Урок-исследование по русскому языку «Неизвестное и известное». Слово «счастье»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Неизвестное и известное. Слово "Счастье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_schaste.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 4 класс, тип урока – урок рефлексии.
Тема: урок-исследование «Неизвестное и известное». Слово «счастье»
Цель: создание условий для творческой работы над словом
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебной задачи;
-готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; обобщать;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания,
- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- организовать повторение о грамматических функциях имени существительного;
- познакомить со способом творческой работы над словом;
- совершенствовать коммуникативные навыки общения при работе на уроке;
- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля при выполнении практических заданий над словом..
Оборудование: Smart доска, ноутбук учителя, проектор, задания, построенные в программе Notebook, листы с планом по составлению «Биографии слова»,словари
Технологии: системно-деятельностного подхода, компьютерные, здоровьесберегающие.
Методы: частично-поисковый, самостоятельная работа, беседа.
Формы: парная, фронтальная, групповая.
1.Оргмомент. Цель: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в учебной деятельности, на овладение способами деятельности. | |
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. - Сегодняшний урок обещает быть очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование. - Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое). - Какие задачи ставите для себя на этот урок? | Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Создание у детей хорошего настроения, их включение в совместную деятельность («хочу»). Формирование самоконтроля. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: планирование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Этап актуализация знаний. Цель: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников, создание для учащихся «ситуации успеха». | |
- Чтобы определить предмет нашего исследования отгадайте загадку и попробуйте назвать этот предмет: - Правильно, ребята, это слово. Но слово это не простое, а очень важное и нужное. | Коммуникативные УД: навыки учебного сотрудничества, форма ученик-ученик; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Формирование познавательной мотивации. Познавательные УД: структурирование знания, логические операции анализа и синтеза, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные УД: коррекция. Личностные УД: смыслообразование. нравственно-этическое оценивание. Воспитательный аспект урока. |
3. Этап проблематизации, целеполагания и планирования. Постановка учебной задачи. Цель: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретно практической задачи в УЗ, к планированию предстоящей работы. | |
- Посмотрите на доску и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово. Ч С Ь Е С Т А (страница 2) - Верно, ребята, это слово «СЧАСТЬЕ». И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. | Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Постановка учебной задачи. Мотивационный компонент учебной деятельности: формирование познавательной мотивации через элемент дидактической игры. Развитию операционного компонента учебной деятельности – формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке. Регулятивные УУД: целеполагание и планирование. |
4. Этап концептуализации знаний. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Цель: подведение учеников к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности. | |
1)- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно назвать по 2 пословицы о счастье и объяснить их. (Дети называют и комментируют свои пословицы). (страница 3) - Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка. - Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова СЧАСТЬЕ. 2)На партах план работы (страница 4) Мы будем составлять БИОГРАФИЮ СЛОВА по такой схеме: 1. Лексическое значение слова. 2. Этимология слова. 3. Подбор однокоренных слов. 4. Подобрать синонимы и антонимы к слову. 5. Фонетический разбор слова. 6. Орфография слова. 7. Морфологический разбор. 5. Слово "СЧАСТЬЕ" во фразеологических оборотах. 3) Исследования по различным разделам языка. страница Лексика (Вспомните известное стихотворение И.Токмаковой: А я придумал слово, простое слово «плим»… - «Плим»- это слово? (Нет). - Почему?) СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. - выражает удовлетворение по поводу чего-н. СЧАСТЛИВЫЙ, -ая, -ое; счастлив и счастлив. 1. Полный счастья, такой, к-рому благоприятствует удача, успех; выражающий счастье. Счастливая жизнь. Счастливое детство. Если хочешь быть счастливым, будь им (шутл.). Счастлив, как дитя. Счастливое лицо. С. игрок (удачливый). 2. Приносящий счастье, удачу, С. билет. Счастливая рука у кого-н. (говорится о человеке, чьи действия, почин приносят удачу; разг.). 3. Благополучный, удачный. Счастливого пути! и Счастливый путь! (прощальное пожелание отправляющемуся в путь). Счастливая мысль. С.конец повести (благополучная развязка). Счастливо (нареч.) отделаться от чего-н. (удачно избавиться от чего-н. неприятного; разг.). 4. счастливо! Пожелание удачи при прощании (разг.). * Счастливо оставаться (разг.) - прощальное приветствие остающемуся.
