Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)
в 1 классе
Тема. «Его Величество Театр».
Цель урока: Познакомить учащихся с различными видами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 471.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)
в 1г классе МБОУ «СОШ№12»,
проведенный учителем начальных классов
Криворучко Екатериной Витальевной
12.12.2012
Тема. «Его Величество Театр».
Цель урока: Познакомить учащихся с различными видами театрального искусства.
Предметные задачи:
1. Создать условия для развития грамотной речи учащихся, обогащая её за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение слова.
2. Для развития осознанного и правильного чтения плавным слоговым чтением с нужной интонацией и паузами.
3. Осуществлять умение выполнять звуковой анализ слов и разбор предложений (устно).
4. Расширять кругозор учащихся в области искусства.
Метапредметные задачи.
Личностные УУД.
- Создание положительного отношения к школе и учебной деятельности.
- Развивать интерес к занятиям по Азбуке через театрализацию.
- Создание условий для развития первичных умений оценки своей работы на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
- Выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
- Оценивать совместно с учителем результат своих действий .
Познавательные УУД.
- Искать нужную информацию в Азбуке, IPad и др.учебных пособиях.
- Соотносить изученный материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
- Обеспечить участие детей в разных формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и группах)
- Осуществлять инсценирование по прочитанным ранее сказкам.
Оборудование: картинки (афиша, театральный билет, программка, маски); ширма для кукольного спектакля, куклы для кукольного спектакля «Репка», «Теремок» - декорация, маски зверей, у каждого ребенка лист самооценки, карточка с названиями видов театра, карточка с названиями героев и их характеристиками; IPad у каждого ученика, доска, учебник «Азбука» Н.В.Нечаевой, изд. «Федоров», 2012г, презентация, музыкальный центр с записью песен.
Сценарий урока.
- Вводно-мотивационный этап.
На доске звуковая схема слова [тʼиатр] и картинки с изображением театральных масок, афиши, билета и программки.
- Ребята, посмотрите на доску…рассмотрите внимательно эти картинки…что вы можете сказать..для чего в театре нужны все эти предметы?
- Как вы думаете, а какое отношение к этим предметам имеет звуковая схема слова?
(да, их объединяет слово – театр, которое я здесь записала с помощью звуков)
-Какая тема сегодняшнего урока, как вы считаете?
(Его Величество Театр.)
- Звуковой анализ слов и разбор предложений (работа в группах).
Класс поделен на 4 группы.
-Задание 1 группе. Остальные группы внимательно слушают и если первая группа не справляется, то помогают ей с правильным ответом.
- Вы работаете со словом МАСКИ.
-Назовите звуки в слове по порядку…
-Назовите гласные звуки ([а],[и])
-Дайте характеристику 1-му звуку в этом слове ([м] – согл., тв., зв.)
-Задание 2 группе. Произнесите слово АФИША.
-Произнесите только согласные звуки ([фʼ], [ш])
-Посовещайтесь…и дайте характеристику этим согл.звукам([фʼ] – согл., мяг., глух., [ш] – согл, тв, гл.)
-Задание 3 группе. Произнесите слово БИЛЕТ.
-Сколько слогов в этом слове? Докажите…
-Дайте характеристику 3-му звуку в этом слове ([лʼ]-согл,мяг, зв.)
-Задание 4 группе. С последним словом ПРОГРАММКА составьте предложение, используя мою схему l_____ ______ ______ . и расскажите правила записи и оформления предложения в тетрадях.
-Посовещайтесь…(Мы купили программку. Нам раздали программки. Программка была красочной.)
РЕФЛЕКСИЯ: - Молодцы, ребята! Вы справились с моими заданиями.
- У кого-то возникли трудности при выполнении звукового анализа и разбора предложений?......
-А как бы вы оценили свою работу на данном этапе урока…
-Для этого возьмите белый лист с табличкой (Лист самооценки №1) и закрасьте красным квадратик №1, если у Вас всё получилось, и простым карандашом, если Вам ещё есть над чем поработать при выполнении звукового анализа слов и разбора предложений
Приложение 1.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ФИО ученика | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
- Актуализация пройденного материала, сообщение новых знаний и осмысление содержания
-Ребята, а для чего авторы Азбуки предложили нам изучить эту тему, как вы думаете….
