Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Криворучко Екатерина Витальевна

 

Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)

                          в 1 классе 

Тема. «Его Величество Театр».

Цель урока: Познакомить учащихся с различными видами театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx471.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)

в 1г классе МБОУ «СОШ№12»,

проведенный учителем начальных классов

Криворучко Екатериной Витальевной

12.12.2012

Тема. «Его Величество Театр».

Цель урока: Познакомить учащихся с различными видами театрального искусства.

Предметные задачи: 

1. Создать условия для развития грамотной речи учащихся, обогащая  её  за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение слова.

2.  Для развития осознанного и правильного чтения плавным слоговым чтением с нужной интонацией и паузами.

3. Осуществлять умение выполнять звуковой анализ слов и разбор предложений (устно).

4. Расширять кругозор учащихся в области искусства.

 

Метапредметные задачи.

Личностные УУД.

  1. Создание положительного отношения к школе и учебной деятельности.
  2. Развивать интерес к занятиям по Азбуке через театрализацию.
  3. Создание условий для развития первичных умений оценки своей работы на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  1. Выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
  2. Оценивать совместно с учителем результат своих действий .

Познавательные УУД.

  1. Искать нужную информацию в Азбуке, IPad и др.учебных пособиях.
  2. Соотносить изученный материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

  1. Обеспечить участие детей в разных формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и группах)
  2. Осуществлять инсценирование по прочитанным ранее сказкам.

Оборудование: картинки (афиша, театральный билет, программка, маски); ширма для кукольного спектакля, куклы для кукольного спектакля «Репка», «Теремок» - декорация, маски зверей, у каждого ребенка лист самооценки, карточка с названиями видов театра, карточка с названиями героев и их характеристиками; IPad у каждого ученика, доска, учебник «Азбука» Н.В.Нечаевой, изд. «Федоров», 2012г, презентация, музыкальный центр с записью песен.

Сценарий урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

На доске звуковая схема слова [тʼиатр]  и картинки с изображением театральных масок, афиши, билета и программки.

   

- Ребята, посмотрите на доску…рассмотрите внимательно эти картинки…что вы можете сказать..для чего в театре нужны все эти предметы?

- Как вы думаете, а какое отношение к этим предметам имеет звуковая схема слова?

(да, их объединяет слово – театр, которое я здесь записала с помощью звуков)

-Какая тема сегодняшнего урока, как вы считаете?

(Его Величество Театр.)

  1. Звуковой анализ слов и разбор предложений (работа в группах).

Класс поделен на 4 группы.

-Задание 1 группе. Остальные группы внимательно слушают и если первая группа не справляется, то помогают ей с правильным ответом.

- Вы работаете со словом МАСКИ.

-Назовите звуки в слове по порядку…

-Назовите гласные звуки ([а],[и])

-Дайте характеристику 1-му звуку в этом слове ([м] – согл., тв., зв.)

-Задание 2 группе. Произнесите слово АФИША.

-Произнесите только согласные звуки ([фʼ], [ш])

-Посовещайтесь…и дайте характеристику этим согл.звукам([фʼ] – согл., мяг., глух., [ш] – согл, тв, гл.)

-Задание 3 группе. Произнесите слово БИЛЕТ.

-Сколько слогов в этом слове? Докажите…

-Дайте характеристику 3-му звуку в этом слове ([лʼ]-согл,мяг, зв.)

-Задание 4 группе. С последним словом ПРОГРАММКА составьте предложение, используя мою схему           l_____      ______      ______ . и расскажите правила записи и оформления предложения в тетрадях.

-Посовещайтесь…(Мы купили программку. Нам раздали программки. Программка была красочной.)

РЕФЛЕКСИЯ: - Молодцы, ребята! Вы справились с моими заданиями.

- У  кого-то возникли трудности при выполнении звукового анализа и разбора предложений?......

-А как бы вы оценили свою работу на данном этапе урока…

-Для этого возьмите белый лист с табличкой (Лист самооценки №1) и закрасьте красным квадратик №1, если у Вас всё получилось, и простым карандашом, если Вам ещё есть над чем поработать при выполнении звукового анализа слов и разбора предложений

Приложение 1.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ФИО ученика

1

2

3

  1. Актуализация пройденного материала, сообщение новых знаний  и осмысление содержания

-Ребята, а для чего авторы Азбуки предложили нам изучить эту тему, как вы думаете….

