Урок окружающего мира "Неизвестное в известном"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Манышева Галина Владимировна

Бумага. Это так близко и знакомо всем. Но оказывается в известной бумаге так много неизвестного. В течение всего урока дети заинтересованно находят все неизвестные данные о бумаге: историю создания, применение, разные виды бумаги. Ученики выполняют различные опыты с бумагой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvestnoe_v_izvestnom.rar989.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-эксперимент «Неизвестное в известном»

Цели урока: произвести исследование бумаги, выявив опытным путем ее свойства и топологию (знакомство с листом Мёбиуса и его свойствами); расширять знания учащихся об истории создания бумаги, распространении по всему миру, появлению в России; воспитывать у учащихся интерес к  знаменитым открытиям человечества.  

Оборудование:  мультимедийная презентация, оборудование для проведения экспериментов, раздаточный материал для записи опытов, дополнительная информация про лист Мёбиуса.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1')
  2. Ребята! Я приветствую вас на уроке окружающего мира и прежде чем объявить тему, предлагаю подумать и решить задачку.

На столе у меня лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность.  С чего вы начнете? Что возьмете сначала?

Скажите, а что такое бумага?

Бума́га — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы (растений), а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).

Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Казалось бы, бумага, которой мы пользуемся ежечасно, даже ежеминутно нам известно все, а может быть  и что-то неизвестно.  Итак, тема нашего урока –эксперимента «Неизвестное в известном».  (слайд №1)

"Бумага - изобретение не менее чудесное, чем книгопечатание, для которого она служит основой. Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком"

(Оноре де Бальзак)

А сейчас несколько страниц  из истории бумаги.

  1. Родина бумаги.     (Слайд №2)
  2. Страна, из которой распространилось искусство  делать бумагу.  (слайд №3.)
  3. Появление бумаги в России.     (слайд №4)

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году нашей эры. Цай Лунем. Однако в 1957 году в пещере северной провинции Китая обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.

Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители.

(показ бумаги, изготовленной собственными руками учащихся)

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет через военнопленных попадает к арабам. Они и привезли его через Персию в Северную Африку, на Кипр, а в 1154 - Испанию, и уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.

В России бумага появилась в XIV веке. До этого времени писали на пергаменте. Первые бумажные мельницы появились в Москве, по-видимому, одновременно с началом книгопечатания, в 50-60 годах 16 века. Но впервые производство бумаги, годной для печати, было организовано в 1716 г. Петром I. До начала 19 века бумагу в России производили ручным способом. В 1818 году на Петергофской бумажной фабрике была установлена одна из первых в России бумагоделательных машин, изготовленных на русских заводах. В 60-х годах 19 века бумагоделательная машина уже состояла в основном из тех же частей, которые имеются в современных машинах. Вместо тряпичного сырья стали использовать древесное.

А сейчас попробуем выяснить некоторые свойства бумаги. Для этого наши ребята, которые приняли участие во Всероссийской олимпиаде  «Нескучная зима» проведут эксперименты по выявлению свойств бумаги, а вы  внесите все результаты в свои листы.

Задание №1              (слайд №5)

Разрыв газеты.

Нам  понадобится газета и листы бумаги. Медленно разорвем газету сверху вниз. Затем порвем ее поперек. В одном случае получится ровная, гладкая линия разрыва, а во втором случае она будет неровной, зубчатой. Порвем бумагу другого типа в разных направлениях. Что можно заметить?

Вопрос: Почему бумага рвётся по-разному в разных направлениях?

Задание №2                 (слайд №6)

Бумажная изоляция стакана.

Нам понадобится  бумага, два стакана, холодная вода, горячая вода и кусочки льда.

Что нужно сделать?  Я обверну один из стаканов  бумагой. Наполню оба стакана холодной  водой. Затем  брошу в каждый по одному одинаковому кусочку льда. В каком стакане лед растает быстрее? 

 А сейчас повторим этот опыт, налив в стаканы горячую воду. В каком из двух стаканов вода остынет быстрее?

Почему так происходит? Какую роль играет бумага?

Задание №3.      (слайд №7)

Капиллярное действие бумаги.

Нам понадобится салфетка,  тетрадный лист бумаги, вода, 2 стеклянные чашки, линейка.

Опустим кусок салфетку и тетрадный лист в тарелки с водой. Глубина воды должна составлять около сантиметра. Понаблюдайте, как вода поднимается вверх по бумаге. По какому листу вода поднимется быстрее? Почему?

Задание №4.     (слайд №8)

Зигзагообразная полоса из газетной бумаги в воде.

Нам понадобится газетная полоска размером 1х15 см., вода, стеклянная чашка.

Накрутим газетную полоску на карандаш и придадим ей зигзагообразную форму. Положим ее в чашку  с водой. Что произойдёт? Почему?

Задание №5.    (слайд №9)

Лист Мёбиуса. В этом задании ключевую роль играет не свойство бумаги, а топология (геометрия поверхности), но результаты очень  интересны и удивительны.

Нам понадобится два листа Мёбиуса  (это замкнутая петля с поворотом).