-А вы хотите узнать что-то интересное…чему-то научиться…
-Какие цели и задачи вы бы поставили перед собой на этом уроке?.....
-Хорошо, я постараюсь вам рассказать о театре Всё, что знаю сама и смогла найти в разных источниках информации.
-А что такое театр? Что для Вас театр?
- Расскажите, что вам понравилось или запомнилось…какие чувства у вас возникали при посещении театра..
- А с чем можно сравнить театр? (с игрой)
-Почему говорят «играет» хорошо актер на сцене или не очень?
-Театр зародился в Древней Греции. Поначалу, как торжественный праздник, заканчивающий сбор винограда. Он высмеивал богачей и попов, показывал доброту, честность, ум простых людей. Артисты увлекали своей талантливой игрой зрителей, заставляя их сочувствовать добру и ненавидеть зло.
- А вы хотите поближе познакомиться с разными видами театров, а точнее с разными видами представлений?
-Тогда сегодня наш класс превратится на один урок в театр, а вы в актеров…
-А кто такие АКТЁРЫ? (те, кто показывает какое-то представление)
-А только люди могут быть актерами?
- Да, ребята, не только люди, но и звери. В Москве есть такой замечательный театр, в котором выступают звери – это Уголок дедушки Дурова.
-Откройте IPad..фото..папка «Театр» - давайте посмотрим на изображения этого театра и его основателя Дурова Владимира Леонидовича(4 фото)
- Откройте Азбуку на стр.66-67, рассмотрите иллюстрации и найдите в учебнике этот вид театра..Кто изображен в театре Зверей? (собака, кошка, попугай)
-А кого мы видели на фото в айпадах? …
-Теперь возьмите на столах желтые листы (Приложение №2) , найдите на нем этот вид театра (Театр Зверей), Какой он у вас по счету?(пятый) и отметьте плюсиком!
Приложение №2.
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
-Вы знаете, есть театры, где актёры только танцуют. И всё представление показано в танце и музыке. Кто знает, что это за представление? (БАЛЕТ)
-Найдите в учебнике и в айпаде (3 фото)…рассмотрите фото…выскажите свое мнение…что удивило или заинтересовало…
-Ну, а мы с вами тоже сейчас побудем в роли артистов театра Балета…и выполним физкультминутку под музыку
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Танец «Стирочка» под музыку Барбарики «Дружба»
-А есть театр, где актеры только поют, и не говорят ни слова. Даже обычную фразу они не произносят, а поют…Вот послушайте…(звучит отрывок из оперы «Волк и семеро козлят» - песня волка)
-Кто знает как называется этот вид театра (ОПЕРА)
- А кто исполнял этот отрывок из какой оперы? (Волк из сказки «Волк и 7 козлят»)
- А хотите побывать в роли артистов театра, где исполняют оперу?
-А как вы думаете, что для этого нужно?(у каждого актера своя роль в театре, т.е. слова, текст..нам нужно её выучить)
- Найдите сцену на стр.67. Из какой сказки будут слова в этой сцене?
-Это авторская или народная сказка?
-Назовите героев этой сказки
1. -Прочитайте слова про себя….
2. –2-ой раз читаем все вместе способом «жужжащее чтение»
3.-(1 ученик)…прочитай вслух с выражением и с паузами слова.
-Какому герою принадлежат эти слова? (Козе и волку! Героям…почему)
-А кто мог бы пропеть эти слова…( по-одному, потом все вместе)
-А как актеру перевоплотиться в своего героя, чтобы ему поверили, с помощью каких средств…как показать, что это волк, а это коза ? (правильно, с помощью интонации – давайте попробуем сначала проговорить как коза- это как?(мягко, ласково), а потом как волк- (грубо).
РЕФЛЕКСИЯ.
-Молодцы, ребята! Сначала, на своем листе самооценки (№1) – оцените себя, как исполнителей оперной сцены во второй клеточке под номером 2. А потом отметьте два вида театра на желтом листочке(№2). С какими мы познакомились видами..напомните и скажите, под какими они у вас номерами? (Оперы и балета №6, 7.)
-В драматическом театре(кстати самом распространенном театре), в которм мы с вами были, могут быть представлены спектакли как для детей, так и для взрослых. В таких театрах мы можем посмотреть сказку, комедию, трагедию.
-А что такое трагедия?
-А что такое комедия?
