Неизвестное об известном Маршаке.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кононова Александра Владимировна

Цель урока показать учащимся многогранность творчества С.Я. Маршака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения

учитель МБОУ «СОШ №71»

Кононова А.В.

Тема: Неизвестное об известном Маршаке.

Цель:  Показать учащимся многогранность творчества С.Я. Маршака.

Задачи:

  • формирование у детей правильной читательской деятельности (умения думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения);
  • углубить знания учащихся о творчестве писателя;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать умение обобщать, делать выводы;
  • познакомить с новым направлением творчества Маршака – деятельностью переводчика;
  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • дать представление о деятельности Маршака как драматурга;
  • через элементы театрализации способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения;
  • прививать интерес к чтению поэтических произведений, формировать умение узнавать новое, открывать новые стороны творчества известных авторов;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мяч, карточки с тематикой произведений Маршака, декорации для инсценировки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку. Повернитесь, улыбнитесь нашим гостям.

II. Сообщение темы урока.

Ученик с мячом выходит, читая стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч»

        - Так и хочется всё бросить и убежать играть в этот самый мяч. А что произошло дальше?

Раздаётся стук. Ученик читает отрывок из стихотворения «Кто стучится в дверь ко мне».

        - Нет человека, который бы не знал эти строки

        - Кто автор этих строк? (С. Я. Маршак. В этом году 3 ноября исполняется 120 лет со дня его рождения)

        - А что вы знаете о С.Я.Маршаке? (высказывания детей)

        

- Маршак – это фамилия или псевдоним?

        - В какой стране учился Маршак?

        - Сколько языков знал?

-Только ли детскими стихами прославился?

- Посмотрите вроде бы, и знаем с самого детства, а оказывается, и многого не знаем. И сегодня на уроке мы будем открывать для себя новое, неизвестное об известном Маршаке.

Для этого обратимся к устному журналу и первая страница в нём….

III. Маршак – автор детских произведений

        

- Ребята, а почему стихи Маршака так любят дети? (писал для детей и о детях)

        -Выполним такое задание: представьте, что вам стихи Маршака нужно распределить на полки в библиотеке. Каждая полка соответствует теме.

на доске

        

        - Посмотрите, как многогранно было творчество Маршака. Каким был талантливым этот человек.        

        - Сколько книг собралось на нашей выставке! Уже не терпится обратиться к ним, а вам хочется представить свою книгу и  рассказать стихотворения. (представление книги по плану, чтение наизусть)

Представление книги по плану:

1. Автор книги.

2. Книга издана в …..году, в издательстве …. .

3. В книге содержатся .........( например, стихи;  книга состоит из разделов ...)

4. Я выучил(а) стихотворение … ,

        -Что объединяет эти произведения? (написаны Маршаком, добрые, весёлые, о детях Маршак высмеивал грубость, лень,)

        - Давайте перевернём вторую страницу…

IV. Маршак- переводчик.

        В 1912 году Маршак едет учиться в Англию, в Лондонский университет. Во время каникул он много путешествует пешком. Слушает английские народные песни. Уже тогда Маршак начал работать над переводами. Самуил Яковлевич переводил английские и шотландские народные песни и баллады Шекспира, Бернса, Киплинга, Милна, Кэрролла, Гейне с немецкого, Родари с итальянского, чешскую и латышскую народную поэзию, украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов.

- Как называют человека, который владеет более чем двумя языками? (полиглот)

-Послушаем английскую песенку- оригинал.

 чтение стишка на английском языке «Шалтай-Болтай»

-Кто узнал, как называется это стихотворение на русском языке? 

        -Все ли поняли о чём речь?

        -А С.Я.Маршак перевёл для нас эти стихи!

        - Послушаем перевод в исполнении  заслуженного актёра России С. Юрского.

        - Здорово! Кто будет стараться читать стихи так выразительно, эмоционально?

        -У англичан Шалтай – Болтай означает болтливый человек, в русском языке пустомеля.

        - Кому из вас хочется быть похожим на Шалтая Болтая?

Физминутка

        - С каких же языков переводил Маршак?

        - Выучил ли кто-нибудь из вас стихотворение  перевод С. Я. Маршака? (1-2 уч-ся)

Осталась ещё одна страница в нашем устном журнале…

V. Маршак-драматург.

        -Кто же такой драматург? (В словаре Ожегова даётся такое определение человек, который пишет пьесы для постановки в театре)

        -Пьеса – это драматическое произведение.

        -А мы встречались с пьесами на уроках литературы? Припомните. («Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи», «Горя бояться - счастья не видать»).

- Кому хочется увидеть отрывок из пьесы Маршака «Сказка про козла» ?  посмотрим первое действие.

        -Зачем Маршак написал эту сказку?

        -Чему хотел научить?

        -Каким показан козёл в этой сказке?(добрый заботливый)

        -Почему именно о дедке и бабке? (уважать людей пожилого возраста)

        -Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам. Как можно помочь пожилому человеку?

        -Во Франции нет слова пожилой человек, говорят мудрый человек.

-В начале урока прозвучал вопрос : Маршак – это фамилия или псевдоним? Фамилия, которую человек прославил и увековечил своим трудом. По сей день, произведения Маршака любимы и интересны. Я уверена, и ваши дети будут их читать.

- Как вы думаете, Маршак писал для взрослых? (У Маршака есть произведения и для взрослых, когда вы подрастёте вы обязательно с ними познакомитесь.)

-Однажды К.Чуковский заметил, что в литературе не один Маршак, а целых 5:

  • Маршак-поэт
  • Маршак-лирик
  • Маршак-сатирик
  • Маршак-драматург
  • Маршак-сказочник

  VI. Итог урока

-Ребята, к сожалению, наш  урок подходит к концу. Закройте глазки, ответьте на вопрос: ЧТО Я УЗНАЛ? Кто хочет поделиться своим ответом?

Закройте глазки, ответьте на вопрос: ЧТО Я НЕ ЗНАЮ? Кто хочет поделиться своим ответом?

VII. Домашнее задание

Прочитайте новые незнакомые вам произведения С. Я. Маршака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Неизвестное об известном. Русская матрёшка".

Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создаду...

Урок окружающего мира "Неизвестное в известном"

Бумага. Это так близко и знакомо всем. Но оказывается в известной бумаге так много неизвестного. В течение всего урока дети заинтересованно находят все неизвестные данные о бумаге: историю создания, п...

Мастер - класс "Неизвестное об известном .Русская матрёшка"

Предметная  цель: дать понятие о приёмах  раскрытия темы  в соответствии с ФГОСМетапредметная цель: время и пространствоЗадачи: погружение в тему и мотивация преподавателей на осв...

Неизвестное об известном.

Данный материал может быть использован учителями при изучении раздела "Наш край" (ХМАО - Югра) или как самостоятельное занятие во внеурочной деятельности....

Вред курения, последствия курения: неизвестное об известном

В данной презентации приводятся  факты о вреде курения, которые необходимо знать подрастающему поколению, чтобы не оказаться "в плену" этой губительной зависимости....

Урок-исследование по русскому языку «Неизвестное и известное». Слово «счастье»

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Неизвестное и известное. Слово "Счастье"...

Исследовательская работа "Неизвестное об известном"

Работа посвящена изучению некоторых свойств воды (расширение при замерзании, хороший растворитель, не проводит электрический ток и т.д.) на основе проведения простых, но информативных опытов....