Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.
Способствовать воспитанию любви к природе.
Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.
Узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”.
Работа над рассказом “Ёж-спаситель, выводы детей по восприятию сюжета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v.bianki_._dolgusheva.docx | 41.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 2 класс
Тип урока: урок изучающего чтения.
Примечание: урок из раздела “О братьях наших меньших”.
Цели:
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.
2. Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
3.Способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся.
4. Способствовать воспитанию любви к природе.
5. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.
Развивающие.
1. Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения.
2. Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные.
1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к родной природе.
3. Формировать интерес к предмету.
Формировать УУД.
Личностные: развивать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат.
Предметные: знания: узнать о жизни и творчестве В.В Бианки, познакомиться с его произведением “Ёж-спаситель”;
умения: найти нужную информацию из источника; составить план текста;
навыки: составить устный рассказ.
Метапредметные:
регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;
познавательные: использовать знаково-символические средства для моделирования обложки книги, составлять устные высказывания;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Основные понятия: произведение, автор, жанр, тема.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Ресурсы и оборудование к уроку:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска (возможно, использовать во время презентации);
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.;
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 2 класс. Рабочая тетрадь № 2;
- электронные физкультминутки;
- презентация к уроку;
- электронное пианино.
- карточки с заданиями для каждой группы.
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, театрализация.
Оборудование: портрет писателя, карточки, картины, аудио запись,библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, карточки со словами: зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.
Тема урока. Произведения о животных.
Все мы на свете друг другу нужны!
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята.
Меня зовут Долгушева А, Ю. Я сегодня проведу с вами интегрированный урок литературного чтения и музыки. Я очень люблю эти уроки! А вы?!
Ребята, посмотрите пожалуйста в окно, какая погода?
( Ответы детей: погода за окном пасмурная , дождливая).
А какое настроение вызывает эта погода?
( грустное)
А как вы думаете, что нужно сделать в нашем классе, чтобы наше настроение улучшилось,
чтобы на душе стало светлее, теплее?
( повеселится). Чтобы стало веселее можно друг другу улыбнуться.
Я вам предлагаю поздороваться со мной в диалоге. Т. Е. я вам пою приветствие, а вы отвечаете. Попробуем?
Приветствие.
Садитесь.
Я надеюсь что наш урок подарит вам хорошее настроение, подарит много положительных эмоций, я в вас верю.
Ребята, я почувствовала ваш позитивный настрой, посыл. Почувствовала между нами невидимую связь…, возникло понимание. Как вы думаете почему?
( ответы детей)
Потому что музыка является универсальным средством общения. Приведите примеры.. ( ответы детей).
Литература- это искусство слова, ребята, я могу сказать, что слово живое? Как вы это понимаете?
Ребята, а музыка тоже живая?
Почему вы так думаете? ( Ответы детей).
Музыка не стоит на месте, она звучит, развивается. Музыка рассказывает нам какую- то историю.
В каждом литературном, ровно как и музыкальном произведении есть своя пульсация ( ритм), остановки ( паузы). Возьмите в руки карандаш и постукиванием прочувствуем ритм. Звучит музыка « осень», дети стучат. Спасибо, покладите карандаши.
Ребята, если я сравню паузы и остановки музыки с « дыханием», а ритм, пульсацию с биением сердца, то с помощью нашей фантазии мы сможем представить виды искусства ожившими…
Звучит запись пения птиц.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)
Приложение 1. Слайд 1.
- Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске.
1. Бианки В.В.
2. Пришвин М.М.
3. Чарушин Е.И.
- Что их объединяет?
- Назовите фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке, если он не дружил с художником Ю. А. Васнецовым и не автор рассказа “Старый гриб”.
На доске появляется тема Виталий Валентинович Бианки.
“Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.
“Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.
(Из дневника В. Бианки):
“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.
Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Слайд 2.
- Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение В.В.Бианки в изучаемом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.
- Познакомиться…
- Учиться…
- Узнать…
А о чем пойдет речь на уроке скажете мне вы сами. А поможет нам в этом музыка, послушайте ее подсказку. Звучит фрагмент Времен года П.И. Чайковского.
( варианты ответов детей)
Что может изображать такая музыка, какие образы рисует перед нами?
Правильно, картины природы осени.
А о ком пойдет речь нам покажет ( имя ученика), учитель показывает картинку ежа, а ребенок изображает его.
