок - Надя и хозяин слона с. 32. Итог – Оцените чтение, кого из ребят похвалите за хорошее чтение. 4.Задания группам: 1)Проводим блиц – опрос по содержанию текста: Как звали главную героиню рассказа «Слон»? Что было с Надей? Что прописал доктор девочке? Что попросила девочка у папы и мамы? Где папа нашёл слона? Как звали слона? Когда привели слона к Наде? Чем угощали слона? С кем Надя познакомила слона? Что ели за обедом слон и девочка? Во что играли Томми и Надя? Что попросила у мамы Надя, когда выздоровела? | ||||
Текстовая деятельность | ||||||
Поиск и извлечение информации Активизация понимания текста Преобразование текста
| Трансформация текста в картинный план - диафильм Трансформация текста в картинный план – краткий пересказ Восстановление пропущенных слов в фрагмент текста - описание слона | Работа по содержанию текста в группах. Правила работы группы: 1.Слушай товарища. 2.Не перебивай, говори по очереди. 3.Договоритесь – кто и что делает. 4.Заметил ошибку – исправь вежливо. Задания: 1)В-1 : Наклей подписи под иллюстрации, сложи иллюстрации по порядку – для слабо читающих (Приложение) Болезнь Нади. Я ничего не хочу! Хочу слона. Отпустите слона ко мне домой. Слон идёт в гости. Надя и слон. Передайте Томми, я уже совсем здорова! Проверка –группа показывает по порядку иллюстрации и зачитывает подписи под ними. В-2 : Сложи картинки по порядку, подготовься рассказать кратко рассказ от лица девочки Нади – для сильных учеников Взаимодействие в группе «Рассказ по кругу» - участники по очереди по иллюстрациям пересказывают текст – каждый участник по одной иллюстрации. Проверка – оцените работу членов группы – кому удалось хорошо пересказать фрагмент текста по иллюстрации, кому было трудно, нужна была помощь, подсказка ребят. 2)Проверим, как внимательно вы читаете – задание на листочках: Вставить пропущенные слова в текст (с. 31 отрывок) – работают обе группы. Вставь пропущенные слова Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. _____________ на нем грубая, в тяжелых складках. _____________ толстые, как столбы. Длинный __________ с чем-то вроде помела на конце. ___________ в больших шишках. ________ большие, как лопухи, и висят вниз. ___________ совсем крошечные, но умные и добрые. _________ обрезаны. _____________ — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна. Слова для справок: Хобот, кожа, глаза, уши, ноги, клыки, голова, хвост, Проверка с. 31 – зачитываем текст из учебника. | ||||
Послетекстовая деятельность | ||||||
Понимание текста на уровне смысла | Работа с вопросами Развитие памяти, расширение словаря – договаривание вопросов.
Поиск информации на основе личные знаний Работа с пословицами: Понимание содержания текста. | Послетекстовая работа 6.«Корзинка вопросов» дети из групп по очереди тянут вопросы, договаривают их и отвечают на них в группах) - К какому жанру … относится новое произведение? Докажите. (Слайд) - Кто является главными … действующими героями? (ответы детей) - Что повлияло на выздоровление … девочки? - Зачем писатель Куприн придумал … такую историю “Слон”? – В тексте описаны реальные события или вымысел? (что может быть, чего не может быть?) - Что хотел сказать автор этим произведением, чему оно учит нас? - Какая из пословиц подходит к рассказу? Объясните почему? Не нужен клад – когда в семье лад. Семья вместе – душа на месте. | ||||
Рефлексия | Подведение итога работы с текстом, возвращение к целям урока Оценка работы учащихся на уроке друг друга. | 6.Рефлексия - Мы достигли с вами целей урока? Оцените свою работу на уроке по следующим критериям и закончите фразу:
« Я доволен своей работой, потому что…» «Я немного затруднялся, мне было трудно…» «Мне нужно тренироваться …» | ||||
Домашнее задание | 19.Д.з. пересказ по плану от лица Нади (картинный на продленке, план – дома) | |||||
Оценивание работы на уроке | Оцениваю детей, хвалю за хорошую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".
Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-766148-1457895994.jpg)
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-90443-1555234790.jpg)
Технологическая карта по литературному чтению на тему: А.И.Куприн " Слон" 3 класс. Школа России
Ознакомить с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением " Слон". Способствовать формированию читательской компетенции, умений прогнозировать содержание читаемого текста. способ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/08/picture-1287194-1604824747.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/17/picture-1429651-1681750346.png)
Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»
Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...