-А вы хотите узнать что-то интересное…чему-то научиться…

-Какие цели и задачи вы бы поставили перед собой на этом уроке?.....

-Хорошо, я постараюсь вам рассказать о театре Всё, что знаю сама и смогла найти в разных источниках информации.

-А что такое театр? Что для Вас театр?

- Расскажите, что вам понравилось или запомнилось…какие чувства у вас возникали при посещении театра..

- А с чем можно сравнить театр? (с игрой)

-Почему говорят «играет» хорошо актер на сцене или не очень?

-Театр зародился в Древней Греции. Поначалу, как торжественный праздник, заканчивающий сбор винограда. Он высмеивал богачей и попов, показывал доброту, честность, ум простых людей. Артисты увлекали своей талантливой игрой зрителей, заставляя их сочувствовать добру и ненавидеть зло.

- А вы хотите поближе познакомиться с разными видами театров, а точнее с разными видами представлений?

-Тогда сегодня наш класс превратится на один урок в театр, а вы в актеров…

-А кто такие АКТЁРЫ? (те, кто показывает какое-то представление)

-А только люди могут быть актерами?

- Да, ребята, не только люди, но и звери. В Москве есть такой замечательный театр, в котором выступают звери – это Уголок дедушки Дурова.

-Откройте IPad..фото..папка «Театр» - давайте посмотрим на изображения этого театра и его основателя Дурова Владимира Леонидовича(4 фото)

- Откройте Азбуку на стр.66-67, рассмотрите иллюстрации и найдите в учебнике этот вид театра..Кто изображен в театре Зверей? (собака, кошка, попугай)

-А кого мы видели на фото в айпадах? …

-Теперь возьмите на столах желтые листы (Приложение №2) , найдите на нем этот вид театра (Театр Зверей), Какой он у вас по счету?(пятый) и отметьте плюсиком!

Приложение №2.

  1. Драматический

  1. Кукольный

  1. Марионеток

  1. Теней

  1. Зверей

  1. Оперы

  1. Балета

  1. Пальчиковый

  1. Настольный

-Вы знаете, есть театры, где актёры только танцуют. И всё представление показано в танце и музыке. Кто знает, что это за представление? (БАЛЕТ)

-Найдите в учебнике и в айпаде (3 фото)…рассмотрите фото…выскажите свое мнение…что удивило или заинтересовало…

-Ну, а мы с вами тоже сейчас побудем в роли артистов театра Балета…и выполним физкультминутку под музыку

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Танец «Стирочка» под музыку Барбарики «Дружба»

-А есть театр, где актеры только поют, и не говорят ни слова. Даже обычную фразу они  не произносят, а поют…Вот послушайте…(звучит отрывок из оперы «Волк и семеро козлят» - песня волка)

-Кто знает как называется этот вид театра (ОПЕРА)

- А кто исполнял этот отрывок из какой оперы? (Волк из сказки «Волк и 7 козлят»)

- А хотите побывать в роли артистов театра, где исполняют оперу?

-А как вы думаете, что для этого нужно?(у каждого актера своя роль в театре, т.е. слова, текст..нам нужно её выучить)

- Найдите сцену на стр.67. Из какой сказки будут слова в этой сцене?

-Это авторская или народная сказка?

-Назовите героев этой сказки

1. -Прочитайте слова про себя….

2. –2-ой раз читаем все вместе способом «жужжащее чтение»

3.-(1 ученик)…прочитай вслух с выражением и с паузами слова.

-Какому герою принадлежат эти слова? (Козе и волку! Героям…почему)

-А кто мог бы пропеть эти слова…( по-одному, потом все вместе)

-А как актеру перевоплотиться в своего героя, чтобы ему поверили, с помощью каких средств…как показать, что это волк, а это коза ? (правильно, с помощью интонации – давайте попробуем сначала проговорить как коза- это как?(мягко, ласково), а потом как волк- (грубо).

РЕФЛЕКСИЯ.

-Молодцы, ребята! Сначала, на своем листе самооценки (№1) – оцените себя, как исполнителей оперной сцены во второй клеточке под номером 2. А потом отметьте два вида театра на желтом листочке(№2). С какими мы познакомились видами..напомните и скажите, под какими они у вас номерами? (Оперы и балета №6, 7.)

-В драматическом театре(кстати самом распространенном театре), в которм мы с вами были, могут быть представлены спектакли как для детей, так и для взрослых. В таких театрах мы можем посмотреть сказку, комедию, трагедию.