- А можно ли изобразить СЧАСТЬЕ? Как? - Какие слова можно изобразить? (Дерево, ребенка, сапоги и т.д.) Все эти существительные обозначают конкретные предметы, их можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные. К ним можно подставить количественное числительное, например, 2 сапога, 5 тетрадей и т.д. -А к нашему слову можно подставить числительное и посчитать? Попробуйте. (страница Этимология со шторкой) - Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются? - Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология. Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов. "Этимон" - истинное, исходное значение слова. "Логос" - учение, наука. - Впишите термин "этимология" в свои рабочие тетради. - Прочитайте заметку из этимологического словаря, дайте ответ, как образовалось слово счастье. Из этимологического словаря: Что такое счастье? Русское слово счастье имеет тот же корень что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи. А что же значит приставка с? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший». Если kavi - «поэт», то su-kavi - «хороший поэт», pati - «супруг», а su-pati - «хороший супруг». Так что структура слова счастье отражает его значение.
- Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых слов ).
- Отправимся дальше. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию. - Что изучает этот раздел науки о языке? - Выполните разбор в рабочих тетрадях (У доски 1 ученик).
Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом.
◊ Считать, почитать за счастье (что-л. делать). — Знаете ли она, что есть человек, который счел бы за счастье сидеть с нею в одной комнате? Гаршин. ◊ Счастье везёт, привалило и т.п. кому-л. (разг.). . — Давно он зарился на моих голубей... а теперь вот счастье неожиданно привалило. В.Беляев. ◊ На счастье (дать, прислать, сделать и т.п. ) — чтобы был успех, удача, чтобы повезло кому-л. —[Полина:] Позвольте вам на ручку надеть кольцо, на счастье. А.Н.Толстой. — Черные тараканы, которые бабка нарочно — на счастье — принесла к нам, шуршали на голодной плите. Каверин. ◊ Слепое счастье. — Только слепое счастье избавит армию Меншикова от истребления. Станюкович. ~ Попытать, попробовать и т.п. счастья (счастье) — см. попытать.
| Личностные УУД : формирование учебной мотивации. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Частично-поисковый метод. Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучения понятия Составление основы ориентировочной деятельности (второй этап по теории П.Я. Гальперина). Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие. Регулятивные УУД: прогнозирование. Работа в группах способствует формированию коммуникативных УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, а также создается ситуация успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость. Исследовательский метод: дети самостоятельно анализируют учебный материал, что способствует развитию познавательной мотивации. Частично-поисковый метод: система вопросов и заданий в подсказке ориентирована на самостоятельное разрешение проблемы. Предполагается, что дети самостоятельно с помощью аналитического плана решат проблему и подойдут к выводу. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, умение работать в малой группе. Работа в группах. Работа в группах. Работа в парах |
Этап рефлексии. Рефлексивно-оценочная деятельность. Цель: оценка учащимися своей учебной деятельности. | |
Мы сегодня рассмотрели с вами слово СЧАСТЬЕ с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем) - Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю. Сегодня я узнал… Было интересно … Я почувствовал … Я понял, что .. Теперь я могу… Я попробую … Меня удивило… Мне захотелось … Я научился .. Было трудно…
| Формирование выводов по новой теме. Ситуация выбора и создания успеха. Регулирующий компонент учебной деятельности: рефлексия. Операционный компонент: обобщение с помощью зрительной и слуховой памяти. Регулятивные УУД: формирование у детей саморегуляции: способности к рефлексии, к планированию собственной деятельности, формирование адекватной и прогностической самооценки. Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности. Осуществление обратной связи. В завершении урока фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля).
Русский язык. 2 класс. Тема «Слова, слова, слова…» (урок развивающего контроля). Урок построен в способе диалектического обучения (СДО) и связан с Днём снежного барса(23.10)...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."
Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...