План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:" Произведения Ф.И. Тютчева.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Терехина Мария Петровна

Конспект урока по чтению (3 класс) по теме: "Произведения Ф.И. Тютчева".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvedeniya_f.i._tyutcheva._3_klass.docx19.88 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_osen.ppt185.5 КБ
Office presentation icon kartinnaya_galereya.ppt904 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Произведения  Тютчева Ф.И.

Цель:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Ф.И. Тютчева.
  2. Обогатить представления о понятиях: стихотворная строка (стих), строфа (двустишие, трехстишие, четверостишие и т.д.), рифма, ритм стиха.
  3. Отработать навык выразительного чтения и умение оценить свое чтение.
  4. Продолжить учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли  поэта).
  5. Воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе.

Оборудование: Фонограмма «Осень», песенка для физ. минутки «Дождик».

Мультимедийные презентации:  картинная галерея «Золотая осень», «Ф.И.Тютчев», «Кроссворд».

Карточки со словами «Строфа, бахрома, мещет».

                                                     ХОД УРОКА.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

(проверка готовности к уроку).

  1. Ф.Н.З.
  1. Вводная беседа. (Подготовка к чтению).

Звучит фонограмма «Осень».

- О каком времени года идет речь?

-  Почему так решили?

- Да, осень идет полным ходом. Листья опадают, стало холоднее…

- ребята, а что интересного вы видели (в природе), когда шли в гимназию?

У каждого времени года свой любимый цвет. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какой любимый цвет у осени.

Слайд №1. (кроссворд).

  1. Какое время года следует за осенью?
  2. Пришла без красок и без кистиИ перекрасила все листья.
  3. Это явление природы бывает толькоосенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?
  4. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным моросящим. Что это?
  5. Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.

  1.  Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это?
  2. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в небольшие группы. Как называются эти группы птиц?

- Как вы думаете, почему золотой цвет любит осень?

Не зря мы сегодня на уроке вспомнили это время года, потому что мы продолжаем знакомиться с творчеством поэтов, которые восхищались природой, описывали её в своих стихах.

Слайд №2. (Тютчев Ф.И)

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством русского поэта Ф.И. Тютчева. (1803 – 1873).

  В своих стихах Тютчев открывал таинственную жизнь природы, её душу и язык.

  1. Первичное чтение стихотворения.

Стихотворение читает учитель наизусть или выразительно.

- О чем это стихотворение? Вам понравилось стихотворение?

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Объясните.

Все мы люди разные  и чувства у нас разные, и по – разному прочувствовали  это стихотворение.

  1. Вторичное чтение стихотворения.

- Что имел в виду автор, нам это надо выяснить и в этом нам поможет строфа.

- Что же такое строфа?

Учитель вешает на доску карточку со словом «строфа».

Историческая справка.

Это слово пришло к нам из греческого языка, значит окружение, поворот. В театре Древней Греции строфой называлась хоровая песнь. Исполняя её, хор двигался по сцене, возвращаясь на первичное место. Сейчас строфой называется сочетание нескольких стихов (стихотворных строк), объединенных общей мыслью. В книге строфы графически отделяются друг от друга.  Обычно между ними ставится пробел. Это может быть двустишие, трехстишие, четверостишие и т.д.

Вторичное чтение с целью определения количества строф.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Сколько строк в строфе?

- Как называется такая строфа?

Физ. минутка выполняется сидя «Цветки».

- Чтобы прочувствовать все, что поразило автора, будем читать по строфам.

Читаем первую строфу.

- Что значит дивная?

- Почему поэт называет осень дивной?

Какие слова передают его удивление и восхищение? Перечитайте.

Как понимаете:

- День стоит как бы хрустальный?

- лучезарны вечера?

Читаем вторую строфу.

 Как понимаете первые две строчки?

- что такое борозда?

Читаем третью строфу.

- Что такое лазурь?

- Как поэт пишет о поле, небе?

- Почему поле отдыхает?