- Да, о еже.
Ребята, а что вам известно о ежах?
Мы можем их сейчас повстречать?
Показ видео про ежей.
Существует около семнадцати разновидностей ежей. Ежи живут в различных местах обитания, от лесов до пустынь. Тело ежа покрывает от 7000 до 10000 колючек. Колючки ежа постоянно обновляются, старые выпадают, а им на замену вырастают новые. Ёжики могут быть домашними животными. Они обычно хорошо ладят с собаками и кошками. Считается, что ежи, в отличие от всех остальных животных, у которых «чёрно – белое» зрение, могут различать цвета. Кроме того, у ежей очень хороший слух и обоняние. У ежей есть хвосты. Длина хвоста ежа обыкновенного около 3 см. У всех ежей 36 зубов.. Ёж удивительно устойчив к яду гадюки. К зиме ежи впадают в спячку, находя убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Во время спячки ежи очень сильно худеют, поэтому, проснувшись, они всё время едят. У ежа есть враги: филин и лисица. Ёж очень полезен в лесном и сельском хозяйстве, так как он истребляет опасных вредителей из числа насекомых и мышевидных грызунов.
Нынешний год отличается тёплой зимой и от этого многие животные, впадающие в спячку, проснулись. Хуже всего ежам, т.к. они долго засыпают. А если просыпаются, то уже не могут опять залечь в спячку. Поэтому люди, встретившие ежей, спасают их, держа дома до весны.
Дети, как вы понимаете выражение : правильно читать?
( выразительно, четко, без ошибок).
Именно для правильности чтения мы выполним разминку.
Сл. 6 Задание 1.
Читаем буквы правильно открывая ротик: Ы, А, О, У, Э, И.
Задание 2.
Добавляем эмоций и выразительности в произношение.
Ы- испуганно,
А- испугать,
О- удивились,
У- разочаровать,
Э- задумались,
И- улыбнулись.
Молодцы, у вас отлично получается!
Задание 3.
А сейчас посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу произнести.
Задание 4.
А теперь попробуйте поиграть друг с другом в парах. Достаточно.
Сл. 7
Работа со скороговоркой:
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
4. Знакомство с произведением.
Первичное чтение детьми и учителем текста с использованием приёма изучающего чтения.
Приём прерывания чтения – рефрент “громко вскрикнула от боли”. Почему? (Она была босиком и могла обо что-то уколоться)
Презентация.
- Давайте попробуем по названию произведения догадаться, о чём оно?
- Найдите, какую страницу учебника нам нужно открыть? (Работают по оглавлению)
Откройте учебники на странице 14. Учитель начинает читать и читает до слов «…о какие – то острые колючки.»
Учитель останавливает чтение и спрашивает:
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
читают 2 ученика до слов «… и высовывает розовый язык».
- А как вы думаете, чем закончится рассказ?
Беседа после первичного чтения.
- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами
(“Мне было страшно…”, “Я обрадовалась, когда…”, “Я восхищаюсь ежом, который…”)
Чтение трудных слов.
Предложить детям разобрать слова на доске:
вскри-кну-ла
за-фу-фу-кал
за-се-ме-нил
вски-ну-лась
- Зафуфукал (запыхтел, засопел)
- Зигзаги (кривые линии)
- Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками)
- Опомнилась (прийти в сознание, вернуть себе самообладание)
– Прочитаем необычные выражения из произведения:
“от страха у Маши руки-ноги отнялись”
“гадюка вскинулась всем телом”
5. Работа над содержанием произведения.
2 абзац.
- Насколько сильно укололась Маша? Докажите словами автора. (“Вскрикнула от боли”, “до крови укололась”)
3 и 4 абзац.
- Как повёл себя ёж сначала? (“Свернулся и зафуфукал”)
- Как вы поняли выражение «ёж засеменил»?
- Кто-нибудь сможет это показать? ( показ детей)
- Почему он так себя повёл? (Больно ему тоже)
Слайд 8,9.
- Виталий Бианки называл себя “переводчиком с бессловесного языка”, а вы сможете догадаться, что бы мог “сказать” ёжик Маше?
- Когда девочка заплакала, как тогда повёл себя ёжик? Почему? (Сопереживал, сочувствовал, как друг)
5-й абзац.
- Какую змею увидела Маша?
- Чем она опасна?
- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая? А как вы узнали, ведь Бианки прямо об этом не говорит? (“От страха…”)
- Замени предложение “От страха у Маши руки-ноги отнялись” фразеологическим оборотом. “Душа в пятки ушла”, “Ни жива, ни мертва”, т.е. очень сильно испугаться.
6-й абзац.
- Прочитайте объяснение выделенного слова.
- С чем сравнивает Бианки удар змеи? (“С ударом плетью”) Возможно, кто-то захочет найти это слово в словаре.
7-й абзац.
Что значит “опомнилась”?
Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?
Физкультминутка.
Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек,
(обнять себя за плечи)
Не умел он хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп,
(похлопать в ладоши).
Не умел он топать – Топ, топ, топ
(выполнить «топотушки»),
Не умел нон прыгать – Прыг, прыг, прыг
(прыжки на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг, шмыг, шмыг.
(подвигать носом )
А ребятки в лес пришли,
Ёжика в лесу нашли.
Научили хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп.
(похлопать в ладоши).
Научили топать – Топ-топ-топ.
(выполнить «топотушки»),
Научили прыгать – Прыг-прыг-прыг.
(прыжки на двух ногах).
- Целостное чтение текста.
- - Мы разобрали с вами текст, теперь будем читать его целыми словами и выразительно. Один читает, остальные следят.
- - Читать будем с передачей словесной эстафеты (ребёнок, который начинает читать первым, самостоятельно останавливается и говорит следующему продолжить).
- Начинает читать Саша П. и тд.
Ребята, я сочинила маленькое стихотворение и предлагаю вам закончить каждую его фразу.
Храбрый серенький клубок
Справиться с гадюкой смог,
Помощь Маше оказал
И домой в лес убежал.
Дети, а хотите мы сочиним с вами музыкальную сказку ?
Какую музыку мы можем подобрать к началу произведения? ( спокойную)
А ко 2 части ( ногу ранила) ? Грустную, печальную…
В третьей части произошла борьба ежа со змеей. Какая музыка должна звучать по настроению, характеру? ( опасная, резкая, отрывистая, грозная,..)
Менялся ли характер музыки на протяжении всего произведения?
- Мы с вами много говорили о том, что мы должны любить и охранять природу. А в сегодняшнем рассказе мы видим, что и животные тоже могут спасать, защищать людей.
Сл. 12
Все мы на свете друг другу нужны. В природе все друг с другом взаимосвязано. Если мы кому-то делаем добро, то и нам ответят добром. Давайте постараемся быть чуточку добрее ко всем кто нас окружает.
6. Самостоятельная работа в тетради (с.12, №2, 3).
Проверка и самооценка самостоятельной работы.
- Оцените свою работу: синий кружок – выполнил самостоятельно и правильно; желтый – выполнил с помощью товарищей, белый- было трудно, допустил ошибки.
I группа.
Задания.
Найдите в тексте описание ежа и змеи.
Какой ёж? | Какая гадюка? |
|
|
|
|
|
|
II группа.
Задания.
1. Перечитайте поединок ёжика с гадюкой и подчеркните все глаголы.
2. Заполните таблицу.
Что делал ёж? | Что делала гадюка? |
|
|
|
|
|
|
III группа. Задание.
1. Какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ В.Бианки?
1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком в лес ходить _________________, потому что _____________
2) Мы узнали, что земляника растёт на ___________
3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка. (Пользуясь учебником, найдите её описание и подготовьте рассказ о том, как выглядит эта змея.)
4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится на __________.
- Обобщить ваши ответы хочу пословицей: Кто много читает, тот ….
- А пригодятся ли эти знания вам в жизни?
Проверка самостоятельной работы
IV. Творческое задание.
Звучит песня с исполнением шумовых инструментов: « Все, кто есть на земле друг другу на свете нужны».
V. Домашнее задание.
По выбору: кто- то может найти интересные сведения о ежах, можете сравнить с другими литературными произведениями, в которых животные спасают людей.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:
- Меня удивило………..
- Я почувствовал………
Я думаю………………
Вариант 2 – тест.
Закончить урок хочу словами “Любить природу, значит, любить Родину”. Подумайте над смыслом этих слов. С них мы начнём наш следующий урок.
Повсюду: в лесу на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Звучит песня в исполнении учителя и учеников Ю. Антонова « Родные места».
– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.
Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе
Урок по УМК "Школа России". Тема "Встречаем Весну!"....
Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...