Сначала мы прочертим маркером линию по центру петли и будем вести линию до тех пор, пока  не вернемся к точке с которой начинали.

Что вы заметили? (линия идет по обеим сторонам листа)

  • А сейчас я разрежу петлю вдоль центральной линии. Сколько петель получится? А сколько получилось на самом деле?
  • Я снова разрежу получившуюся петлю пополам. Сколько получится петель?
  • Каждую петлю я снова разрежу пополам. Сколько вы ожидаете  получить петель.
  • Новый лист Мёбиуса разрежу, отступив третью часть от края. Что получится?

Показать еще один эксперимент с листом Мёбиуса. Лист имеет два надреза. Как вы думаете, сколько получится лент?  

А есть ли применение  листа Мёбиуса?

(раздать листы с материалом по данной теме)

Искусство и технология

1. Международный символ переработки представляет собой Лист Мёбиуса.  (слайд №10)

 2.  Лист Мёбиуса служил вдохновением для скульптур и для графического искусства.  Нидерландский художник Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих произведений  этому математическому объекту. Одна из известных — лист Мёбиуса II, показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса. (слайд №11)

3.  Лист Мёбиуса был эмблемой извеcтной серии научно-популярных книг «Библиотечка „Квант“». Он также постоянно встречается в научной фантастике, например в рассказе Артура Кларка «Стена Темноты». Иногда научно-фантастические рассказы (вслед за физиками-теоретиками) предполагают, что наша Вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса. (слайд №12)

 4.  Также кольцо Мёбиуса постоянно упоминается в произведениях уральского писателя Владислава Крапивина, цикл «В глубине Великого Кристалла». В рассказе «Лист Мёбиуса» автора Дейча,  метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда. По мотивам рассказа был снят фантастический фильм «Мёбиус».  (слайд №13)

 5.  Существуют технические применения ленты Мёбиуса. Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мёбиуса, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. Также в системах записи на непрерывную плёнку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид листа Мёбиуса для увеличения её ресурса. (слайд №14)

(слайд №15)

Итоги урока: наш урок заканчивается, но я надеюсь, что вы для себя разрешили несколько неизвестных тайн об очень известной бумаге.

  • "Бумага - продукт перетирания лохмотьев и тряпок, коль скоро сделана и отдана под печатный станок, превратившись в книгу или газету, приобретает беспримерное могущество, становится всемирным владыкой. Она изменяет наши идеи и нашу религию, переворачивает наши нравы и законы, свергает и восстанавливает царства, решает вопросы войны и мира: она, можно сказать, управляет миром. И она получила такое распространение в наши дни, такую широкую и универсальную область применения, стала столь характеризующей нашу эпоху, что наше время можно назвать "бумажной эрой"

А. Сим


Результаты проведенных опытов (экспериментов) по теме «Неизвестное в известном»

Ученик _____________________________

№п/п

Название эксперимента

Вопрос по результатам опыта

Предположение

Истина

1.

Разрыв газеты.

Почему бумага рвется по-разному в разных направлениях?

2.

Бумажная изоляция стакана.

  1. В каком стакане лед растает быстрее?

  1. В каком из двух стаканов вода остынет быстрее?

  1. Какую роль играет бумага?

3.

Капиллярное действие бумаги.

По какому листу вода поднимется быстрее? Почему?

4.

Зигзагообразная полоса из газетной бумаги.

Что произойдет с полоской? Почему?

5.

Лист Мёбиуса.

  1. Сколько петель вы надеялись получить? А сколько получилось?

  1. Сколько вы ожидали получить петель? А сколько получилось?

  1. Вы получили столько петель, сколько и ожидали?

  1. Что получилось?

Искусство и технология

1. Международный символ переработки представляет собой Лист Мёбиуса.

 2.  Лист Мёбиуса служил вдохновением для скульптур и для графического искусства.  Нидерландский художник Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих произведений  этому математическому объекту. Одна из известных — лист Мёбиуса II, показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса.

3.  Лист Мёбиуса был эмблемой извеcтной серии научно-популярных книг «Библиотечка „Квант“». Он также постоянно встречается в научной фантастике, например в рассказе Артура Кларка «Стена Темноты». Иногда научно-фантастические рассказы (вслед за физиками-теоретиками) предполагают, что наша Вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса.

 4.  Также кольцо Мёбиуса постоянно упоминается в произведениях уральского писателя Владислава Крапивина, цикл «В глубине Великого Кристалла». В рассказе «Лист Мёбиуса» автора Дейча,  метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда. По мотивам рассказа был снят фантастический фильм «Мёбиус».

 5.  Существуют технические применения ленты Мёбиуса. Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мёбиуса, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. Также в системах записи на непрерывную плёнку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид листа Мёбиуса для увеличения её ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"

Урок "Окружающий мир"   продолжить  просветительскую  работу  по  правильному  питанию; познакомить  детей с  природным происхождением и производством шоко...

Урок-проект "Неизвестное об известном. Русская матрёшка".

Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создаду...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».

Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...