-А что такое трагедия?

-А что такое комедия?

-Обратите внимание на доску на картинку МАСКИ.

-А хотите узнать более точное определение этих двух слов…а где можно посмотреть? (в Толковом словаре Ожегова, а можно в интернете или я уже скачала из интернета в заметки в айпад)-2 ученика смотрят и читают значение этих слов.

-А ребята, предлагают вам посмотреть отрывок из спектакля «Теремок»…

(инсценирование сказки)

-Чем обычно в театре выражают свою похвалу, одобрение актерам? (аплодисментами)…похлопайте своим актерам…

- Отметьте на желтом листочке этот вид театра (№1)

-найдите в правом нижнем углу на стр.66 четверостишие…прочитайте его…А каком театре пойдет речь?(Театр марионеток)

-В нем играют куклы, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела кукловоды. А называют этих кукол-марионетки.

-А хотите увидеть такую куклу? (страус-марионетка…дети под музыку пробуют его поводить и потанцевать)

-Отметьте в желтых листочках этот вид театра.

-А есть такой театр, который вы можете устроить сами у себя дома. Можете создавать различные декорации, писать сценарии или использовать уже известные сказки, а также выступать в роли костюмеров, гримеров и конечно акторов.Это НАСтольный театр. Хотите побывать ещё на одном представлении в таком театре?

(дети показывают настольный театр сказку «Курочка Ряба»)

-рассмотрите иллюстрацию в учебнике к этому театру и отметьте на своем листочке.

-А кто же это? (учитель надевает Петрушку на руку)А из какого он театра?

-Верно , это Петрушка. В России он известен более 300 лет.

-Как вы думаете какой это герой по характеру?(шутит, веселит, всех задирает, умеет петь, танцевать. Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Подобные куклы были и в других странах, только называли их по-разному..в Италии – Пульчинелло, в Англии – Пинг, во Франции – Полишинель.

-А наши ребята вместе с Петрушкой приглашают ВАС на представление сказки «Репка» в кукольный театр.

(кукольный спектакль «Репка»)

-Найдите изображение кукольного спектакля на стр.67

-Прочитайте стих Валентина Берестова. О чем он?

-Почему так сказал автор?

-отметьте на листе этот вид театра. 23 декабря мы с вами едем в кукольный театр в Тулу и сравним наш театр с настоящим.

-Ребята, хотите поиграть? Я приглашаю вас в невероятно увлекательную игру …кто догадался…актерами сейчас станут все ребята…оденьте своих кукол на палец…что это за вид театра?(Правильно – пальчиковый!) Из чего же сделаны ваши куклы?

-Актер должен очень хорошо представлять характер своего героя, и я предлагаю вам соотнести название и характер моих героев.

Лиса                     неуклюжий

Заяц                    хитрая

Медведь                добрый

Мышка                трусливый

Сова                 умная

(у мышки нет пары, два описания к одному герою – обсудить коллизию!)

-А какой же ваш герой? Опишите его. Для этого вы можете работать в группах и парах. Познакомьте своих героев друг с другом, расскажите где он живет, с кем дружит, чем интересуется

(работа в парах, группах)

РЕФЛЕКСИЯ

-Отметьте этот вид театра. И оцените себя, как актера пальчикового театра.

  1. Рефлексия

-Вам понравился этот урок? Что удивило? Что вам было интересно узнать?

-Справились ли мы с вашими поставленными целями? Все ли мы узнали, успели?

(Должна возникнуть коллизия – не узнали про театр теней..)

-А почему у меня ещё осталась одна графа пустая? Какое бы вы предложили задание?

(Какой вид театра понравился больше.

В каком из этих театров хотелось бы побывать.

Что бы вы хотели спросить у своих одноклассников или у взрослых.)

-Возьмите лист самооценки и в последней пустой графе оцените свою работу в течение всего урока. …А у маски нарисуйте ротик (веселый, серьёзный или грустный) в зависимости от вашего настроения после нашего урока.

Спасибо всем за урок!

  1. Домашнее задание

А если вы захотите, если вы не очень устали, то вы можете выучить самостоятельно роль драматического актера на стр.66 и сыграть драматический спектакль дома для ваших родителей))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (конспект), система Л.В. Занкова.

Конспект урока по обучению грамоте, система Л.В. Занкова...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова

Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....

Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС

Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов  с  тематическим  планированием уроков....

Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»

познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...

Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)

Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...