- Изменилось ли настроение, и каким оно становиться?

- Как будем читать это стихотворение?

  1. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитаем это стихотворение выразительно, показывая разнообразие в настроении по строфам.

-Какую картину нарисовали бы вы, какие краски можно использовать?

- А сейчас мы совершим экскурсию по картинной галерее.

Физ. минутка исполняется под музыку «Дождик».

Слайд №3. (Картинная галерея).

- Какой кадр оказался не случайно?

Потому что мы познакомимся с ещё одним стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…».

- Как вы думаете, какой  цвет преобладает в репродукции?

Эти цвета используют не только художники, но использовали, используют поэты.

И сейчас вы убедитесь в этом, прослушав стихотворение.

  1. Словарная работа.

В этом стихотворении встретятся слова.Учитель показывает карточки со словами ( бахрома, мещет).

Бахрома – ряд свисающих кистей или нитей.

Мещет – мечет, опускает, бросает.

  1. Первичное чтение.

Стихотворение читает учитель наизусть или  выразительно.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в строфе?

- Как называется такая строфа?

- Может встретились слова, которые вы не поняли?

  1. Вторичное чтение и анализ стихотворения.

- А сейчас прочитайтестихотворение про себя и подумайте, какую картину рисует поэт?

- Кто такие Чародеи?

- Что значит «Чародейкою зимою»?  Как понимаете?

- Как поэт говорит о лесе? Прочитайте.

- В образе кого представлен лес?

- Как в литературе называется то, когда неодушевленные предметы думают, чувствуют, действую как человек?

- Какие слова говорят о чувствах человека?

- Ребята, мы прочитали стихотворение об осени. Вы сказали, что надо читать с грустью, не спеша…, а  какое настроение от прочитанного стихотворения?

- А как вы думаете, как нужно прочитать это стихотворение?

  1. Выразительное чтение.

Прочитайте это стихотворение выразительно.

  1. Подведение итогов урока.  

- Что нового узнали на уроке?

- Какое у вас настроение в конце урока?

- Как бы вы оценили бы свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

- Кому понравилось стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?

- «Чародейкою зимою….»?

По выбору выучить понравившееся стихотворение.

Осень

Зима

Осень

Листопад

Дождь

Лист

Роса

Стая

Три

Четыре

Четверостишие

Дети читают вслух по строфам.

Углубление (канава) между грядами, следов плуга.

Светло – синий небесный свет.

Немного тише, с паузой, медленно, с легкой грустью, проговаривая окончания…..

Сначала дети читают шепотом, а затем 2 учащихся вслух.

Зима

Белый

Три

Пять

Пятистишие

Волшебница

Олицетворение

С восхищением, восторгом.

Познакомились с произведениями  Ф. И Тютчева ….

Дети используют светофор.

Дети поднимают руки.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСЕНЬ

Слайд 2

ОСЕНЬ З И М А

Слайд 3

ОСЕНЬ З О И М А С Е Н Ь

Слайд 4

ОСЕНЬ З О Л И М А С Е Н Ь И С Т О П А Д

Слайд 5

ОСЕНЬ З О Л О И М А С Е Н Ь И С Т О П А Д Д Ж Д Ь

Слайд 6

ОСЕНЬ З О Л О Т И М А С Е Н Ь И С Т О П А Д Д Ж Д Ь С И Л

Слайд 7

ОСЕНЬ З О Л О Т А И М А С Е Н Ь И С Т О П А Д Д Ж Д Ь С И Л С О Р

Слайд 8

ОСЕНЬ З О Л О Т А Я И М А С Е Н Ь И С Т О П А Д Д Ж Д Ь С И Л С О Р А Т С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картинная галерея

Слайд 2

И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 3

И.Шишкин «Осень»

Слайд 4

Г.Мясоедов «Осенний пейзаж»

Слайд 5

В.Поленов «Золотая осень»

Слайд 6

И.Шишкин «Зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....