Конспект урока литературного чтения "Детство Тёмы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.

 Планируемые результаты:

      Предметные:

                        -знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;

                        -уметь делить текст на части по смыслу;

                        -уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

            Личностные:

                        -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_temy_1pechat.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

Тихо сядут мальчики и еще тише девочки.

Эмоционально настраиваются на работу.

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам поучаствовать в очень интересной «речевой разминке».

  1. В гнезде дрозды. В низине не Зина. Звездолёт взлетел.
  2. Зубр не зубрит и не зазубривает.
  3. Шла к малышке Груше. Бабушка Луша. В лукошке у Луши —Большие груши

-Все попробовали произнести про себя.

-Получилось? Давайте попробуем хором.

-А теперь, кто сможет повторить только уже самостоятельно?

 

Участвуют в речевой разминке.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?

О чем оно?

Откройте учебник на стр. 114.

Прочтите автора и название произведения.

Сформулируйте тему и поставьте цели на урок.

Ставят цели на урок.

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

 Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

15 мин

Знаком ли вам этот писатель? 

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в богатой семье: его отец был высокопоставленным военным. Настоящая фамилия писателя — Михайловский. Псевдонимом «Гарин» он обязан своему маленькому сыну, которого звали Гари. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намека на лень, он терпеливо фиксировал путевые впечатления, записывая поразившие его факты на чем придется, а благодаря природному литературному дару смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказов. Современники считали Гари на-Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

  • Прочитайте еще раз название. О ком будет это  произведение?

Сейчас предстоит нам героя узнать, Через поступки характер понять. (Учитель читает первую часть рассказа на с. 114—117.)

Кто рассказал нам эту историю? 

  • В какое время суток происходили события?
  • Что узнал Тема, когда проснулся?
  • Подберите синонимы к слову «ирод».

А знаете ли вы, что раньше был такой царь, который завоевал трон с помощью войск? Звали его Ирод. Он был очень жестокий, грубый, черствый и уничтожал всех, кто пытался с ним соперничать. С тех пор злых людей называют иродами.

А какое у вас было домашнее задание ( составить план к первой части) Кто нам огласит свой план? Кто попробует перессказать текст по плану? Проанализируем.

  • Этот отрывок можно разделить на 3 части. Сможете рассказать коротко, о чем говорится в каждой части?

(Автор-рассказчик.) 

(Жестокий, грубый, злой.)

(В первой части говорится о том, как Тема проснулся ночью и узнал от няни о судьбе Жучки, о том, как он строит планы по спасению Жучки. Во второй части дается описание утреннего беспорядка в столовой, сада после дождя, говорится о том, какие необходимые вещи берет с собой Тема для спасения Жучки. В третьей части говорится о том, как Тема спешит преодолеть расстояние до колодца.)

П: сопоставление информации, представленной учителем;

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Первичное закрепление

Методы: практический, упражнение.

5 мин

-Найдите и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом.

(Учащиеся читают описание стола в столовой.)

А теперь найдите пейзажное описание.

Этот беспорядок видит Тема или автор?

Что общего в этих описаниях? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? 

Подтвердите словами из текста.

Прочитайте последнюю часть отрывка. Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Темы к Жучке?

Почему Теме в это утро было тяжело перелезать через забор?

Как эти поступки характеризуют Тему?

Что взял с собой Тема, чтобы спасти Жучку?

Вы догадались, какой план придумал Тема?

-Давайте немного отдохнем и разомнемся. Внимание на экран.

Кто герой рассказа?

Чтобы стать главным героем, что ему нужно совершить?

Продолжим читать отрывок из произведения «Детство Темы» и узнаем, какой поступок совершил мальчик.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 118. Какой момент изобразил художник?

Представьте себя на месте Темы. Что бы вы увидели, заглянув в колодец?

А что бы почувствовали?

Прочитаем и узнаем, как чувствовал себя Тема.

(Учитель читает продолжение рассказа на с. 118—120.)

Что же чувствовал Тема, стоя у колодца?

Как вел себя вначале?

Что нам хотел сказать автор?

О чем думал в этот момент Тема, что ощущал?

Что в поведении Темы говорит о его любви к собачке?

С помощью каких слов и выражений автор передает чувство жалости Темы к Жучке? Перечитайте реплики Темы, передавая душевное состояние мальчика.

Каким предстает перед нами Тема в этом отрывке?

Что придает ему силу? 

Какой план придумал Тема?

Как это его характеризует?

Почему же план не удался?

(Это описание сада.)

(И Тема, и автор.)

(В душе мальчика царит смятение.)

Узнав от няни, что случилось с Жучкой, Тема сразу обдумывает пути ее спасения. Едва дождавшись рассвета, он начал быстро одеваться. Тема боится причинить Жучке вред; он торопится к колодцу, выбирая короткий путь, действует быстро и проворно.)

(Ему нездоровилось, но он все равно пошел спасать Жучку.) 

(Мальчик Тема.)

(Поступок.)

(Подбежал, вполголоса позвал, замер в ожидании, ничего не слышал, кроме биения своего сердца.)

(Любовь Жучки.)

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

4 мин

 Сейчас будем работать в парах. Ваша задача составить характеристику на главного героя Тёма. Составить нужно самостоятельно, а после окончания работы вы должны обменяться своими листочками и проверить друг друга. Пишите на листочках, которые я вам раздала.

Выполняют работу с взаимопроверкой.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

1 мин

С каким произведением мы познакомились? Оно вам понравилось?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все цели достигнуты?

А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Дата: 6.04.2019г                                                                                                Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ «СОШ №91»                                                                                Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «В»                                                                                                Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема: «Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»»

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.

 Планируемые результаты:

        Предметные:

                -знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;

                -уметь делить текст на части по смыслу;

                -уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытие нового знания».

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник литературного чтения 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....