Урок окружающего мира "Неизвестное в известном"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Бумага. Это так близко и знакомо всем. Но оказывается в известной бумаге так много неизвестного. В течение всего урока дети заинтересованно находят все неизвестные данные о бумаге: историю создания, применение, разные виды бумаги. Ученики выполняют различные опыты с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neizvestnoe_v_izvestnom.rar | 989.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-эксперимент «Неизвестное в известном»
Цели урока: произвести исследование бумаги, выявив опытным путем ее свойства и топологию (знакомство с листом Мёбиуса и его свойствами); расширять знания учащихся об истории создания бумаги, распространении по всему миру, появлению в России; воспитывать у учащихся интерес к знаменитым открытиям человечества.
Оборудование: мультимедийная презентация, оборудование для проведения экспериментов, раздаточный материал для записи опытов, дополнительная информация про лист Мёбиуса.
Ход урока:
- Организационный момент (1')
- Ребята! Я приветствую вас на уроке окружающего мира и прежде чем объявить тему, предлагаю подумать и решить задачку.
На столе у меня лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего вы начнете? Что возьмете сначала?
Скажите, а что такое бумага?
Бума́га — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы (растений), а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).
Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Казалось бы, бумага, которой мы пользуемся ежечасно, даже ежеминутно нам известно все, а может быть и что-то неизвестно. Итак, тема нашего урока –эксперимента «Неизвестное в известном». (слайд №1)
"Бумага - изобретение не менее чудесное, чем книгопечатание, для которого она служит основой. Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком"
(Оноре де Бальзак)
А сейчас несколько страниц из истории бумаги.
- Родина бумаги. (Слайд №2)
- Страна, из которой распространилось искусство делать бумагу. (слайд №3.)
- Появление бумаги в России. (слайд №4)
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году нашей эры. Цай Лунем. Однако в 1957 году в пещере северной провинции Китая обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.
До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.
Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители.
(показ бумаги, изготовленной собственными руками учащихся)
В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет через военнопленных попадает к арабам. Они и привезли его через Персию в Северную Африку, на Кипр, а в 1154 - Испанию, и уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.
В России бумага появилась в XIV веке. До этого времени писали на пергаменте. Первые бумажные мельницы появились в Москве, по-видимому, одновременно с началом книгопечатания, в 50-60 годах 16 века. Но впервые производство бумаги, годной для печати, было организовано в 1716 г. Петром I. До начала 19 века бумагу в России производили ручным способом. В 1818 году на Петергофской бумажной фабрике была установлена одна из первых в России бумагоделательных машин, изготовленных на русских заводах. В 60-х годах 19 века бумагоделательная машина уже состояла в основном из тех же частей, которые имеются в современных машинах. Вместо тряпичного сырья стали использовать древесное.
А сейчас попробуем выяснить некоторые свойства бумаги. Для этого наши ребята, которые приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Нескучная зима» проведут эксперименты по выявлению свойств бумаги, а вы внесите все результаты в свои листы.
Задание №1 (слайд №5)
Разрыв газеты.
Нам понадобится газета и листы бумаги. Медленно разорвем газету сверху вниз. Затем порвем ее поперек. В одном случае получится ровная, гладкая линия разрыва, а во втором случае она будет неровной, зубчатой. Порвем бумагу другого типа в разных направлениях. Что можно заметить?
Вопрос: Почему бумага рвётся по-разному в разных направлениях?
Задание №2 (слайд №6)
Бумажная изоляция стакана.
Нам понадобится бумага, два стакана, холодная вода, горячая вода и кусочки льда.
Что нужно сделать? Я обверну один из стаканов бумагой. Наполню оба стакана холодной водой. Затем брошу в каждый по одному одинаковому кусочку льда. В каком стакане лед растает быстрее?
А сейчас повторим этот опыт, налив в стаканы горячую воду. В каком из двух стаканов вода остынет быстрее?
Почему так происходит? Какую роль играет бумага?
Задание №3. (слайд №7)
Капиллярное действие бумаги.
Нам понадобится салфетка, тетрадный лист бумаги, вода, 2 стеклянные чашки, линейка.
Опустим кусок салфетку и тетрадный лист в тарелки с водой. Глубина воды должна составлять около сантиметра. Понаблюдайте, как вода поднимается вверх по бумаге. По какому листу вода поднимется быстрее? Почему?
Задание №4. (слайд №8)
Зигзагообразная полоса из газетной бумаги в воде.
Нам понадобится газетная полоска размером 1х15 см., вода, стеклянная чашка.
Накрутим газетную полоску на карандаш и придадим ей зигзагообразную форму. Положим ее в чашку с водой. Что произойдёт? Почему?
Задание №5. (слайд №9)
Лист Мёбиуса. В этом задании ключевую роль играет не свойство бумаги, а топология (геометрия поверхности), но результаты очень интересны и удивительны.