-Обратите внимание на доску на картинку МАСКИ.
-А хотите узнать более точное определение этих двух слов…а где можно посмотреть? (в Толковом словаре Ожегова, а можно в интернете или я уже скачала из интернета в заметки в айпад)-2 ученика смотрят и читают значение этих слов.
-А ребята, предлагают вам посмотреть отрывок из спектакля «Теремок»…
(инсценирование сказки)
-Чем обычно в театре выражают свою похвалу, одобрение актерам? (аплодисментами)…похлопайте своим актерам…
- Отметьте на желтом листочке этот вид театра (№1)
-найдите в правом нижнем углу на стр.66 четверостишие…прочитайте его…А каком театре пойдет речь?(Театр марионеток)
-В нем играют куклы, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела кукловоды. А называют этих кукол-марионетки.
-А хотите увидеть такую куклу? (страус-марионетка…дети под музыку пробуют его поводить и потанцевать)
-Отметьте в желтых листочках этот вид театра.
-А есть такой театр, который вы можете устроить сами у себя дома. Можете создавать различные декорации, писать сценарии или использовать уже известные сказки, а также выступать в роли костюмеров, гримеров и конечно акторов.Это НАСтольный театр. Хотите побывать ещё на одном представлении в таком театре?
(дети показывают настольный театр сказку «Курочка Ряба»)
-рассмотрите иллюстрацию в учебнике к этому театру и отметьте на своем листочке.
-А кто же это? (учитель надевает Петрушку на руку)А из какого он театра?
-Верно , это Петрушка. В России он известен более 300 лет.
-Как вы думаете какой это герой по характеру?(шутит, веселит, всех задирает, умеет петь, танцевать. Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Подобные куклы были и в других странах, только называли их по-разному..в Италии – Пульчинелло, в Англии – Пинг, во Франции – Полишинель.
-А наши ребята вместе с Петрушкой приглашают ВАС на представление сказки «Репка» в кукольный театр.
(кукольный спектакль «Репка»)
-Найдите изображение кукольного спектакля на стр.67
-Прочитайте стих Валентина Берестова. О чем он?
-Почему так сказал автор?
-отметьте на листе этот вид театра. 23 декабря мы с вами едем в кукольный театр в Тулу и сравним наш театр с настоящим.
-Ребята, хотите поиграть? Я приглашаю вас в невероятно увлекательную игру …кто догадался…актерами сейчас станут все ребята…оденьте своих кукол на палец…что это за вид театра?(Правильно – пальчиковый!) Из чего же сделаны ваши куклы?
-Актер должен очень хорошо представлять характер своего героя, и я предлагаю вам соотнести название и характер моих героев.
Лиса неуклюжий
Заяц хитрая
Медведь добрый
Мышка трусливый
Сова умная
(у мышки нет пары, два описания к одному герою – обсудить коллизию!)
-А какой же ваш герой? Опишите его. Для этого вы можете работать в группах и парах. Познакомьте своих героев друг с другом, расскажите где он живет, с кем дружит, чем интересуется
(работа в парах, группах)
РЕФЛЕКСИЯ
-Отметьте этот вид театра. И оцените себя, как актера пальчикового театра.
- Рефлексия
-Вам понравился этот урок? Что удивило? Что вам было интересно узнать?
-Справились ли мы с вашими поставленными целями? Все ли мы узнали, успели?
(Должна возникнуть коллизия – не узнали про театр теней..)
-А почему у меня ещё осталась одна графа пустая? Какое бы вы предложили задание?
(Какой вид театра понравился больше.
В каком из этих театров хотелось бы побывать.
Что бы вы хотели спросить у своих одноклассников или у взрослых.)
-Возьмите лист самооценки и в последней пустой графе оцените свою работу в течение всего урока. …А у маски нарисуйте ротик (веселый, серьёзный или грустный) в зависимости от вашего настроения после нашего урока.
Спасибо всем за урок!
- Домашнее задание
А если вы захотите, если вы не очень устали, то вы можете выучить самостоятельно роль драматического актера на стр.66 и сыграть драматический спектакль дома для ваших родителей))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте (конспект), система Л.В. Занкова.
Конспект урока по обучению грамоте, система Л.В. Занкова...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой
На уроке создавались условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....
Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова
Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....
Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС
Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов с тематическим планированием уроков....
Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»
познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...
Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)
Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...