Нам понадобится два листа Мёбиуса (это замкнутая петля с поворотом).
Сначала мы прочертим маркером линию по центру петли и будем вести линию до тех пор, пока не вернемся к точке с которой начинали.
Что вы заметили? (линия идет по обеим сторонам листа)
- А сейчас я разрежу петлю вдоль центральной линии. Сколько петель получится? А сколько получилось на самом деле?
- Я снова разрежу получившуюся петлю пополам. Сколько получится петель?
- Каждую петлю я снова разрежу пополам. Сколько вы ожидаете получить петель.
- Новый лист Мёбиуса разрежу, отступив третью часть от края. Что получится?
Показать еще один эксперимент с листом Мёбиуса. Лист имеет два надреза. Как вы думаете, сколько получится лент?
А есть ли применение листа Мёбиуса?
(раздать листы с материалом по данной теме)
Искусство и технология
1. Международный символ переработки представляет собой Лист Мёбиуса. (слайд №10)
2. Лист Мёбиуса служил вдохновением для скульптур и для графического искусства. Нидерландский художник Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих произведений этому математическому объекту. Одна из известных — лист Мёбиуса II, показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса. (слайд №11)
3. Лист Мёбиуса был эмблемой извеcтной серии научно-популярных книг «Библиотечка „Квант“». Он также постоянно встречается в научной фантастике, например в рассказе Артура Кларка «Стена Темноты». Иногда научно-фантастические рассказы (вслед за физиками-теоретиками) предполагают, что наша Вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса. (слайд №12)
4. Также кольцо Мёбиуса постоянно упоминается в произведениях уральского писателя Владислава Крапивина, цикл «В глубине Великого Кристалла». В рассказе «Лист Мёбиуса» автора Дейча, метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда. По мотивам рассказа был снят фантастический фильм «Мёбиус». (слайд №13)
5. Существуют технические применения ленты Мёбиуса. Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мёбиуса, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. Также в системах записи на непрерывную плёнку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид листа Мёбиуса для увеличения её ресурса. (слайд №14)
(слайд №15)
Итоги урока: наш урок заканчивается, но я надеюсь, что вы для себя разрешили несколько неизвестных тайн об очень известной бумаге.
- "Бумага - продукт перетирания лохмотьев и тряпок, коль скоро сделана и отдана под печатный станок, превратившись в книгу или газету, приобретает беспримерное могущество, становится всемирным владыкой. Она изменяет наши идеи и нашу религию, переворачивает наши нравы и законы, свергает и восстанавливает царства, решает вопросы войны и мира: она, можно сказать, управляет миром. И она получила такое распространение в наши дни, такую широкую и универсальную область применения, стала столь характеризующей нашу эпоху, что наше время можно назвать "бумажной эрой"
А. Сим
Результаты проведенных опытов (экспериментов) по теме «Неизвестное в известном»
Ученик _____________________________
№п/п | Название эксперимента | Вопрос по результатам опыта | Предположение | Истина |
1. | Разрыв газеты. | Почему бумага рвется по-разному в разных направлениях? | ||
2. | Бумажная изоляция стакана. |
| ||
| ||||
| ||||
3. | Капиллярное действие бумаги. | По какому листу вода поднимется быстрее? Почему? | ||
4. | Зигзагообразная полоса из газетной бумаги. | Что произойдет с полоской? Почему? | ||
5. | Лист Мёбиуса. |
| ||
| ||||
| ||||
|
Искусство и технология
1. Международный символ переработки представляет собой Лист Мёбиуса.
2. Лист Мёбиуса служил вдохновением для скульптур и для графического искусства. Нидерландский художник Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих произведений этому математическому объекту. Одна из известных — лист Мёбиуса II, показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса.
3. Лист Мёбиуса был эмблемой извеcтной серии научно-популярных книг «Библиотечка „Квант“». Он также постоянно встречается в научной фантастике, например в рассказе Артура Кларка «Стена Темноты». Иногда научно-фантастические рассказы (вслед за физиками-теоретиками) предполагают, что наша Вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса.
4. Также кольцо Мёбиуса постоянно упоминается в произведениях уральского писателя Владислава Крапивина, цикл «В глубине Великого Кристалла». В рассказе «Лист Мёбиуса» автора Дейча, метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда. По мотивам рассказа был снят фантастический фильм «Мёбиус».
5. Существуют технические применения ленты Мёбиуса. Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мёбиуса, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. Также в системах записи на непрерывную плёнку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид листа Мёбиуса для увеличения её ресурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"
Урок "Окружающий мир" продолжить просветительскую работу по правильному питанию; познакомить детей с природным происхождением и производством шоко...
Урок-проект "Неизвестное об известном. Русская матрёшка".
Урок направлен на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создаду...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...
Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...